Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового положения, места и роли высшего должностное лицо субъекта РФ в системе органов государственной власти.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) дать общую характеристику института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
2) описать конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
Введение 2
Глава 1. Правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 5
§ 1.1. Общая характеристика института высшего должностного лица субъекта РФ и порядок наделения его полномочиями 5
§ 1.2. Конституционно-правовой статус и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 10
Глава 2. Ответственность высшего должностного лица субъекта РФ как элемент его правового положения 15
§ 2.1. Понятие конституционно-правовой ответственности 15
§ 2.2. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Федерации 19
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности в обязательном порядке влечет за собой отставку возглавляемого данным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации, но этот орган продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий главы субъекта Российской Федерации Президент РФ обязан предложение о кандидатуре нового высшего должностного лица субъекта РФ.
Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы субъекта федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями главы субъекта федерации, в определенных законом случаях.
Таким образом, нарушен баланс ответственности: ответственность региональных органов власти не уравновешена ответственностью органов федеральных. Временная финансовая администрация наделена огромными полномочиями, но о ее ответственности ничего не сказано. Упоминается «персональная ответственность» главы Временной финансовой администрации, но ее механизм также не прописан, конкретные меры ответственности не упоминаются. Можно также отметить большое количество неясных или отсылочных норм, плохое ресурсное обеспечение, чрезмерная централизация финансов на федеральном уровне.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Современное законодательство предоставило право политической партии, победившей на последних выборах в региональный парламент, представлять Президенту РФ кандидатуры на должность главы региона. По нашему мнению, новый порядок должен способствовать эволюции системы наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Обозначилась тенденция к институализации системы выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Федерации.
Механизм формирования исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне приобретает общую логику и направленность, увязывается с партийной системой и встраивается в реформируемую политическую систему. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что эффективность действия нового механизма выдвижения кандидатов, его демократичность находятся в прямой зависимости от соблюдения конституционного принципа многопартийности.
Однако, в субъектах
РФ отсутствует единообразный подх
Таким образом, существует необходимость в разработке и принятии федерального закона «Об общих принципах правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации», в котором, в частности, установить сроки наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; закрепить положение о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ может наделяться полномочиями, замещать эту должность не более чем два срока подряд; уточнить полномочия высшего должностного лица как руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации; закрепить механизм взаимодействия высшего должностного лица субъекта РФ как с федеральными, так и региональными органами исполнительной власти; четко определить конкретных должностных лиц, которые временно могут замещать высшее должностное лицо субъекта РФ; установить исчерпывающий перечень оснований для отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.
Основаниями конституционно-правовой ответственности глав субъектов федерации являются:
1. издание главой субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ
2. уклонение главы субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока глава субъекта не обратился в соответствующий суд для разрешения спора ( в течение двух месяцев)
3. в случае
предъявления главе субъекта
федерации обвинения в
4. Президент
РФ вправе отрешить высшее
должностное лицо субъекта
Опираясь на мировой опыт и формулировку Конституционного Суда РФ о двойственном статусе главы субъекта РФ, представляется необходимым четко разделить основания и механизмы конституционно-правовой ответственности глав субъектов федерации перед федеральным центром и населением субъекта, одновременно ликвидировав «пересечение» оснований ответственности и сосуществование нескольких параллельных механизмов; найти необходимый баланс между простотой и действенностью механизма, с одной стороны, и защитой прав и интересов субъекта федерации, с другой.
Поскольку наряду
с существенным усилением конституционно-право
После ликвидации института отзыва избирателями высших должностных лиц субъекта РФ практически исчез механизм конституционно-правовой ответственности главы субъекта РФ непосредственно перед населением субъекта. Учитывая современные политические реалии, представляется в равной степени необходимым и реалистичным ввести норму, предусматривающую возможность проведения опросов (консультативных референдумов).
1 См.: Федулова Л.В. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007. – С.3.
2 Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
3 Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
4. Шувалов М.Н. Конституционно-правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: эволюция, современное состояние, тенденции развития : Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2009. – 25с.
5 Шувалов М.Н. Федеративное устройство Российской Федерации. Система конституционных органов государственной власти в Российской Федерации. Раздел II. // Конституционное право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. - Ассоциация российских банков. - 2006.С.90.
6 Шувалов М.Н. Конституционно-правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: эволюция, современное состояние, тенденции развития: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2009. С.12.
7 Шувалов М.Н. К вопросу о развитии системы органов государственной власти на местах в России в XIX-XX вв. // Статьи аспирантов и стажеров Института государства и права Российской академии наук. М. - 2006. - №2.
8 Конституционное законодательство России. М.. 1999. C.22I.
9 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005
10 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации 1996. № 1.
11 РГ 2005. № 294
12 Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
13 Шувалов М.Н. Конституционно-правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: эволюция, современное состояние, тенденции развития : Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2009. С.22.
14 Кирсанов А.Е. Правовые основы законодательных полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации //Законодательство и экономика. -2011. - № 9. - С. 9.
15 Федулова Л.В. Конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъекта Российской Федерации. // Преподавание истории в школе. Выпуск 11. – М., 2006. С.42.
16 Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10. С. 17-18.
17 Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2. С. 91
18 Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1. С. 36.
19 Федулова Л.В. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007. С.17.
20 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Федерализм. -2011. - № 3. - С. 185.
21 Федулова Л.В. Концепция конституционно-правовой ответственности: опыт, становление, развитие. // Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск 8. – М., Университетский гуманитарный лицей, 2007. С.55.
22 Федулова Л.В. Конституционно-правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007. С.22.