Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность по-разному: иногда как должностные лица, иногда как юридические лица.
25.
Особенности административного
правового положения
Понятие общественных объединений граждан.
Создание и функционирование общ-ых объединений основывается на законодательстве и Конституции РФ – в ст.30 закреплено право граждан на объединение. Основаниями является общность интересов физических и юридических лиц, для создания профессиональных, научных, спортивных и других объединений. Общ.объединения создаются на основе принципа добровольности, свободного волеизъявления граждан, равноправия, самоуправления и законности.
Порядок создания общественного объединения состоит из нескольких этапов: инициатива организаторов, разработка устава, проведение учредительной конференции, гос-ая регистрация объединения – и осуществляется не менее чем тремя физическими или юридическими лицами. Устав общ.объединений содержит структуру и полномочия объединения.
Решение о гос-ой регистрации общ.объединений принимают органы Министерства юстиции. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Гос-во после регистрации объединений обеспечивает соблюдение их прав, законных интересов и задач. Законодательство наделяет общественные объединения большими полномочиями в области гос-ой и общ-ой деятельности: участие в формировании органов гос-ой власти и управления, выработке проектов их решений, защите законных интересов своих членов в гос-ых и общ-ых органах и многое другое, а также обязательствами: соблюдать законодательство; ежегодно информировать о продлении своей деятельности органы юстиции; представлять годовые и квартальные отчеты о своей деятельности и др. надзор за законностью деятельности общ.объединений возложен на органы прокуратуры, а контроль за соответствием их деятельности уставным целям – на органы юстиции. Прекращение деятельности общ.объединений осуществляется как по решению объединения, так и по решению суда на основании заявления прокурора.
Основные виды объединений: общественная организация, общественное движение, политическая партия, общественный фонд, общественное учреждение.
26.
Содержание и методы
Основой для изучения функций, методов и форм государственного управления являются философские категории «содержание» и «форма». Содержание – это взаимосвязанные, внутренние, существенные для качественной характеристики какого-либо явления его свойства и признаки. Содержание также определяют как совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.
Форма – внешнее выражение содержания, способ его существования. Выделяется внутренняя форма (структура) и внешняя форма – внешнее выражение.
Взаимосвязь формы и содержания. Содержание предопределяет форму, но она, в свою очередь, влияет на содержание. Форма может сдерживать развитие содержания.
Дискуссии
В советском административном праве под содержанием обычно понимали функции управления. Дискуссии – по поводу двух моментов:
1. что понимать под
содержанием государственного
2. что такое функции
Некоторые авторы выделяли содержание – функции и методы, а им противостоят формы государственного управления.
Б.М. Лазарев понимал под
Следовательно, при любом подходе функции включаются в содержание, образуют его сердцевину.
Формула универсальной управленческой цепочки
Цель ® задачи (подцели) ® функции ® методы ® формы - это универсальная управленческая цепочка. Здесь каждый последующий элемент предопределяется предыдущим.
Цель государственного управления предопределяется политикой. Это политическая задача – формулирование целей государственного управления в широком смысле, законодательная (конституционная) задача – формулирование целей для исполнительной власти.
Эффективность государственного управления зависит, в первую очередь, от правильного отражения в политике назревших проблем развития общества и ожиданий населения.
Цели образуют систему, они должны быть организованы иерархически («дерево целей»), подцели – это шаги, средство достижения более крупных целей. Цели могут быть политическими, стратегическими, тактическими, оперативными.
Системный подход – цели для системы задаются системами более высокого уровня, которые предопределяют условия их существования. Система социального управления – система более высокого уровня для государственного управления. Б.П. Курашвили называет эти социально заданные цели императивами (требованиями, велениями). Часть из них выражается юридически, часть содержится в неправовых нормах - это социальное мировоззрение, система взглядов общества на социальный мир (идеология, мораль, право).
Б.М. Лазарев выделял после целей следующий элемент – волевой, государственно-властный фактор. Здесь речь идет о власти как возможности субъекта управления влиять на объект управления, без чего управление является трудно осуществимым.
