Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового положения, места и роли высшего должностное лицо субъекта РФ в системе органов государственной власти.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) дать общую характеристику института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
2) описать конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
Введение 2
Глава 1. Правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 5
§ 1.1. Общая характеристика института высшего должностного лица субъекта РФ и порядок наделения его полномочиями 5
§ 1.2. Конституционно-правовой статус и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 10
Глава 2. Ответственность высшего должностного лица субъекта РФ как элемент его правового положения 15
§ 2.1. Понятие конституционно-правовой ответственности 15
§ 2.2. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Федерации 19
Заключение 26
Список использованной литературы 29
В современной литературе правильно предлагает использовать следующее определение. Конституционно-правовая ответственность есть ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти, предусмотренная нормами конституционного права и включающая негативную конституционно-правовую ответственность как вид юридической ответственности и позитивную конституционно-правовую ответственность как вид политической ответственности19. Следовательно, это сложносоставной (но внутренне целостный) феномен, который в полной мере нельзя отнести ни к юридической, ни к политической ответственности.
Конституционно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками: 1) государственное принуждение, 2) ненадлежащее осуществление публичной власти, 3) наступление неблагоприятных последствий для субъекта ненадлежащего осуществления в виде конституционно-правовых санкций, 4) особая процедура применения санкций уполномоченной на то инстанцией.
В состав конституционно-правовой ответственности входят: субъект (кто отвечает) – основание (за что отвечает) – инстанция(перед кем отвечает) – меры ответственности( конституционно-правовые санкции).
Субъектами конституционно-правовой ответственности в РФ выступают: Президент РФ, депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностные лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.), Председатель Центрального Банка РФ, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной Палаты РФ.
Основанием конституционно-правовой ответственности является ненадлежащее осуществление публичной власти в форме конституционного правонарушения (конституционного деликта.
Инстанциями, правомочными применять меры конституционно-правовой ответственности, а в отдельных случаях — правом возбуждать этот вопрос, либо иным образом участвовать в процедуре реализации конституционно-правовой ответственности являются: Президент РФ, главы органов исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд РФ, собрание (сход) избирателей, избиратели конкретного избирательного округа.
Конституционно-правовые санкции это предусмотренные конституционным правом меры государственного принуждения, влекущие наступление неблагоприятных последствий для субъекта права за ненадлежащее осуществление публичной власти. Особый интерес вызывает такая санкция как федеральное вмешательство. Сущность этого института связана с правовой природой федеративного государства, в котором осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации.
Таким образом, в данном параграфе было дано понятие и сущность конституционно-правовой ответственности. В следующем параграфе речь пойдет непосредственно о конституционной ответственности высшего должностного лица субъекта РФ.
В целом в зависимости от того, кто является «первым лицом» субъекта и как он получает власть, выделено несколько моделей: американская, европейская, канадо-австралийская, индо-пакистанская, монархическая, смешанная модели ответственности высших должностных лиц. В федеративных государствах одним из субъектов конституционно-правовой ответственности является глава субъекта федерации. В странах американской модели — это выборный губернатор (президент) субъекта, в странах европейской модели — глава правительства субъекта. В странах канадо-австралийской и индопакистанской моделей формальный глава субъекта (губернатор) выступает как представитель федерального центра. В федеративных государствах европейско-североамериканской цивилизации смещение главы субъекта федерации федеральным центром является крайне редким исключением, то в федерациях, относящихся к цивилизациям иного типа, федеральное вмешательство, как правило, включает отстранение от должности главы субъекта федерации в качестве основной меры. Таким образом, система ответственности высших должностных лиц субъектов федерации выстраивается под модель федеративных отношений, здесь имеет место влияние цивилизационных факторов, проявляющихся как в законодательстве, так и в правоприменительной практике20.
На протяжении с 1991 по 1999 года единого правового регулирования данного вопроса в России не существовало. Отдельно регламентировалась конституционно-правовая ответственность глав республик в составе Российской Федерации и высших должностных лиц других субъектов РФ (краев, областей, автономной области, автономных округов).
В республиках — субъектах РФ в течение указанного периода происходил процесс постепенной трансформации от модернизированной советской (близкой к парламентской) к президентской модели. В связи с этим (а также под воздействием федеральной Конституции 1993 г.) получила закрепление во всех республиканских конституциях возможность отрешения главы республики от должности республиканской легислатурой.
В субъектах Российской Федерации, не являвшихся республиками, процесс становления конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц носил более сложный характер. Созданная в 1992 г. оригинальная модель ответственности оказалась полностью разрушенной в конце 1993 г. благодаря ряду указов Президента РФ. Становление новой модели проходило под влиянием федеральной Конституции 1993 г., опыта республик в составе РФ и правовых положений Конституционного суда РФ. В результате произошло постепенное сближение не только систем органов власти в различных субъектах РФ, но и механизмов ответственности высших должностных лиц, что сделало сравнительно безболезненной их общую правовую регламентацию в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999 г.).21
В 1999—2000 гг. федеральный законодатель установил три механизма ответственности высших должностных лиц субъектов РФ: отрешение от должности законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, отзыв избирателями и отрешение от должности Президентом РФ. Каждый из этих механизмов в последующие годы проделал существенную эволюцию. Так, если в первоначальной редакции решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ влекло за собой его немедленную отставку и отставку возглавляемого им органа исполнительной власти, то с 2004 г. решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта теперь не является окончательным и направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности.
Таким образом,
право окончательного решения было
передано Президенту РФ, но одновременно
были значительно расширены
Сегодня можно говорить о двойственности природы конституционно-правового статуса главы субъекта Российской Федерации. Как известно, в 2004г. был изменен порядок избрания глав субъектов, а фактически отменены прямые выборы главы субъекта, замененные процедурой «наделения полномочиями законодательным органом по инициативе Президента России». Главным содержанием конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации признано руководство исполнительной властью субъекта.
Конституционный
суд в своем Постановлении
от РФ от 21.12.2005 №13-П отметил, что, входя
в систему органов
Таким образом, Конституционный суд РФ определил двойственную природу конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации — как главы исполнительной власти субъекта и как звена в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации в целом. Именно эта новая юридическая конструкция позволила обосновать возможность для Президента РФ наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Этот порядок предусматривает, что в процедуре наделения полномочиями участвуют и Российская Федерация и субъект Российской Федерации — в лице, соответственно, Президента Российской Федерации, предлагающего кандидатуру на эту должность, и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, принимающего решение о наделении (или об отказе в наделении) полномочиями представленной Президентом кандидатуры.
В настоящее время установлена достаточно сложная система оснований конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ. Эта сложность обусловлена тем обстоятельством, что законодатель сохранил прежние (действовавшие до 2004 г.) основания ответственности главы субъекта РФ перед Президентом РФ и законодательным (представительным) органом власти субъекта федерации, но вместе с тем «встроил» в закон новую модель ответственности с чрезвычайно широким и размытым основанием.22
Основаниями конституционно-правовой ответственности глав субъектов федерации являются следующие обстоятельства, зафиксированные в Федеральном законе от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и других нормативно-правовых актах.
1. Глава субъекта федерации в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения не принял в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения. В свою очередь, такими основаниями являются
- издание главой субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда,
- уклонение
главы субъекта Российской
2. В случае
предъявления главе субъекта
федерации обвинения в
3. Президент
РФ вправе отрешить высшее
должностное лицо субъекта
Такие основания конституционно-правовой ответственности глав субъектов
Российской Федерации перед Президентом РФ, как «утрата доверия» и «ненадлежащее исполнение обязанностей», находятся друг с другом в неясной правовой связи (утрата доверия за ненадлежащее исполнение обязанностей? утрата доверия или ненадлежащее исполнение обязанностей?). У Президента сохраняется некоторая возможность выбора между двумя реальными вариантами: полностью отрешить главу субъекта федерации от должности в связи с утратой доверия и (или) за ненадлежащее исполнение обязанностей, или временно отстранить от исполнения обязанностей в случае предъявления обвинения в совершении преступления.
Решение законодательного(
Решение Президента РФ об отрешении главы субъекта от должности (в связи с выражением недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия Президента), а также о временном отстранении высшего должностного лица субъекта от исполнения обязанностей принимается в форме указа. Это решение в обязательном порядке должно быть доведено до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Глава субъекта РФ вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента Российской Федерации в течение десяти дней со дня его официального опубликования.