Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

Виды договоров: а) по содержанию: АД о компетенции (разграничение, делегирование полномочий); АД о совместной деятельности (между субъектами, один из которых АП субъект); АД о выполнении государственных заказов; б) по субъектам АП договоры могут быть: между 2 субъектами, между субъектом ИВ и государственными организациями, между государственными и негосударственными организациями, между субъектами управления и гражданами; в) по взаимоотношению сторон договора: АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу и АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность  обосновать свою позицию и требовать  финансового равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим отношениям.

Билет 20

1. Формы управления

Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа  (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции.

Виды форм управления: а) правовые - деятельность, которая  непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления:  принятие актов, заключение договоров, совершение иных юридически значимых действий; б) неправовые - эти действия непосредственно юридических последствий не влекут. Неправовые формы делят на: а) организационные действия; б) материально-технические операции.

Формы управленческой деятельности могут быть отнесены к числу правовых, если в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо проявляется  характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся к неправовым. Эффективность управления достигается при балансе правовых и неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме, государственно-управленческая деятельность может осуществляться в обеих формах.

Административно-правовая форма может быть представлена многообразно, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.);

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система  ИВ (государственного управления) либо организация работы внутри аппарата данного ИО (самоорганизация);

е) по характеру и методам  решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта  управляющего воздействия: в зависимости  от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо предписывающие.

 

2. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в государственной  деятельности. Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате односторонней властной деятельности. АПМ не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершения и поэтому предшествуют применению иных мер принуждения. Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного характера.

АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии; освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование санитарного состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и т.д.

Билет 21

1. Виды правовых  актов управления.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление  субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Виды правовых актов  управления:

1) по юридическому  содержанию: нормативные или правоустановительные (содержат общие правила, не  имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение);

2) по кругу лиц: а)  акты общего значения: межведомственные  акты и внутриведомственные; б)  индивидуальные правоприменительные  акты - решения субъектов административной  власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам (порождают, изменяют и прекращают конкретные ПО); в) общие акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня); г) смешанные акты, которые одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

Индивидуальные акты могут быть: правонаделительные, оперативно-распорядительные, правоохранительные или юрисдикционные;

3) по субъектам, принимающим  акты: а) ОИВ и ДЛ (все субъекты  ИВ); б) акты субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и распоряжения Президента РФ, постановления судей по делам об административных правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих внутриаппаратное значение); в) акты общественных организаций, которым делегированы властные полномочия;

4) по форме: письменные; устные (приказы в военизированных  организациях); иногда конклюдентные  действия (знаки дорожного движения, свисток инспектора ГИБДД, светофоры);

5) по функциональной  роли: финансовые; методические; кадровые и т.д.;

6) в зависимости от  объема полномочий субъекта власти: а)акты, которые принимаются на  основе дискреционных полномочий (на усмотрение субъекта власти, один вариант из многих); б)  акты принимаемые на основе  альтернативных полномочий, в основном связаны с вопросом АО (выбор одного из нескольких ограниченных вариантов); в) акты, принимаемые при отсутствии возможности выбора (назначение пенсии);

7) в зависимости от  срока полномочий субъекта: постоянные  полномочия; принимаемые на основе временных полномочий; делегированных полномочий;

8) в зависимости от  даты начала действия: после официального  опубликования; с даты, указанной  в самом акте; после государственной  регистрации.

 

2. Административный  проступок.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (ст.10 КобАП), он же проступок, которым признается посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена ответственность.

Характерные черты  проступка (ПН): а) акт волевого поведения: действие (активное нарушение), бездействие (пассивное невыполнение обязанностей); б) антиобщественный (нарушение прав граждан, интересов общества и государства); в) противоправен (совершение деяния, нарушающего нормы права (норма может быть не только административная, но охраняемая административным законодательством); г) виновность (умышленное или по неосторожности) обязательный признак АП; д) от АО за неисполнение обязанности освобождают только действия вследствие непреодолимой силы; е) иногда, в установленных случаях, для признания деяния АПН необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).

Юридический состав АПН: В законодательстве термин «состав АПН» нет, но присутствуют все его элементы(О, С, ОС, СС). Объектом выступают общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами АО. Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенные АП (имеет значение место, способ, системность, а также неоднократность АПН, повторность (совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалась взысканием), длящееся АПН (действия или бездействия, сопряженные с последующим невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности)). Субъект АПН являются физические лица: АО граждан, с учетом особенности их правого положения, профессиональных функций, состояния здоровья и т.д. (ля разных категорий ответственность может быть более жесткой или более  мягкой). Более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли. По общему правилу субъектом могут быть вменяемые лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо, совершившее его, осознает противоправность (ст.11 КобАП); деяние может быть совершено по неосторожности (лицо совершившее не предвидело возможность вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст.12)).

Форма вины чаще всего не обозначается, большинство АПН может быть совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками могут быть факультативные признаки: мотив; цель и т.д.

Билет 22

1. Понятие и  особенности административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

АО обладает рядом  характерных черт и особенностей: а) имеет собственную нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием возникновения  является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ, считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности: Конституция РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что административные акты принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить, а в случае противоречия действует  федеральный закон. Ответственность за АПН наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Ответственность делится  на:

1) Ответственность физических  лиц, которая устанавливается  КобАП ( делится на общую и особенную часть). В общей - понятие, порядок наложения взыскания; в особенной - конкретные виды правонарушений. Специфика КобАП в том, что в самом кодексе содержатся и процессуальные нормы. Для ФЛ КобАП является основным источником административной ответственности. КобАП - до 1990 года был единственный НПА устанавливающим АО за АПН, с 1990 года появлялись новые акты (ТК РФ (более 100 статей), НК РФ, акты субъектов РФ). Т.о., нормативная основа административного принуждения децентрализована на сегодняшний день.

2) Ответственность организаций:  отдельного акта нет. Ответственность  организаций наступает на основании  различных разрозненных актов.

Основанием АПН является административное правонарушение (ст.10 КобАП), он же проступок, которым признается посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена ответственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"