Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Общие требования законности включают в себя следующие условия - каждый акт должен быть издан полномочным органом, должен соответствовать всей иерархии актов, должен соответствовать цели закона, в тех формах, которые предусмотрены для данного вида актов, принят в должной процедуре.

Некоторые авторы полагают, что акты управления не могут называться законодательством, поэтому неправильно называть издание «Собрание законодательства РФ».

Полномочность органа означает ответ на вопросы:

- данный акт принят  по вопросу, отнесенному к его ведению,

- он вообще  имеет право принимать акты,

- акт издан в пределах, предоставленных органу.

Специальные требования - срок, согласование, последующее утверждение, регистрация, опубликование.

При несоблюдении требований возможны следующие  последствия: отмена, изменение, приостановление, обжалование, опротестование признание недействующим. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 апреля 2002 г. посвящено этому вопросу.

Не соответствующие  требованиям акты могут быть ничтожными и оспоримыми. Юридическая ничтожность (незаконность) первых очевидна, незаконность вторых должна быть официально установлена. В административном праве считается признанной презумпция законности акта, то есть он действует, пока не отменен. Но бремя доказывания может распределяться по-разному. В Законе об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан (от 27 апреля 1993 г.), а также в ГПК РФ установлено, что гражданин не должен доказывать незаконность обжалуемого акта, это орган должен доказывать законность акта.

 

1.Первое требование, предъявляемое к акту, - целесообразность, полезность с точки зрения гос-ых интересов. В основе акта должно лежать общественное благо. Он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:

-права человека;

-уровень сознания и  культуры масс;

-плюрализм мнений, интересов;

-возможность решения  поблеем;

-ранее принятые акты.

2.Законность – второе требование к актам исполнительной власти, предусматривающее:

-наличие компетенции  автора;

-соответствие акта закону  по существу;

-соответствие цели закона;

-принятие в установленный  законом срок;

-соблюдение процессуальных  правил издания акта.

Акты, не соответствующие  требованиям законности, подразделяют на ничтожные и оспоримые. 

Акты признаются ничтожными, если:

-на то есть прямое  указание закона;

-грубо нарушена подведомственность  административных дел;

-нет законного основания  (заявления, представления и т.д.) для принятия акта;

-нарушен срок давности;

-акт предписывает совершение  преступления и т.д.

Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.

3.Сущность организационно-технических требований, предъявляемых к актам исполнительной власти:

-акт должен быть написан четким, ясным, лаконичным языком, понятным  для тех, к кому он обращен;

-акт должен быть оформлен  грамматически правильно (любые  ошибки могут исказить его  смысл);

-акт должен быть своевременно  доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;

-оформленный надлежащим образом  акт должен быть передан на  хранение.

 

 

 

 

30. Административное принуждение. Виды  мер административного принуждения.

Общая характеристика принуждения  в научной и учебной литературе традиционно начинается с описания соотношения методов убеждения и принуждения в государственном управлении. Убеждение – основной метод, принуждение – вспомогательный метод управления.

Принуждение нельзя отождествлять с подчинением. Последнее является одним из необходимых моментов любого управления. Сущность управления - подчинение воль многих (других людей) единой управляющей воле. Управление направлено на упорядочение поведения различных объектов управления. Это упорядочение может достигаться добровольно, если подвластные согласны с волей управляющего. Если же подчинение не происходит добровольно, тогда власть выступает как сила, понуждающая объект управления подчиняться воле управляющего.

Принуждение должно наступать  только после того, как выяснилось, что объект управления добровольно не выполняет предписаний, то есть, отклоняется от заданного поведения. В этом и заключается роль и соотношение убеждения и принуждения в социальном управлении. Метод принуждения является не просто вспомогательным по отношению к методу убеждения, он может и должен быть применен только после применения методов убеждения, разъяснения, воспитания и т.д.

Социальное  принуждение - это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью  понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.

Государственное принуждение - вид социального принуждения, значит, все положения, характеризующие социальное принуждение, присущи ему в полной мере. В то же время государство является особым субъектом социального управления, и это предопределяет особенные признаки государственного принуждения.

1. Государственное принуждение  является вспомогательным по  отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний.

2. Принуждение должно  быть персонифицированным (индивидуализированным), поскольку следует установить, кто конкретно не выполняет добровольно государственно-властных предписаний.

3. Государственное принуждение  является средством самозащиты общества, способом охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. Принуждение, применяемое  от имени государства, должно  быть четко регламентировано правовыми нормами.

Государственное принуждение  – это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз (Каплунов А.И.).

Речь идет о самих  правовых предписаниях, устанавливающих  возможность принудительного вмешательства в различные стороны жизни граждан, например, таможенном или предполетном досмотре, карантине и т.п. мероприятиях.

Виды  мер государственного принуждения.

По способу  охраны правопорядка выделяются карательные, пресекательные, восстановительные, предупредительные меры государственного принуждения.

По субъектам, их осуществляющим, можно выделить судебные и внесудебные меры государственного принуждения.

По основанию, вызвавшему к жизни меру принуждения, выделяют уголовно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарные, административные меры принуждения (Бахрах Д.Н. считает, что корректнее называть их административно-правовые меры, административное принуждение состоит из административно-правового и административно-неправового, т.е., произвола).

Другие авторы возражают (Каплунов А.И.) – административное принуждение – это отраслевой вид государственного принуждения, административно-правовое применяется и негосударственными субъектами (муниципальные органы, общественные формирования, народные дружинники).

Законодательство  употребляет термин «административное  принуждение». Ст. 1.6. КоАП РФ закрепляет принцип законности при применении мер административного принуждения «в связи с административным правонарушением». При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Административное принуждение  как вид государственного принуждения обладает всеми общими чертами, а также имеет и специфические признаки. Характерные черты административного принуждения:

1. Административное принуждение  применяется в области государственного управления для охраны складывающихся в этой сфере отношений. Эти отношения регулируются, преимущественно, нормами административного права, поскольку носят публичный характер, но могут быть урегулированы и нормами других отраслей права (земельного, финансового, экологического и т.д.)

2. Административное принуждение  предусмотрено не только законами, но и многочисленными подзаконными актами (в том числе, органов исполнительной власти и местного самоуправления).

3. Применение мер административного  принуждения всегда является  актом реализации государственно-властных  полномочий.

4. Применяется, как  правило, органами исполнительной  власти или их должностными  лицами, но может осуществляться и иными субъектами, осуществляющими полномочия государственно-властного характера, например, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также судами.

5. Административное принуждение  осуществляется вне рамок служебной подчиненности, применяется субъектами не дисциплинарной, а функциональной власти.

6. Данный вид принуждения  реализуется на основе административно-процессуальных  норм и представляет собой  более простой порядок применения этих мер по сравнению с другими, например, уголовно-правовыми.

7. Принуждение применяется  в отношении не только физических  лиц, но и юридических.

8. Административно-правовое  принуждение применяется в целях  прекращения правонарушений и наказания правонарушителей, а также в целях обеспечения общественной безопасности, когда наступление чрезвычайных обстоятельств определяет необходимость применения принуждения и при отсутствии правонарушения.

Д.Н. Бахрах предлагает различать  административное принуждение и  принуждение по административному праву. Например, дисциплинарное принуждение – это принуждение по административному праву.

Весьма интересным представляется определение административного  принуждения в дореволюционном  административном праве России. «Требования администрации, не выполняемые гражданами добровольно, подлежат принудительному осуществлению. Возможность для администрации прибегать к принудительным мерам по собственному почину, без предварительного судебного постановления, устанавливающего закономерность данного требования, называется административным принуждением. В праве административного принуждения правящая власть получает, таким образом, особую привилегию прямого исполнения своих актов. Эта привилегия является главною составною частью административной прерогативы, в смысле таких преимуществ, которые создают для правящих господствующее, привилегированное положение при осуществлении ими служебных прав» (Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917, с. 167). И далее отмечается, что «административное принуждение, допускаемое вне случаев крайней необходимости, несовместимо с последовательным осуществлением правового начала в отношениях между должностными лицами и гражданами. Судебная проверка основательности административного акта, следующая после применения принуждения, в значительной мере утрачивает свое гарантирующее значение. Отмена судом неправомерного акта, приведенного администрацией в исполнение, не в силах устранить нанесенного человеку мерами принуждения вреда и ущерба. Юрисдикция, образующая, вместе с нормативными и административными актами, необходимое условие для господства права, должна, по общему правилу, предшествовать принуждению, а не следовать за ним».

Виды мер административного  принуждения

 

Меры административного  принуждения разнообразны по своим характеристикам, их достаточно большое количество, и главное, отсутствует единообразное правовое регулирование этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.

Государственное принуждение  в зависимости от непосредственного объекта воздействия подразделяют на физическое или психическое принуждение (Козлов. Ю.М., Попов Л.Л.). Бахрах Д.Н. полагает, что этот критерий позволяет подразделить принуждение на психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

История развития. До 50-х годов все меры административного принуждения делились на две большие группы: административные взыскания и иные меры административного принуждения (иногда их еще называли мерами социальной защиты или мерами административного воздействия).

В 1956 г. была предложена новая, трехчленная классификация мер  принуждения. М.И. Еропкин, основываясь  на исследованиях С.С. Студеникина и И.И. Евтихиева, исходил из того, что каждый раз характер конкретной меры принуждения определяется в зависимости от специфики обеспечиваемых правовых отношений в сфере государственного управления. Таким образом, в качестве критерия классификации был взят способ административно-правового обеспечения правопорядка.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"