Социальный портрет российского политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:16, дипломная работа

Описание

Проблема лидерства как одного из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы объединяет и направляет действия всей группы, ожидающей, принимающей и поддерживающей такое руководство, привлекает внимание широкого круга исследователей – историков, политологов, психологов, социологов и экономистов.
Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Теоретические аспекты политического лидерства …………………...……… 5
Понятие, основные теории и факторы политического
лидерства ………………………………………………………………….……5
Функции политического лидера ……………………………………….. 11
Типология политических лидеров ………………………………...…... 14
Классификация лидеров по стилю поведения……………………...…..21
Особенности политического лидера в современной России …………….… 32
Основные тенденции политического лидерства в современной России………………………………………………………………..…….38
Особенности Российского политического лидерства…………………..39
Популизм в современной России…………………………….…………..43
Социальные портреты политических лидеров современной России…….….50
Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России……………………………………………….……...50
Характеристика российских политических лидеров…………………....58
Заключение…………………………………………….…………………….62
Литература…………………………………………………………….…..…65

Работа состоит из  1 файл

Социальный портрет российского политического лидера.docx

— 155.85 Кб (Скачать документ)

Итак, для лидерства важен  мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой  возможности равен движению без  направления. Известный сторонник  гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, апатии, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении.

Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:

1) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе;

2) потребность в доминировании,  репутации, престиже, успехе, статусе  и т. д. Большинство исследователей  придерживаются мнения, что основным  властным мотивом является стремление  удовлетворить одну потребность  — в доминировании. Д. Берне  считает, что главный элемент  политических амбиций — потребность  в уважении (одновременно, в высокой  самооценке и высокой оценке  других). Все «великие люди» демонстрировали  наличие этой потребности. Наглядным  примером является лидер с  ущербной самооценкой (В. Вильсон,  по 3. Фрейду). По мнению Д. Бернса, стремление к уважению — это  не патология, а лишь повышенная  потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы — это и есть потенциальные лидеры.

Так выглядят семь основных подходов к проблеме лидерства, составивших  первоначальный фундамент ее научного изучения. Только по мере формирования этой опоры возможным оказался следующий  шаг: попытка создания типологий  лидерства и выделения типов  лидеров.  
2. Особенности политического лидера в современной России

Главная особенность в процессе формирования современного политического  лидерства в России заключается  в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные  политическим лидерам демократических  государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального  контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.16

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они  зачастую совмещают роль владельца  средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции  организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах  Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными  политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния: богатство, позволяющее ставить  политиков в зависимость от своей  воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Само определение политического  лидерства как власти, осуществляемой с тем, чтобы побудить членов нации  к действиям, показывает, что власть лидеров способна, по самой своей природе, сплотить граждан для совместных усилий по улучшению состояния дел в обществе.

В то же время, очевидно, что  результаты деятельности лидеров могут  быть хорошими или плохими. Поэтому  необходим анализ того, в какой  мере и при каких условиях лидерство  приносит те или иные результаты.

Вопрос о результатах  деятельности лидеров непосредственно  связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе  говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие  им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж.Блондель, “лидеры – это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать”.17

И все же мы в состоянии  наблюдать в реальной жизни, что  лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера  и методов их действий.

Говоря о проблемах  лидерства в России нужно особо  отметить то, что 
до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался 
тезис о " решающей роли народных масс ". Из этого можно сделать 
вывод что роль политического лидера является " вторичной ". Следовательно в " социалистическом " обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К.Черненко и многих других.  
История нам ясно показывает, какими были политические лидеры во времена СССР.

А теперь мы рассмотрим, какие  качества и способности 
необходимы современному лидеру.

Д.Киндер выделял такие  черты, как компетентность (куда он включал знание, ум, назначение хороших советников и сильное лидерство) и доверие.

Отечественный исследователь  Б.Макаренко отмечает, что существует два необходимых качества, предъявляемые  к политику:

  • способность понимать (куда он включает ум, образованность, кругозор, опыт)
  • гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону). 18

Г.Горин, в своей работе отмечает, что «идеал российского  национального лидера - личность авторитарного  типа, использующая аппарат власти для решения общенациональных задач».19 Отечественный исследователь И.Ирхин считает, что россиянам нужен лидер-боец, способный строго наказать чиновника, пожурить народ и позаботиться о нем, характеризующийся немногословностью и образностью речи.20

Необходимо отметить, что  образ политика оценивается не только по позитивным чертам. Негативные черты  тоже принимаются во внимание: жажда  власти, слабость, вовлечение в ненужную войну, нестабильность, эгоизм, опрометчивость.

Итак, какими же качествами должен обладать современный политический лидер? Из всего выше перечисленного можно назвать следующие качества:

  • способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.
  • инновационность, то есть способность постоянно выдвигать 
    новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ ( Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др. ). Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю : какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
  • политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни " мелкая ", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни " сверх - 
    крупная ", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.
  • чувство политического времени. 
    В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой : " Быть политиком - значит своевременно принимать меры".

Так же одной из важнейших  черт политического лидера в глазах избирателей является стремление жить заботами людей и воспринимать их как свои собственные. А одним  из существенных недостатков - является стремление политика исключительно  к личной выгоде.21

Еще одна черта, которая воспринимается некоторыми аналитиками как недостаток, - отсутствие твердой линии и постоянные метания. Так, например, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже сторонники президента не могут точно определить его политические взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой». С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является - гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики.22 Можно согласиться с точкой зрения Лапкина, что вопрос о том, какие же именно качества политиков приводят к успеху, скорее остается открытым.

Среди особенностей осуществления  политического лидерства в современной  России следует выделить:

1) Отсутствие в России  до последнего времени действительно  общенационального лидера, имеющего  широкое признание и способного  выдвинуть программу, выражающую  интересы большинства общества  – это связано, прежде всего,  с отсутствием в самом обществе  осознанных общенациональных интересов,  идеологии и системы ценностей.  В результате подавляющее большинство  современных российских политических  лидеров выражают не интересы  общества или определенной социальной  группы, а собственной партии, фракции;

2) Очевидное преобладание  в российской политике лидеров  харизматического либо смешанного  традиционно – харизматического  типа  над лидерами легально  – бюрократического типа.  Причина  этого явления – веками формировавшиеся  в России авторитарно – монархические  традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской  и правовой культуры, нехватка  прагматизма (порождающая склонность  многих россиян «голосовать сердцем»);

3) Как следствие – ведущая  роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей  популистского толка (В. Жириновский,  Ю. Лужков). Для такого лидера  характерны стремление продемонстрировать  обществу свою силу («я – царь»,  «я – хозяин»), утвердить единоличную  власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям, раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить;

4) Более чем существенный  разрыв между образами политиков,  формируемыми СМИ, и реальным  характером и результатами их  деятельности ;

5) Как следствие этого  – наличие в российской политике  большого числа «сказочных героев»,  т.е. деятелей, образ которых не  подкрепляется реальными поступками  и делами;

6) Стремление многих российских  политических лидеров выступать  сразу в нескольких социальных  ролях – например глава КПРФ  Г. Зюганов – коммуниста, верного  идеям Октября и принципам  интернационализма, и одновременно  – русского патриота – державника. Причиной этого «совмещения»  ролей  является желание ведущих  политиков привлечь на свою  сторону как можно большее  число избирателей, и одновременно  учет ими того обстоятельства, что в сознании многих россиян  имеет место смешение элементов  («компот») самых разных идеологий  – социализма, великодержавного  патриотизма, демократии, и т.п. 

В современной России отчетливо  проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления  о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства. 23

  •     Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
  • Профессионализация. Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

2.1. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России

Информация о работе Социальный портрет российского политического лидера