В связи с основными
направлениями своей деятельности, упомянутыми выше, пресс-служба
Законодательной Думы края:
- готовит для городских, районных и ведомственных газет края ежемесячный пресс-релиз, в котором рассказывается об основных событиях и деятельности Думы, подытоживается ее работа за месяц. Пресс-релизы публикуются в более, чем 20 изданиях, как в краевых, так и в районных, таких как «Амурский маяк» (Ульчский район), «Звезда Севера» (Аяно-Майский район), «Рабочее слово» (Верхнебуреинский район), и других. Пресс-релизы предоставляются бесплатно. Перед выходом очередного пресс-релиза в редакции СМИ рассылаются уведомительные письма. Кроме того, к 1999 году начата рассылка пресс-релизов на север Законодательной Думы Хабаровского края, что позволяет пользователям сети Интернет быть в курсе ежемесячной деятельности Думы;
- ведется список журналистов, принимающих участие в депутатских слушаниях Законодательной Думы (Е. Галушко, Е. Медянников – Приамурские ведомости, М. Гладкий – радио «Восток России», Ю. Витрищак – агентство Интерфакс, Е. Серикова, А. Дудник – ТРК «Дальневосточная» (радио), Е. Николаенко – ТРК «Дальневосточная» (ТВ), Р. Целобанова – «ТОЗ», О. Караулова – ИТА «Губерния» - телеканала СЭТ, С. Мингазов – «Молодой дальневосточник», Е. Бугаенко – РИА Новости, Е. Лысухина – ТВ «Панорама», Д. Судаков – «Хабаровский Экспресс», А. Зубов – «АиФ» Дальинформ, А. Хорошилов – «Парламентская газета» и др.);
- особое внимание пресс-служба уделяет постоянным долговременным проектам – каналам систематического информирования жителей края. В начале каждого месяца на канале ДВТРК по вечерам выходила телевизионная программа «Ракурс. Краевая Дума в делах и лицах» продолжительностью в 20 минут. Это совместный проект пресс-службы Думы и телерадиокомпании «Дальневосточная». Передача тематически поделена на несколько разделов – сюжетов, таких как «Депутат в рабочем интерьере», «Депутат в домашнем интерьере», «Блиц-интервью с депутатами», «Рождение закона», «Актуальное интервью», «Международные контакты», «Круглый стол» и другие в целях подачи наиболее полной, разноплановой и интересной для телезрителя информации. Одна передача обычно состоит из двух-трех разделов. Автором и ведущей программы является руководитель пресс-службы С. Шарапова. В телепрограммах за 2001 год приняли участие 19 депутатов: В. Озеров, З. Софрина, А. Громов, Л. Голуб, Н. Цилюрик, В. Горбатюк, М. Вовк, С. Баранов, А. Петров, В. Петров, В. Ничипоренко, А. Митин, В. Ильинская, И. Федоров, Е. Исаков, П. Перевезенцев, В. Буханцев, А. Бондаренко, В. Долматов (см. Приложение 4);
- традиционными в работе пресс-службы стали ежемесячные выступления депутатов в прямом эфире по краевому радио в программе «Контакт» Дума приняла решение», где проводятся итоги заседаний Думы. Продолжительность этих радиопрограмм – 40-50 минут, а их особенность – ответы депутатов в прямом эфире на вопросы радиослушателей. Диалог «депутат – избиратель» обеспечивается пресс-службой Думы;
- на следующий день после заседания Думы ведется передача на радио в дневное время в прямом эфире с обратной связью с участием депутатов;
- в конце каждого месяца в «Приамурских ведомостях» публикуется специальная парламентская полоса «Законодательная Дума Хабаровского края: проблемы, хроника, решения», подготавливаемая пресс-службой Думы и осуществляемая в рамках совместного проекта пресс-службы Думы и газеты «Приамурские ведомости». На данной полосе публикуются депутатские запросы, рекомендации депутатских слушаний, обращения Думы в федеральные органы власти, выступления и комментарии депутатов, интервью с депутатами, рассказы о них и другие актуальные материалы и статьи о работе Законодательного органа;
- ежеквартально пресс-служба организует пресс-конференции с участием председателей комитетов, руководителей Думы. В 2001 году проведены четыре такие пресс-конференции (в январе, апреле, июле и октябре). Все они были показаны телерадиокомпанией «Дальневосточная» по краевому ТВ. В интервью с депутатами по правовому обеспечению социально-экономической жизни края, другим актуальным проблемам, как правило, участвуют представители 15-18 различных средств массовой информации;
- в случае необъективного, по мнению пресс-службы Думы, освещения журналистами думской деятельности в данном средстве массовой информации выходит опровержение, подготовленное пресс-службой Краевой Думы;
- помимо вышеперечисленного, сотрудники пресс-службы постоянно готовят оперативную информацию, отчеты, корреспонденции, интервью с заседаний Думы, ее постоянных комитетов, международных и региональных встреч парламентариев. Эти материалы публикуются в газетах «Приамурские ведомости», «Тихоокеанская звезда», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня» и других изданиях. Оперативные совещания и комментарии готовятся также для информационных выпусков краевого радио, программы «Приамурье: день за днем», для информационных агентств, для телепрограммы ДВТРК «Панорама»;
- ведется постоянная индивидуальная работа пресс-службы с журналистами. Они информируются о наиболее значительных мероприятиях, проходящих в Думе, им даются разъяснения по различным проблемам деятельности, оказывается помощь, чтобы связаться с депутатами и работниками Думы. Ведется досье всех печатных статей журналистов. Так, материал, собранный пресс-службой только за 2001 год, насчитывает более трехсот публикаций, подготовленных журналистами различных изданий.
Анализ деятельности пресс-службы Законодательной
Думы Хабаровского края позволяет отметить
в ее работе, как положительные стороны,
так и определенные моменты, характеризующиеся
недостаточным использованием имеющегося
в распоряжении пресс-службы потенциала
с точки зрения рассматриваемой в данной
работе проблематики.
Работа со средствами
массовой информации, а именно: ведение
списков журналистов, индивидуальная
работа с ними, отслеживание выходящих
в СМИ материалов, их систематизация,
анализ, доведение этой информации
до депутатов, проведение пресс-конференций,
рассылка пресс-релизов, создание собственных
телевизионных и радиопрограмм, наличие
в краевых и районных печатных изданиях
полос, подготавливаемой пресс-службой,
и другая деятельность пресс-службы может
быть признана хорошей, с учетом замечаний
и рекомендации на которых автор дипломной
работы остановится в подразделе 2.3.
Анализ аппарата управления
Законодательной Думы Хабаровского
края показывает, что пресс-служба является
неотъемлемой частью аппарата Думы и
играет значительную роль в информировании жителей
Хабаровского края.
Пресс-служба является самостоятельным
структурным подразделением и подчиняется
непосредственно Председателю Законодательной
Думы Хабаровского края.
Пресс-служба включает: руководителя
пресс-службы и главного специалиста.
Руководитель пресс-службы
несет персональную ответственность
перед Председателем Законодательной
Думы Хабаровского края.
На создание структурных
подразделений органов власти –
пресс-служб, занимающихся взаимодействием
со средствами массовой информации и информированием
населения повлияли перемены произошедшие
в стране в конце 80-х начале 90-х годов, заключавшиеся
в ликвидации модели полного контроля
государства над средствами массовой
информации. В результате были ликвидированы
идеологические отделы, работавшие со
СМИ.
Анализ Положения о
пресс-службе показал, что к государственным
служащим данного структурного подразделения
предъявляются следующие требования:
1. уровень образования:
работником пресс-службы может
быть лицо, имеющее высшее журналистское образование и
стаж работы по профессии не менее 5 лет;
2. иметь творческие
наклонности: уметь на практике
применять полученные знания
и умения, творчески подходит
к данному труду;
3. иметь соответствующий
уровень компетенции.
Сфера деятельности руководителя пресс-службы
заключается в:
1. Создание условий
для оперативного распространения
официальной информации о деятельности
Законодательной Думы Хабаровского
края.
2. Совершенствовании
взаимодейтельности с представителями
местных, региональных, российских и зарубежных средств
массовой информации.
3. Организация и проведение
информационных мероприятий.
4. Оказания содействия
российским и зарубежным журналистам
в их профессиональной деятельности.
5. Развитие деловых
связей с пресс-службами органов власти субъектов Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации.
6. Осуществление подбора
и расстановки кадров.
7. Контролирование исполнения
поставленных задач.
8. Знание нормативно-правовых
актов, касающихся деятельности
средств массовой информации.
Руководитель пресс-службы
является полномочным представителем
Председателя Законодательной Думы
Хабаровского края в процессе взаимодействия
со средствами массовой информации.
Сфера деятельности главного
специалиста заключается в:
1. Оперативном распространении официальной информации
о деятельности Думы Края.
2. Организации пресс-службы
конференций.
3. Оказании содействия
корреспондентам средств массовой
информации в получении необходимой
информации о деятельности Краевой
Думы.
4. Качественное изготовление материалов для средств
массовой информации.
Чтобы деятельность пресс-службы
была плодотворной, она должна иметь
соответствующее материально-техническое,
информационно-технологическое и
транспортное обеспечение.
Можно сказать, что пресс-служба
Законодательной Думы Хабаровского края
этим обеспечена (см. Приложение 5 и 6).
Оснащенность этой структуры
системами связи и коммуникации,
позволяет оперативно связываться
со средствами массовой информации для
передачи соответствующей информации
и наоборот.
Для качественной подготовки
материалов, направляемых в средства
массовой информации специалисты пресс-службы
могут обращаться за необходимой
информацией в подразделения
Думы края.
По мнению автора дипломной
работы, пресс-служба Законодательной
Думы Хабаровского края достаточно успешно выполняет
свои функции. Об этом свидетельствует
и консенсуальная модель взаимодействия
Законодательной Думы Хабаровского края
и средств массовой информации.
2.3. Рекомендации
по совершенствованию деятельности
пресс-службы Законодательной Думы
Хабаровского края
Анализ деятельности
пресс-службы Законодательной Думы
Хабаровского края позволяет отметить
в ее работе как положительные
стороны, так и определенные моменты,
характеризующиеся недостаточным
использованием имеющегося в распоряжении пресс-службы потенциала
с точки зрения рассматриваемой в данной
работе проблематики.
Работа со средствами
массовой информации, а именно: ведение
списков журналистов, индивидуальная
работа с ними, отслеживание выходящих
в СМИ материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации
до депутатов, проведение пресс-конференций,
пресс-релизов, создание собственных
телевизионных и радиопрограмм, наличие
в краевых и районных изданиях полос, подготавливаемых
пресс-службой, и другая деятельность
пресс-службы может быть признана хорошей,
если принять во внимание ряд замечаний
и рекомендаций:
1. несмотря на упоминание
в качестве одной из задач
деятельности пресс-службы Думы
формирования через СМИ общественного
мнения о деятельности депутатов
Думы, приходится признать, данная работа не
имеет целенаправленного характера, не
преследуется четкая цель сформировать
у населения тот или иной конкретный образ
Думы, обладающий какими-либо положительными
социально-значимыми характеристиками;
2. не осуществляется и мониторинг общественного мнения,
не выявляются общественно-важные вопросы,
считающиеся населением первоочередными
для решения их Думой в рамках своей компетенции;
3. не производится
анализ эффективности производства
выпускаемых Думой радио и
телепередач, газетных полос. В связи с немалой
себестоимостью производства теле- и радиопрограмм,
осуществляемых Думой и ограниченностью
ее бюджета, предлагается периодически
выяснять рейтинги этих программ, определять,
является ли время их выхода в эфир наиболее
удобным для телезрителей и радиослушателей,
являются ли рассматриваемые в программах
проблемы действительно актуальными среди
широкой общественности, так как это позволит
своевременно реагировать на проблемы
населения, вовремя изменять тематику
программ в целях освещения «нужных» обществу
и руководству Думы вопросов и повышения
общего уровня популярности и доверия
к законодательной власти, росту ее престижа
в обществе. Данные рекомендации применимы
и к материалам, выходящим в печатных СМИ;
4. весьма полезно было бы пресс-службе, совместно с руководством
Думы, выработать общую концепцию информационного
освещения деятельности Думы в СМИ с тем,
чтобы выходящие в них материалы не представляли
собой разрозненные элементы лишь информативного
характера, а являлись стройными звеньями
единой и четкой стратегии освещения деятельности
Думы и формирования у широкой общественности
имиджа Думы как государственно-властного
органа, радеющего за процветание экономики
и населения края, стоящего на защите их
интересов;
5. следует проводить компании в поддержку принимаемых
Думой законов и решений, особенно если
они непопулярны и могут вызвать неодобрение
населения края;
6. в то же время
Законодательная Дума Хабаровского
края является тем органом
государственной власти, у которого нет особо острой необходимости в процессе
совей ежедневной планомерной деятельности
оказывать полномасштабное манипулятивное
воздействие на политическое сознание
граждан. Следует отметить, что особенно
такого рода воздействие в полной мере
проявляется во время предвыборного периода,
когда руководство Думы прилагает все
возможные усилия и использует все, имеющиеся
в его распоряжении ресурсы, как материальные,
финансовые, так и личностные, а также
связаны в целях обеспечения победы на
выборах на ту или иную должность «нужного»
кандидата;
7. необходимо также
предостеречь от слишком явного
и настойчивого манипулирования
политическим сознанием, поскольку
этот процесс должен происходить
скрыто, как бы исподволь, незаметно
для населения и не допускать
ни малейших подозрений в свой адрес в применении
приемов манипуляции, так как это может
нанести существенный ущерб и нейтрализовать
всю проделанную работу. Следует постоянно
помнить о необходимости разумного баланса
в использовании политического манипулирования.
В случае же широкого обнародования использования
таких приемов следует в кротчайшие сроки
и с минимальной оглаской «свернуть» данный
вид деятельности.
Выстраивание гармоничной
системы взаимоотношений законодательной
власти со СМИ – пресс долгий
и довольно сложный. Его развитие прямо связано с общим
ходом и направленностью становления
российского общества, государственности
и всех ее властных и гражданских институтов
(в том числе «четвертой власти») в новых
политических условиях. Можно сказать,
что первые шаги в этом направлении уже
сделаны, однако о достижении конечного
результата пока говорить рано.
Заключение
Таким образом, изучение процесса взаимоотношения
между органами государственной
власти и средствами массовой информации
показало, что средства массовой информации
являются одним из важнейших институтов
жизни общества. Их характеризуют как
великого арбитра, четвертую власть, наряду
с законодательной, исполнительной и судебной
властью.
Изучение функций средств
массовой информации выявило, что наряду
с информационной функцией, средства массовой
информации выполняют: образовательную,
критики и контроля, социализации, мобилизационную,
формирования общественного мнения и
др.
Средства массовой информации
обладают чертами, присущими только
этому институту политической системы общества. Среди которых
можно назвать: наличие специальных, технических
приборов и аппаратуры; непрямое, разделенное
в пространстве и во времени взаимодействие
коммуникационных партнеров; публичность
и др.