Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовую основу МСУ составляют:
-общепризнанные принципы и
-международные договоры РФ;
-Конституция РФ;
-ФКЗ;
-ФЗ РФ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ
«Об общих принципах
-другие ФЗ, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ: а)указы и распоряжения Президента РФ; б)постановления и распоряжения Правительства РФ; в)иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
-законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
-уставы муниципальных образований;
-решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
-иные муниципальные акты.
20.
Правовое регулирование
Правовой институт государственной службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.
Законодательство о государственной службе Российской Федерации состоит из следующих источников:
- конституционных положений (в том числе об отнесении федеральной службы к предметам ведения Федерации, а службы субъектов – к предметам совместного ведения);
- федеральных законов о системе гос-ой службы РФ, о государственной гражданской службе, военной службе, положений законов и иных актов о милиции и иных правоохранительных органах (в части службы);
- указов Президента РФ (о реестрах должностей и др.); Реестр должностей федеральной гос-ой службы состоит из трех частей: 1)перечня должностей федеральной гос-ой гражданской службы; 2)перечня типовых воинских должностей; 3)перечня должностей правоохранительной службы. Все три названных перечня утверждаются Президентом РФ. Реестр должностей гос-ой службы субъектов Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.
- постановлений Правительства РФ;
- уставов (конституций) субъектов РФ;
- законов и
иных нормативных актов
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, кроме того, нормативными правовыми актами государственных органов.
Соотношение норм трудового и административного права – дискуссионный вопрос, по которому на практике возникает много проблем. Административисты склоняются к тому, чтобы считать доминирующими нормы административного права, считая эти отношения публично-правовыми (такую позицию отстаивает, например Ю.Н. Старилов). В законодательстве на этот счёт – различные подходы в зависимости от этапа развития законодательства. Современный подход (с 2003-2004 гг.) отдаёт доминирующую роль государственно-служебному регулированию. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ о государственной гражданской службе.
21.
Понятие и принципы
Гос-ая служба – важнейшая разновидность службы. Ее основные особенности:
-систематически
-эта деятельность
-расходы по этой деятельности (в том числе и оплата труда лиц, ее осуществляющих) финансируются из гос-го бюджета РФ или ее субъекта.
Гос-ая служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, ее органов, субъектов РФ и их органов.
Изучение правовых актов позволяет
сделать вывод о наличии
-законность;
-демократизм;
-профессионализм;
-социально-правовая защищеннос
Законность и демократизм – общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации гос-ой службы, а профессионализм и соц.защищенность служащих – это ее специфические принципы.
Принцип законности означает признание а)верховенства Конституции РФ, ФЗов над иными правовыми актами; б)обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц; в)приоритета прав и свобод человека и гражданина. Гос-ый служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.
Можно назвать такие направления реализации идеи законности:
-служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями;
-должен сам соблюдать законы;
-его права должны быть защищены.
Важнейшие проявления демократизма службы:
-полное и постоянное
-общедоступность гос-ой
-гласность в осуществлении
-разделение гос-ой власти на
законодательную,
Таким образом, демократизм проявляется в содержании службы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).
Принцип профессионализма гос-ой службы предполагает:
-компетентность работников, т.е. знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, чему в немалой степени способствует продуманная система повышения квалификации. Одна из основных обязанностей служащего – поддерживать уровень своей квалификации;
-систематическое, регулярное
-регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;
-политическую нейтральность.
-ответственность за
Заботу о социальной, правовой защите служащих, их экономическое обеспечение можно рассматривать как еще одно средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы.
Реализация этого принципа означает прежде всего создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей. Гос-ый служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы (за имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет казна. Меры уголовной, административной, дисциплинарной ответственности налагаются гос-ми органами).
Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:
-повышение престижа их труда;
-достаточно высокую,
-создание нормальных условий
труда: обеспечение хорошо
-гос-ое страхование,
-обеспечение служебной
Комплексный (системный) подход к понятию государственной службы основан на многогранности понятия государственного органа, и включает несколько аспектов. С позиций теории государственного управления, орган государства – составная часть государственного аппарата, занимающая определенное место в системе органов исполнительной власти, он создан и существует для достижения социально значимых и нормативно закрепленных целей, выполняет определенный набор функций посредством относительно постоянных форм и методов деятельности и наделен для этого компетенцией, связан устойчивыми управленческими связями с фиксированным рядом объектов управления в пределах определенной сферы деятельности государства, имеет устойчивые внутренние связи и относительно стабильный штат служащих. С социологической точки зрения, самой главной чертой органа является то, что орган есть совокупность служащих – людей, объединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной (т.е., разновидности социальной) организации. С точки зрения психологии, орган - группа взаимодействующих индивидов. С точки зрения юриспруденции, орган – это определенный вид организации, являющийся частью государственного аппарата, выполняющий часть задач и функций государства, наделенный для этого государственно-властными полномочиями (компетенцией), имеющий внутреннюю структуру и соответствующие формы и методы деятельности.
Различаются научное
и официальное определение
1) воздействие на человека
(на его основные социально-
2) воздействие непосредственное;
3) воздействие на конкретного человека.
Узкий подход к определению государственной службы состоит в том, что служба осуществляется только в государственных органах (такой подход избран в современном российском законодательстве).
В зарубежных странах правовое регулирование государственной (публичной) службы разнообразно – у государственных служащих может быть специальный (особый) статус, обычный статус, как у наемных работников, или особый правовой режим служащих с субсидиарным действием норм трудового права.
Официальное определение государственной службы РФ дано в законах 2003 г. (ФЗ «О системе государственной службы…») и 2004 г. (ФЗ «О государственной гражданской службе…»). Согласно ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы…»: «Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
- лиц, замещающих
- лиц, замещающих
Система (виды) государственной службы (ст. 2 Закона о системе…):
1) государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);
2) военная служба – только федеральная;
3) правоохранительная служба – только федеральная.