Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы:
1. дать понятие органа исполнительной власти как структурного подразделения государственно-властного механизма, проанализировать административно-правовой статус органов исполнительной власти раскрыть признаки и основные черты;
2. дать понятия системы и структуры органов исполнительной власти, проанализировать и раскрыть принципы организации и деятельности исполнительных органов власти;
Введение 2
1. Понятие органа исполнительной власти и его административно-правовой статус. 4
2. Система и структура органов исполнительной власти: понятие и принципы построения. 12
3. Классификация органов исполнительной власти. 23
4. Основные организационно-правовые формы органов исполнительной власти и их функции. 29
5. Место ФСБ России в системе исполнительной власти. 42
Заключение 46
Литература 48
На федеральном уровне все основные вопросы образования органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.
Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);
b) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 43 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краёв, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ (ст. 63 Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона) Оренбургской области).
На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные лица республик главы государств, президенты – главы исполнительной власти (ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики Коми).
В краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах порядок примерно такой же. Так, губернатор Ставропольского края формирует исполнительный орган – Правительство края, являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава – Основного закона Ставропольского края); глава администрации Читинской области формирует аппарат областной администрации (ст. 38 Устава – Основного закона Читинской области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство) находится формирование органов исполнительной власти – отраслевых и функциональных органов городской администрации (ст. 52, 54 Устава – Основного закона г. Москвы).
3. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:
a) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а так же правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономные области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;
b) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
c) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации (например, государственные комитеты в республиках);
d) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).
4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе.
Так, наиболее важные вопросы глава администрации Архангельской области выносит на рассмотрение на возглавляемого им консультативного органа – совета администрации области. Члены совета назначаются главой администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). А Уставом Псковской области предусмотрено образование коллегии администрации области (ст.40).
Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.
5. В качестве критерия классификации исполнительных органов используется также способ их создания. С таких позиций можно различать:
a) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство как на уровне РФ, так и её субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов главами государств или главами исполнительной власти);
b) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган. Так, избирается Председатель Правительства Республики Хакасия (ст.89 Конституции Республики Хакасия); избираются главы администраций субъектов РФ, не являющихся республиками (например, мэр г. Москвы); избираются президенты республик, являющиеся главами исполнительной власти (например, ст. 71 Конституции Республики Бурятия).
6. Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной власти. Здесь довольно много различных модификаций, очень часто происходят изменения, в силу чего устойчивым данный вид классификации признать не представляется возможным. Тем не менее, по данному критерию сейчас доступны для выделения:
a) правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
b) министерства (федеральные, республиканские, субъекта РФ );
c) федеральные службы, федеральные агентства, (только на федеральном уровне);
d) администрации или мэрии (в субъектах федерации, не являющимися республиками);
e) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы, структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации.
Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ;
Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.
Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций компетенции, полномочий).
Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:
1) гарантирует права и свободы человека и гражданина;
2) формирует Правительство РФ;
3) предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ.
4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
5) вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации;
7) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
8) вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ;
9) представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях[9].
Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.
Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ[10].
Правительство Российской Федерации
Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.
Правительство РФ:
- возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации[11].
- осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[12].
В пределах своих полномочий Правительство РФ:
а) следит за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;
б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство РФ решает общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
К общим полномочиям Правительства РФ относятся:
- организация реализации внутренней и внешней политики РФ;
- осуществление регулирования в социально экономической сфере;
- обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;
- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;
- реализация права законодательной инициативы.
Законодатель нормативно устанавливает полномочия Правительства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Российской Федерации; внешней политики и международных отношений.
Информация о работе Правовой статус органов исполнительной власти