Большинство авторов считают, что функции – это основной элемент содержания государственно-управленческой деятельности.
В науке административного права это один из наиболее сложных и дискуссионных вопросов.
Латинское слово «funktio» – переводится как «исполнение, деятельность». Во многих работах функции рассматриваются определенные виды труда, направления деятельности, виды действий, элементы управленческого процесса, стадии цикла.
Ю.М. Козлов – функция управления – это особый вид управленческой деятельности, имеющий специфическое «технологическое» назначение. Он приводит универсальный для любой управленческой деятельности перечень функций (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, руководство, координация, учет, контроль).
Классификация функций. Б.П. Курашвили предложил научно обоснованную и аргументированную систему функций. Он проводил взаимосвязь функций государства – функций видов государственной деятельности – функций органов государства. Государственное управление может быть разделено на функции в зависимости от разных оснований. Каждый из них дает набор функций, таким образом, можно говорить о многозначной классификации функций. Пересечение всех этих классификаций дает многомерную (нелинейную) модель функций государственного управления.
Наиболее общие основания: субъект управления, объект управления, технология управления (воздействие).
Субъектные функции: по критерию субъект управления выделяются функции каждой ветви власти и каждого органа. Они закрепляются в компетенционных актах – законах, положениях и т.д. Пример – Указ Президент РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Объектные функции: по основанию объект управления выделяются функции объектные: территориальные (страна, территориальные единицы, регионы), отраслевые (экономика, сельское хозяйство, транспорт), реляционные (социально-пространственные - в зависимости от состава участников общественной жизни – социальная структура, демографические слои – пенсионеры, молодежь и т.д.), эволюционные (т.е., временные – стабилизация и развитие).
Технологические функции: это функции собственно процесса управляющего воздействия. Эти функции делятся на операционные и стадиальные. Все предыдущие функции реализуются с помощью технологических. Операционные – исследование ситуации, собственно управление, учет и оценка ситуации, нормативная регламентация. Стадиальные – подготовка управленческого решения, его принятие, реализация и более дробные функции.
Учебник ИГП РАН – функции учетно-регистрационного характера, лицензирования, сертификации, стандартизации.
Выделяются функции
основные и вспомогательные, обслуживающие,
общеорганизационные и
Выделяют функции
Но в целом, в учебниках этот вопрос освещен менее подробно или вообще не рассматривается. Однако проводимая в стране административная реформа основывается на теории функций управления. Научные положения и терминология становятся правовыми, закрепляются в актах. Функции находят правовое закрепление в компетенции органов (полномочия по осуществлению функций).
Функции, лежащие в основе построения системы органов исполнительной власти, это функции по выработке государственной политики в той или иной сфере государственного управления, функции правового регулирования, функции контроля и надзора, лицензирования, регистрации, функции по оказанию государственных услуг.
Все указанные виды функций предусмотрены Концепцией административной реформы. Данные виды функций имеют различное правовое регулирование и отличаются по степени детальности их правовой регламентации. Наибольшее юридическое значение имеют функции государственного контроля и надзора, поскольку они связаны с вмешательством в права граждан и юридических лиц. Поэтому в данной лекции они будут предметом специального рассмотрения.
Функции
по разработке государственной политики
и нормативно-правовому
К функциям федеральных
министерств отнесен также
Функции государственного контроля и надзора. Контроль как функция в самом общем виде представляет собой проверку соответствия фактического состояния дел на подконтрольном объекте заданному.
По времени осуществления выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений; текущего - в выяснении состояния законности, в вынесении оценки правильности совершаемых действий объектами контроля; и последующего - в проверке реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
По субъектам, осуществляющим контроль, и соответственно, по его охвату или объему контроль органов исполнительной власти можно разделить на виды:
а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством РФ и т.д.);
б) специальный (надведомственный);
в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами).
Общий контроль предполагает обследование целого (всего) комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему. Это элемент управленческой деятельности (функция органа и метод) любого органа исполнительной власти. Так, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. (Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет контроль за Федеральной миграционной службой).