Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа

Описание

Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………

Работа состоит из  1 файл

научная работа.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

      Для некоторых категорий государственных  служащих могут быть предусмотрены  специфические виды поощрений. Например, виды поощрений, применяемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, определены в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел. К ним относятся такие, как снятие ранее наложенного взыскания, досрочное присвоение очередного звания и другие [5, с. 70].

     Общими  основаниями для поощрения государственного служащего являются: успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей; признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы); продолжительная, безупречная и эффективная служба; выполнение заданий особой важности и сложности; проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей [4, с. 285].

     Порядок применения поощрений имеет строго правовую основу, не носит произвольного характера [5, с. 70]. Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения [4, с. 285]. Меры поощрения к государственным служащим могут применяться только теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке [1, с. 170].

     Поощрения объявляются приказами. Благодарность  может быть объявлена и устно. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело [4, с. 285].

     Высокая эффективность поощрений возможна лишь при соблюдении установленных требований по их применению. Важнейшим требованием является соблюдение законности и обоснованности применения любой из мер поощрения. В каждом конкретном случае руководитель, применяющий поощрение, должен определять, насколько заслуженно оно подчиненным и по праву ли объявляется [1, с. 170].

      Немаловажны своевременность и гласность  применения мер поощрения. Поощрение  справедливо и играет воспитательную роль тогда, когда оно следует  возможно более быстро за проявленным отличием, а также когда оно становится широко известным. Поэтому предусмотрено, что поощрения могут объявляться устно или в приказе, на собрании, в торжественной обстановке [1, с. 170].

     Поощрение должно быть значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является формой стимулирования [4, с. 284–285].

      Таким образом, поощрение имеет большое значение в отношении стимулирования деятельности государственных служащих. В настоящее время существует огромная законодательная база, которая предусматривает возможность применения разнообразных видов поощрения. Причем, следует учитывать соразмерность, своевременность, значимость поощрения, что позволит добиться улучшения осуществления государственными служащими возложенных на них обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      Порядок и особенности прохождения государственной  службы регулируется нормами административного и трудового права. Следует отметить, что Кодекс законов о труде Республики Беларусь 1972 года содержал определенные критерии поощрения работников за успехи в работе, а именно: образцовое  выполнение   трудовых  обязанностей,  повышение производительности    труда,     улучшение    качества    продукции, продолжительная и  безупречная работа, новаторство в  труде и другие достижения в работе [10].

      Трудовой  Кодекс Республики Беларусь 1999 года данные критерии не воспроизвел, предоставляя уполномоченным органам или руководителям право поощрять государственных служащих за труд, а также за особые трудовые заслуги перед обществом и государством [8]. Таким образом, представляется необходимым легальное закрепление критериев поощрения, так как конкретные виды поощрения работников должны определяться трудовыми достижениями последних [11, с. 344–345].

      В качестве наиболее распространенных мер  поощрения, которые упоминаются  в локальных нормативных актах  субъектов хозяйствования Республики Беларусь, можно назвать: объявление благодарности, выдачу премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, присвоение различных почетных званий [11, с. 345]. Данные меры поощрения можно отнести к категории «классических». В то же время новые формы предпринимательской деятельности и частный капитал обеспечили необходимость применения новых мер поощрения, которые зачастую именуются «социальным пакетом». В него могут входить такие поощрительные меры, как медицинская страховка, предоставление служебного автомобиля и мобильной связи, абонемент в оздоровительный центр, профессиональное обучение, льготный отдых, дополнительные пенсионные накопления [11, с. 345].

      «Социальный пакет» с успехом применяется практически во всем мире. В нашей стране наблюдается дефицит законодательной базы для применения этого эффективного механизма поощрения и стимуляции служащих [11, с. 345]. Данную проблему представляется возможным разрешить путем внесения дополнений в Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Этот шаг, во-первых, позволит технически обеспечить деятельность государственных служащих, если речь вести о служебных средствах передвижения и связи; во-вторых, приведет к появлению новых мер поощрения, которые будут направлены на укрепление здоровья государственного служащего; в-третьих, повысит социальную защищенность государственного служащего. Необходимость урегулирования «социального пакета» на законодательном уровне обусловлена потребностью в ликвидации злоупотреблений служебным положением.

      Вопросы поощрения регулируются многими  нормативными правовыми актами. Среди  них акты общего и отраслевого  характера. К актам общего характера  следует отнести Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Трудовой Кодекс Республики Беларусь [8], Закон Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь»[13]. Отраслевая же направленность, как отмечал А. Н. Крамник, наблюдается непосредственно в присвоении таких почетных званий, как «Народный поэт Республики Беларусь», «Народный артист Республики Беларусь», «Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь» [3, с. 295].

      Анализ  законодательства Республики Беларусь позволяет выявить отдельные меры поощрения в отношении государственных служащих. Основу законодательства о поощрении государственных служащих составляют такие нормативные правовые акты, как Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» и Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Первый в пункте 1 статьи 49 устанавливает такие меры поощрений, как объявление благодарности; единовременное денежное вознаграждение; награждение ценным подарком; досрочное присвоение очередного класса государственного служащего по занимаемой должности [12]. Трудовой Кодекс Республики Беларусь, в свою очередь, отдельное внимание уделил таким мерам поощрения, как дополнительные поощрительные отпуска (статья 160), поощрение работников, совмещающих работу с обучением (статья 205), представление к государственным наградам в соответствии с законом за особые трудовые заслуги перед обществом и государством (статья 196) [8].

     В систему государственных наград Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» входят звание «Герой Беларуси» – высшая степень отличия, орден Республики Беларусь, медали Республики Беларусь, почетные звания Республики Беларусь. Данный Закон также содержит подробный перечень критериев награждения той или иной государственной наградой [13]. В соответствии с пунктом 18 статьи 84 Конституции Республики Беларусь правом награждать государственными наградами и присваивать почетные звания наделен Президент Республики Беларусь [14].

     Также Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 1999 года № 573 утверждено Положение о Республиканской доске Почета. Занесение на доску Почета является общественным признанием и моральным поощрением достижений в социально-экономическом развитии и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Здесь же определены следующие критерии поощрения, как выполнение основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития; достижение наиболее высоких показателей в научной, научно-технической и инновационной деятельности; наилучшее выполнение задания по экономии ресурсов; выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь. Обязательными условиями занесения на доску Почета организаций являются: обеспечение высоких показателей трудовой и исполнительской дисциплины, охраны труда и техники безопасности, в том числе отсутствие несчастных случаев на производстве, повлекших смерть работников, непредоставление в течение отчетного года мер государственной поддержки [15].

     Для некоторых категорий государственных  служащих, имеющих особенности правового  статуса, предусмотрены специфические виды поощрений. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2003 года «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь и текста Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь», помимо вышеуказанных видов поощрения, к сотрудникам органов внутренних дел могут применяться: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, занесение в Книгу почета органа внутренних дел, награждение холодным оружием. По отношению к курсантам учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь предусмотрены также разрешение на увольнение вне очереди из расположения учреждения образования и повышение размера стипендии [6].

     Поощрительное производство не получило должного освещения в таких нормативных правовых актах, как Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Трудовой Кодекс Республики Беларусь [8]. Как правило, стадии применения поощрений к государственным служащим находят свое отражение непосредственно в локальных нормативных правовых актах, например, в Дисциплинарных уставах.

     Как правило, ходатайствовать перед вышестоящим начальником о применении поощрения в отношении подчиненных лиц имеют право начальники конкретных подразделений, организаций или их заместители. Это могут быть, например, в таможенных органов Республики Беларусь: заместитель начальника таможни, начальник таможенного поста, заместитель начальника таможенного поста, начальник отдела таможни (таможенного поста), заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) [9].

     При определении вида поощрения начальник  соответствующего органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности [6].

     Применение  поощрений оформляется приказами. Поощрения объявляются сотрудникам  лично или на совещании (собрании). Благодарность, а также снятие дисциплинарного взыскания, наложенного устно, могут быть объявлены как в приказе, так и в устной форме [6]. Приказы о поощрении доводятся до сведения должностных лиц государственного органа [9]. Вручение поощренным сотрудникам ценных подарков, денег, Почетной грамоты (грамоты), нагрудного знака, как правило, производится в торжественной обстановке [6]. Сведения о поощрениях за успехи в работе вносятся в трудовую книжку [16].

     Следует отметить, что нормы, касающиеся поощрительного производства, практически однотипны и дублируются в различных локальных нормативных правовых актах. Однако имеется также определенная специфика применения таких видов поощрения, как представление к государственным наградам, занесение на доску Почета. Так, в соответствующих законодательных актах, а именно: в Законе Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» [13] и Указе Президента Республики Беларусь «О Республиканской доске Почета» [15] – устанавливается несколько иной перечень оснований применения данных видов поощрения, иной порядок возбуждения ходатайств о поощрении, а также указаны иные субъекты, имеющие право вручать либо объявлять применение поощрения.

     Институт  поощрения получил довольно широкое  распространение в Республике Беларусь. Однако следует указать на некоторые несовершенства законодательства, регулирующего данный вопрос. Думается, что дублирования норм поощрительного производства можно было бы избежать путем закрепления основных категорий и критериев системы поощрения государственных служащих в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» или в Трудовом Кодексе Республики Беларусь при сохранении детализации данных вопросов в подзаконных актах и локальных нормативных правовых актах. Целесообразнее внести изменения непосредственно в Трудовой Кодекс Республики Беларусь, так как таким образом предоставляется возможность установить единые основы поощрительного производства и для других категорий работников. Вносимые дополнения в первую очередь должны регламентировать непосредственно поощрительное производство. Таким образом, представляется возможным дополнить Трудовой Кодекс Республики Беларусь статьей 1961 «Порядок применения поощрений». Это помогло бы избежать многократных повторений в локальных нормативных правовых актах. 

Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих