Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"
Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.
Создание федеральных органов
исполнительной власти, их реорганизация
и ликвидация осуществляются Президентом
РФ по предложению Председателя Правительства
РФ. Положения о федеральных
Статусу каждого органа исполнительной
власти соответствует порядок
Руководители федеральных
2. Требования, предъявляемые
к актам органов
Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:
1) Целесообразность акта - акт должен быть полезен с точки зрения общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;
2) Законность акта, то есть: наличие компетенции у автора; соответствие его закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если: есть прямое указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного основания для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение преступления и т.п.;
3) Организационно-технические требования - требования к культуре оформления акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты издания; сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев: специальные бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.
Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов, правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.
Эти требования должны предъявляться
к каждому решению
1. Администрация Президента РФ.
Администрация Президента является государственным органом, формируемым в соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти.
Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117 «Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации», утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие Президента.
Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.
Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ; полномочные представители; канцелярия; главные управления (правовое, контрольное, главное управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат Совета Обороны РФ; управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями и ГД, по государственным наградам, по координации деятельности полномочных представителей, по связям с общественностью и протоколу); управления администрации (кадров, помилования, делопроизводства); совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.
Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в качестве законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов; подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность СБ РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ, также полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов, указов, распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента РФ в Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями и общественными объединениями, с государственными органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ, помощникам руководителя заместителям руководителя.
2. Понятие правового акта управления.
Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по объему и разнообразию юридическая база.
Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б) подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим законам и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е. должен соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; г) обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо правоотношения; е) акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется нормами АП.
Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.
Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права.
1. Правительство РФ
Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов управления государством. Прообразом правительства стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства. Появление института правительства относится к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной власти, близкий к современному правительству. Совет Народных Комиссаров (новое правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское правительство начинает складываться по принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992 г.г.).
Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими: Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.
В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители, федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.
Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий, отставка.
Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные полномочия.
Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть определяются предметы ведения по которым работает правительство: а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).
Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя, заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата Президента).
Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения, которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.
Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения - большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством голосов от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения.
2. Пресечение по административному праву
Одним из видов административного принуждения является административное пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а пресекательная деятельность регулируется многими НПА различных отраслей права. Общий подход универсален для юридической ответственности вообще, т.е. меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких-либо письменных актов.
По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б) специальные (применяются только к гражданам) - средства физического воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников), применение огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-247) - применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и т.д.).