Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа
Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Юридическая
ответственность – это особая
(связанная с правонарушением) субъективная
обязанность правонарушителя
С
практической точки зрения при установлении
правового статуса
С учетом особенностей трудовой функции государственных служащих, воплощающих в жизнь функции государства, к государственным служащим предъявляются повышенные требования относительно их поведения как на службе, так и во внеслужебное время. Нарушения государственными служащими законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных органов [19, с. 58].
Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем органа с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа [4, с. 285–286].
Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей [4, с. 285]. Различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Государственный служащий может быть привлечен к тому или иному виду ответственности в зависимости от вида правонарушения и степени тяжести этого правонарушения [19, с. 58].
За совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права [5, с. 71].
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» в статье 56 основаниями для привлечения к ответственности государственных служащих указывает неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а также несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой [12]. При наличии указанных оснований государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством.
Выше
указанный Закон также
Таким
образом, институт юридической ответственности
играет важную роль в системе организации
государственной службы. Ответственность
государственных служащих позволяет контролировать
их деятельность с целью недопущения злоупотреблений
в процессе осуществления ими своих полномочий.
В отношении государственных служащих
предусмотрены все виды юридической ответственности:
уголовная, административная, дисциплинарная,
материальная и гражданско-правовая. В
ряде случаев для них установлена повышенная
ответственность, соразмерность ответственности
замещаемой должности, санкции, применяемые
только в отношении служащего (предупреждение
о неполном служебном соответствии, снижение
в воинском или специальном звании и другие).
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Основным
видом ответственности
Исходя из приведенного определения дисциплинарного проступка, К. И. Кеник выделяет следующие его признаки: в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействия, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; ответственность наступает исключительно за виновные действия, то есть вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка; дисциплинарный проступок выражается в виде нарушений трудовых (служебных) обязанностей работника; за совершение дисциплинарного правонарушения на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание [19, с. 60].
Дисциплинарный проступок состоит из следующих элементов: субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий; субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины; объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и так далее; объективная сторона – время, место, обстановка, средства совершения должностного проступка, а также конкретные деяния, нарушающие правила, интересы, права, обязанности [20, с. 324].
Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению законов, указов Президента и решений судов [21, с. 149]. Декретом Президента Республики Беларусь № 29 пунктом 5 установлено, что неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей является грубым нарушением трудовых обязанностей [22].
Следует отметить, что в дисциплинарном производстве отсутствует перечень нарушений, которые являются дисциплинарным проступком и могут повлечь применение дисциплинарных взысканий [19, с. 63]. Как писал В. М. Манохин, такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий [23, с. 182].
Дисциплинарная
ответственность – это
Исходя из всего вышесказанного, представляется возможным назвать основные признаки дисциплинарной ответственности, которыми являются: дисциплинарная ответственность выражается в наложении на служащего дисциплинарного взыскания; она применяется уполномоченным должностным лицом, находящимся в одном государственном органе и привлекаемым к ответственности; применяется в порядке служебного подчинения; применение взысканий осуществляется в соответствии со специальными правовыми нормами; основанием является дисциплинарный проступок [3, с. 296].
Особенности
или специфические черты
Надлежащая дисциплина в государственном аппарате – необходимое условие его эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения. Дисциплина заключается в правильном сознании и в неуклонном выполнении служебного долга, а затем и в бдительном охранении того и другого. Таким образом, режим дисциплины предполагает как бы две неразрывно связанные составляющие: с одной стороны, сознательное исполнение государственным служащим его должностных обязанностей, а с другой – обеспечение такового исполнения самим государством [24, с. 57].
Содержание дисциплинарной ответственности как правового института включает три группы правовых норма – материальные; процессуальные; материально-процессуальные. Первые регулируют главным образом основания ответственности и виды взысканий. Вторые определяют порядок, процедуру применения первых. А третьи, в свою очередь, регулируют смягчающие и отягчающие обстоятельства, условия освобождения от ответственности и так далее [2, с. 63].
Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому критерию она может быть общей и специальной [5, с. 72]. Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым Кодексом Республики Беларусь и Правилами внутреннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников [19, с. 61], в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность [7, с. 714]. К мерам общей дисциплинарной ответственности, согласно статье 198 Трудового Кодекса, относятся замечание, выговор, увольнение [8]. Подобные меры носят исключительно дисциплинарный характер. Их не существует в сфере иных видов юридической ответственности [3, с. 296]. Этот перечень дисциплинарных взысканий является закрытым и не может быть дополнен Правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Трудового Кодекса для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания, а статья 204 указывает, что особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта, таможенной службы и других категорий работников с особым характером труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь [8]. Ответственность, установленная уставами и положениями о дисциплине, – это специальная дисциплинарная ответственность. Следует отметить, что она может быть установлена и законами, например, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Законом «О прокуратуре» [25], указами Президента Республики Беларусь, например, Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов [9] и другими [19, с. 61].
Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих