Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа

Описание

Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………

Работа состоит из  1 файл

научная работа.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗДЕНТЕ РЕСПБУЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт  управленческих кадров

Факультет Управления 

Кафедра административного права 

ВНУТРИАКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНКУРС НАУЧНЫХ РАБОТ 
 
 
 

Виды  поощрений и ответственность  государственных служащих 
 
 
 
 
 
 
 

Студент

2 курса, группа  ГУП-3                                                Корчемная Наталья Александровна 

Научный руководитель                                               

магистр юр. наук, преподаватель                             Староказников Александр Юрьевич 
 
 
 

Минск, 2010

РЕФЕРАТ

     Работа  45 с., 3 ч., 42 источника.

      Ключевые  слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПООЩРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,  АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОДЕКС, ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО,  АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением поощрения  и привлечением к ответственности  государственных служащих.

     Предмет исследования составляет законодательство Республики Беларусь, закрепляющее систему мер поощрения и ответственности, применяемых к государственным служащим.

      Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции  поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:  рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения; проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь; исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих; определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

     В процессе исследования проводилось  подробное рассмотрение институтов поощрения и ответственности  государственных служащих.

      В результате проведенного исследования выявлены существенные недоработки законодательства. Прежде всего, они связаны с закреплением поощрительного и дисциплинарного производства.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11

3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16

3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16

3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19

3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………........41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  данной работы заключается в том, что совершенствование института поощрения и юридической ответственности в рамках правового статуса государственного служащего является одной из центральных проблем современного государственного управления. Следует также сказать, что многие аспекты государственной службы до сих пор не получили должного законодательного закрепления.

     Государственные служащие являются специфической категорией работников, что определено своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сферах. Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования и устанавливаются ограничения.

     Проблема  ответственности и поощрения государственных служащих имеет актуальное значение именно в настоящее время, так как большая часть исследований относится еще к советскому периоду и в них не учитываются изменения, которые произошли в системе государственной службы за последние годы.

     Данная  тема в мировой практике получила достаточно высокую степень научной  разработанности. Среди многочисленных авторов следует выделить представителей советского и постсоветского периодов. Первый представлен такими учеными, как Ю. С. Адушкин, Е. И. Маркова, А. А. Абрамова, О. Э. Лейст, В. М. Лебедев. Постсоветский период характеризуется следующими исследователями: Д. М. Овсянко, Д. А. Гавриленко, Д. Н. Бахрах, К. И. Кеник, И. И. Мах, А. Ф. Вишневский, А. Ф. Ноздрачев, К. А. Нефагина и другими.

     Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением поощрения и привлечением к ответственности государственных служащих.

     Предмет исследования составляет законодательство Республики Беларусь, закрепляющее систему  мер поощрения и ответственности, применяемых к государственным служащим.

      Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции  поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:

      1) рассмотреть категорию поощрения,  выделить виды поощрения, выявить  его значимость и условия применения;

      2) проанализировать реализацию института  поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;

     3) исследовать правовые основания  наложения юридической ответственности  в отношении государственных  служащих;

     4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

     Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, в частности, сравнительно-правовой, формально-юридический структурно-функциональный, сравнительный и системный анализ, диагностика и прогнозирования законодательных процессов в сфере государственной службы.

      Теоретическую и практическую значимость составляют теоретические выводы и практические предложения, содержащиеся в работе. Думается, что они могут представлять определенный интерес непосредственно для государственных служащих, которые в настоящее время задействованы в сфере государственной службы. Также они могут использоваться при подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих механизмы поощрительного и дисциплинарного производства в отношении  государственных служащих; для подготовки концепций и программ, определяющих меры по стабилизации соразмерности основания и меры применяемого поощрения либо юридической ответственности, в рамках модернизации государственной службы.

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

      В юридической литературе существует множество подходов к определению  такой категории, как поощрение. Но, какой бы не была дефиниция поощрения, оно преследует одну цель – побуждение к улучшению и повышению производительности труда, осуществлению своих полномочий на более высоком уровне, проявляя при этом решительность, креативность в пределах, установленных законодательством.

      Поощрение – важное средство воспитания государственных  служащих и укрепления служебной  дисциплины [1, с. 167]. Его следует определить как публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга [2, с. 52]. Это, прежде всего, средство положительного воздействия [3, с. 293]. Оно, как стимул, вырабатывает сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительность, мобилизуют на преодоление трудностей. Поощрения лучших работников делают их известными, создают им почет и, что очень важно, положительно влияют на коллектив сослуживцев, вызывая стремление следовать их примеру. Задача заключается в том, чтобы с помощью мер материального и морального, а шире – духовного поощрения, наряду с другими формами и методами воспитания, обеспечить правильное понимание государственными служащими своего служебного долга, добросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей [1, с. 167].

      Поощрение имеет фактическое основание, индивидуальный характер, проявляется в оценке уже  совершенной работы, в одобрении ее качества [3, с. 293]. Институт поощрения – важнейшая часть законов о государственной службе [4, с. 285]. Эти законы устанавливают виды поощрений, основания применения и полномочия органов, должностных лиц, правомочных их применять [3, с. 293].

      Неполный  перечень поощрений свидетельствует  об их разнообразии. Это позволяет  разделить поощрения по содержанию на три основные группы: материальные (награждение ценным подарком; единовременное денежное вознаграждение и так далее), моральные (награждение нагрудным знаком; занесение на доску почета; предоставление возможности выступить по радио, телевидению с рассказом о своей работе, достижениях; объявление благодарности и другие) и смешанные (досрочное присвоение очередного класса государственного служащего; предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска; награждение грамотой в ряде случаев сопровождается выдачей определенной денежной суммы; повышение в должности) [3, с. 293–294]. Поощрения смешанного типа носят комплексный характер, объединяют в себе признаки моральных и материальных средств положительного воздействия. Моральные поощрения по сравнению с материальными более многообразны и широко применимы [5, с. 70]. Но наибольшее количество мер поощрения следует отнести к мерам смешанного характера [3, с. 294].

      Думается, что преобладание непосредственно  смешанного вида поощрения обусловлено  большей результативностью его применения, так как в данном случае помимо общественного признания, государственный служащий получает материальное вознаграждение. А в сочетании эти два направления представляют лучшую форму стимулирования деятельности государственного служащего. Тем самым обеспечивается одновременная реализация принципов гласности и весомости поощрения.

     По  субъектам поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц) [4, с. 285]. Поощрения применяются в каждом случае индивидуально, по решению администрации с учетом личного вклада служащего в решение общих задач государственной службы [5, с. 70]. Но, несмотря на то, что законодательство устанавливает в первую очередь применение индивидуальных поощрений, имеются, однако, и некоторые отступления в пользу коллективных мер поощрения. Так, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Республики Беларусь устанавливает, что поощрения в виде объявления благодарности, награждения Почетной грамотой органа внутренних дел могут применяться как к отдельному сотруднику органов внутренних дел, так и в отношении органа внутренних дел [6].

     Действующее законодательство о труде устанавливает два главных вида поощрений: за успехи в труде и за особые трудовые заслуги перед обществом и государством [7, с. 710]. Думается, первое подразумевает в первую очередь добросовестность, исполнительность, где в качестве меры поощрения может выступать практически любая из перечисленных нормативными правовыми актами. Второе же предполагает более креативный подход к исполнению возложенных на государственного служащего обязанностей, значительное проявление инициативы в деятельности государственного служащего, что влечет применение более высоких мер поощрения. Так, Трудовой Кодекс Республики Беларусь в части 3 статьи 196 закрепляет возможность представления служащих за особые трудовые заслуги перед обществом и государством к государственным наградам в соответствии с законом [8].

     При анализе законодательства представляется возможным выделить более детализированные виды поощрений. Так, Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года устанавливает следующие виды: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства Российской Федерации; поощрение Президента Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации [9].

Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих