Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа

Описание

Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………

Работа состоит из  1 файл

научная работа.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

     Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется  четким определением круга лиц, на которые  она распространяется, более широким понятием дисциплинарного проступка, установлением более широкого перечня мер дисциплинарного взыскания, дифференциацией мер дисциплинарного взыскания в зависимости от содержания трудовой функции, применением более строгих мер дисциплинарного взыскания, определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц [19, с. 61].

     Специальная ответственность в свою очередь  делится на ответственность государственных  служащих, осуществляющих управленческие функции; ответственность по уставам о дисциплине; ответственность судей, прокуроров, следователей по специальным положениям; ответственность учащихся, студентов за нарушения учебной дисциплины и правил общежития; ответственность лиц, занятых в воинской внутренней и военизированной службах; ответственность лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [5, с. 72].

     Исходя  из дисциплинарных взысканий, которые  могут быть применены к государственным  служащим следует, что дисциплинарная ответственность государственных  служащих – специальная ответственность [19, с. 61–62]. Такая специальная ответственность государственных служащих устанавливается Законом «О государственной службе в Республике Беларусь». За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей статья 57 данного Закона предусматривает применение к государственным служащим следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами; а также применение иных мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством [12]. Наряду с указанными видами дисциплинарного взыскания, эта же статья вышеуказанного Закона устанавливает и другие специфические меры дисциплинарного взыскания: предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев и другие [7, с. 716].

     На  некоторых государственных служащих могут налагаться меры как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности. К ним, в частности, относятся служащие государственного аппарата и судьи [5, с. 72].

     Судьи привлекаются к общей дисциплинарной ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка в соответствии с законодательством о труде, а к специальной дисциплинарной ответственности – за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия и за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь. В качестве дисциплинарных взысканий к ним могут применяться замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности [26].

     Следует также отметить, что есть группы государственных служащих, которые  несут исключительно специальную  дисциплинарную ответственность. К  ним относятся прокурорские работники, военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, таможни и другие [5, с. 73].

     Прокурорские  работники несут ее в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры. Они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий; несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением; нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры. Пункт 53 данного Положения предусматривает возможность наложения следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классном чине на срок до шести месяцев; понижение в должности на срок до шести месяцев; лишение нагрудного знака органов прокуратуры; освобождение от занимаемой должности (увольнение); освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина [27].

     Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности  не установлен Законом «О государственной службе в Республике Беларусь». Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства [12]. Поэтому на государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством [19, с. 64].

     Как и процессуальным формам иной юрисдикции, дисциплинарному производству присуща  стадийность развития, поскольку дело о дисциплинарном проступке проходит несколько стадий от своего возникновения до исполнения или в надлежащих случаях – прекращения [28, с. 76]. Существуют различные точки зрения по этому поводу. Так, Б. И. Жерлицын выделил пять стадий: возбуждение дисциплинарного преследования, рассмотрение дела, наложение, обжалование и исполнение взыскания. В свою очередь [28, с. 76], А. А. Абрамова говорила о таких стадиях, как выявление дисциплинарного правонарушения и подготовка дела, рассмотрение дела и наложение взыскания, прекращение процесса [29, с. 138]. А О. Э. Лейст полагает, что довольно четко в законодательстве определены следующие стадии: возбуждение дисциплинарного дела, проверка, подготовка решения, его вынесение (право обжалования) [30, с. 137].

      В. М. Лебедев разделяет дисциплинарное производство на четыре обязательные и две факультативные стадии. К  первым он относит возбуждение дисциплинарного  преследования, подготовку материалов к рассмотрению дела, рассмотрение дела и выбор меры воздействия, издание и исполнение приказа о взыскании. В числе факультативных стадий называются обжалование взыскания, а также прекращение дисциплинарного воздействия в результате пересмотра дела [31, с. 125–128]. Ю. С. Адушкин говорит о необходимости выделения еще одной стадии, отличной от возбуждения, рассмотрения и решения дела, исполнения решения и пересмотра его по жалобе, – стадию пересмотра в порядке надзора [28, с. 79].

      Следует отметить, что какая-либо часть юридического процесса может быть названа стадией  лишь тогда, когда ей свойственны специфичность конкретных задач и своеобразие круга субъектов, содержания и значения их процессуальной деятельности [28, с. 78]. Действующее законодательство и дисциплинарная практика позволяют выделить три варианта стадийности дисциплинарного производства.

      Первый  – это упрощенное дисциплинарное производство, связанное с объявлением  устного взыскания виновному  и протекающее в самой элементарной форме. Круг субъектов ограничен  здесь двумя лицами – наказывающим и наказываемым, и в устном объявлении взыскания подчиненному лицу после оперативного выяснения обстоятельств нарушения неразличимо сливаются рассмотрение, решение дела и исполнение взыскания. Также теоретически не исключается возможный пересмотр решения по жалобе или в ином порядке. Таким образом, структура упрощенного процесса может быть представлена совокупностью стадий: оперативного дисциплинарного разбирательства; пересмотра решения о взыскании по жалобе; пересмотра решения о взыскании в порядке надзора. Специфика данного варианта производства состоит в том, что он исключен для тех видов дисциплинарной ответственности, где не предусмотрено устное наложение взыскания, а также где субъектом дисциплинарной власти служит коллегиальный орган. В этих случаях обязательными стадиями процесса будут рассмотрение и решение дисциплинарного дела и исполнение решения, а при рассмотрении материалов коллегиальным органом – еще и возбуждение дела [28, с. 79–80].

      Два других варианта развития дисциплинарного  производства связаны с изданием письменного акта о наложении взыскания. Его принятию могут также предшествовать непосредственное обнаружение проступка начальником и его собственное, тут же следующее за таким обнаружением разбирательство, которое не охватывает собой действий по исполнению принятого решения. Этот вариант дисциплинарного процесса можно назвать сокращенным производством. Схема стадий должна включать: рассмотрение и решение дела; исполнение решения по делу; пересмотр решения по жалобе; пересмотр решения в порядке надзора (две последние стадии, как и в упрощенном производстве, носят факультативный характер). Сокращенное дисциплинарное производство возможно при коллегиальном субъекте дисциплинарной власти [28, с. 80].

      Наряду  с упрощенным, а также сокращенным  вариантами производство может развиваться и в более сложной форме. В данном случае речь идет о возбуждении перед субъектом дисциплинарной власти вопроса об ответственности подчиненного ему лица, о возможном проведении служебной проверки обстоятельств нарушения перед рассмотрением и решением дела о проступке. Этот вариант носит название обычного производства. Оно присуще всем видам дисциплинарной ответственности, а для тех из них, где субъектом дисциплинарной власти признается лишь коллегиальный орган, обычное производство – единственно возможная процессуальная форма. Обычное дисциплинарное производство состоит из следующих основных и факультативных стадий: возбуждения производства; дисциплинарной проверки (расследования); рассмотрения и решения дисциплинарного дела; исполнение решения по делу; пересмотр решения по жалобе; пересмотр решения в порядке надзора [28, с. 80–81].

     Таким образом, дисциплинарное производство может проходить через различное  количество стадий в зависимости  от специфики рассматриваемого дисциплинарного  дела. Законодатель допускает эту возможность потому, что установить единый порядок процесса, удовлетворяющий потребностям и обстоятельного исследования дела, и его быстрого решения, было бы невозможно, если учесть разнотипность дисциплинарных нарушений и возможность применения устных взысканий. Усложненная процедура просто иногда не целесообразна ввиду простоты и очевидности проступка, признание его факта виновным и вытекающей отсюда необходимости самого оперативного реагирования. Эти соображения и предполагают соответствующую дифференциацию процесса [28, с. 81].

     Дисциплинарное  производство возбуждается лицами начальствующего  состава. Причем за ними закрепляется обязанность предварительно проверить сведения о дисциплинарном проступке государственного служащего, в отношении которого дисциплинарное производство возбуждается, путем получения от него и иных лиц письменных объяснений и других необходимых материалов [8]. В свою очередь статья 116 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закрепляет возможность судьи представить дополнительные объяснения или заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме [26].

     До  применения дисциплинарного взыскания  от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение [6]. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для возбуждения дисциплинарного производства и применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [8].

     По  фактам нарушения служебной дисциплины при необходимости проводится служебное  расследование [9]. Данное положение закреплено в большинстве локальных нормативных правовых актах, что определяет необходимость внесения соответствующих дополнений в Трудовой Кодекс Республики Беларусь.

     Обеспечение дополнительной защиты государственных  служащих в Республике Беларусь может  быть связано с деятельностью  специально созданных коллегиальных  подразделений в государственных  органах – дисциплинарных комиссиях, состоящих из представителей руководства и рядовых государственных служащих, на которые, по аналогии с дисциплинарными советами во Франции, следует возложить обязанности предварительного рассмотрения вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих. Следует отметить, что в Республике Беларусь имеется большая практика работы схожих по назначению органов в Вооруженных Силах – судов чести [32, с. 145].

     Дисциплинарные  взыскания по своему характеру неодинаковы. Одни из них сугубо морального характера – замечание, выговор, другие – совмещенные, то есть содержат как моральный аспект, так и материальное воздействие – понижение в классе, увольнение с занимаемой должности [3, с. 296]. В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного воздействия применяются по одному [33, с. 130]. Данная мысль закрепляется в части 3 статьи 199 Трудового Кодекса Республики Беларусь: за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание [8]. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и иные меры [19, с. 65]. Такие меры воздействия, в том числе можно назвать и лишение или уменьшение надбавки за сложность и напряженность в работе, применяемые к служащим, мерами дисциплинарного воздействия не являются. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами [34, с. 49]. Дисциплинарные взыскания, за исключением увольнения служащего в качестве меры дисциплинарного взыскания, в трудовую книжку не записываются [7, с. 716].

      Если  после применения дисциплинарного  взыскания служащий продолжает не выполнять  возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который прекращается лишь надлежащим выполнением требуемого [19, с. 65].

Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих