Взаимодействие между органами власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти
В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.

Работа состоит из  1 файл

Взаимодействие между органами власти и сми.doc

— 547.00 Кб (Скачать документ)

В связи с основными  направлениями своей деятельности, упомянутыми выше, пресс-служба Законодательной Думы края:

  • готовит для городских, районных и ведомственных газет края ежемесячный пресс-релиз, в котором рассказывается об основных событиях и деятельности Думы, подытоживается ее работа за месяц. Пресс-релизы публикуются в более, чем 20 изданиях, как в краевых, так и в районных, таких как «Амурский маяк» (Ульчский район), «Звезда Севера» (Аяно-Майский район), «Рабочее слово» (Верхнебуреинский район), и других. Пресс-релизы предоставляются бесплатно. Перед выходом очередного пресс-релиза в редакции СМИ рассылаются уведомительные письма. Кроме того, к 1999 году начата рассылка пресс-релизов на север Законодательной Думы Хабаровского края, что позволяет пользователям сети Интернет быть в курсе ежемесячной деятельности Думы;
  • ведется список журналистов, принимающих участие в депутатских слушаниях Законодательной Думы (Е. Галушко, Е. Медянников – Приамурские ведомости, М. Гладкий – радио «Восток России», Ю. Витрищак – агентство Интерфакс, Е. Серикова, А. Дудник – ТРК «Дальневосточная» (радио), Е. Николаенко – ТРК «Дальневосточная» (ТВ), Р. Целобанова – «ТОЗ», О. Караулова – ИТА «Губерния» - телеканала СЭТ, С. Мингазов – «Молодой дальневосточник», Е. Бугаенко – РИА Новости, Е. Лысухина – ТВ «Панорама», Д. Судаков – «Хабаровский Экспресс», А. Зубов – «АиФ» Дальинформ, А. Хорошилов – «Парламентская газета» и др.);
  • особое внимание пресс-служба уделяет постоянным долговременным проектам – каналам систематического информирования жителей края. В начале каждого месяца на канале ДВТРК  по вечерам выходила телевизионная программа «Ракурс. Краевая Дума в делах и лицах» продолжительностью в 20 минут. Это  совместный проект пресс-службы Думы и телерадиокомпании «Дальневосточная». Передача тематически поделена на несколько разделов – сюжетов, таких как «Депутат в рабочем интерьере», «Депутат в домашнем интерьере», «Блиц-интервью с депутатами», «Рождение закона», «Актуальное интервью», «Международные контакты», «Круглый стол» и другие в целях подачи наиболее полной, разноплановой и интересной для телезрителя информации. Одна передача обычно состоит из двух-трех разделов. Автором и ведущей программы является руководитель пресс-службы С. Шарапова. В телепрограммах за 2001 год приняли участие 19 депутатов: В. Озеров, З. Софрина, А. Громов, Л. Голуб, Н. Цилюрик, В. Горбатюк, М. Вовк, С. Баранов, А. Петров, В. Петров, В. Ничипоренко, А. Митин, В. Ильинская, И. Федоров, Е. Исаков, П. Перевезенцев, В. Буханцев, А. Бондаренко, В. Долматов (см. Приложение 4);
  • традиционными в работе пресс-службы стали ежемесячные выступления депутатов в прямом эфире по краевому радио в программе «Контакт» Дума приняла решение», где проводятся итоги заседаний Думы. Продолжительность этих радиопрограмм – 40-50 минут, а их особенность – ответы депутатов в прямом эфире на вопросы радиослушателей. Диалог «депутат – избиратель» обеспечивается пресс-службой Думы;
  • на следующий день после заседания Думы ведется передача на радио в дневное время в прямом эфире с обратной связью с участием депутатов;
  • в конце каждого месяца в «Приамурских ведомостях» публикуется специальная парламентская полоса «Законодательная Дума Хабаровского края: проблемы, хроника, решения», подготавливаемая пресс-службой Думы и осуществляемая в рамках совместного проекта пресс-службы Думы и газеты «Приамурские ведомости». На данной полосе публикуются депутатские запросы, рекомендации депутатских слушаний, обращения Думы в федеральные органы власти, выступления и комментарии депутатов, интервью с депутатами, рассказы о них и другие актуальные материалы и статьи о работе Законодательного органа;
  • ежеквартально пресс-служба организует пресс-конференции с участием председателей комитетов, руководителей Думы. В 2001 году проведены четыре такие пресс-конференции (в январе, апреле, июле и октябре). Все они были показаны телерадиокомпанией «Дальневосточная» по краевому ТВ. В интервью с депутатами по правовому обеспечению социально-экономической жизни края, другим актуальным проблемам, как правило, участвуют представители 15-18 различных средств массовой информации;
  • в случае необъективного, по мнению пресс-службы Думы, освещения журналистами думской деятельности в данном средстве массовой информации выходит опровержение, подготовленное пресс-службой Краевой Думы;
  • помимо вышеперечисленного, сотрудники пресс-службы постоянно готовят оперативную информацию, отчеты, корреспонденции, интервью с заседаний Думы, ее постоянных комитетов, международных и региональных встреч парламентариев. Эти материалы публикуются в газетах «Приамурские ведомости», «Тихоокеанская звезда», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня» и других изданиях. Оперативные совещания и комментарии готовятся также для информационных выпусков краевого радио, программы «Приамурье: день за днем», для информационных агентств, для телепрограммы ДВТРК «Панорама»;
  • ведется постоянная индивидуальная работа пресс-службы с журналистами. Они информируются о наиболее значительных мероприятиях, проходящих в Думе, им даются разъяснения по различным проблемам деятельности, оказывается помощь, чтобы связаться с депутатами и работниками Думы. Ведется досье всех печатных статей журналистов. Так, материал, собранный пресс-службой только за 2001 год, насчитывает более трехсот публикаций, подготовленных журналистами различных изданий.

Анализ деятельности пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края позволяет отметить в ее работе, как положительные стороны, так и определенные моменты, характеризующиеся недостаточным использованием имеющегося в распоряжении пресс-службы потенциала с точки зрения рассматриваемой в данной работе проблематики.

Работа со средствами массовой информации, а именно: ведение  списков журналистов, индивидуальная работа с ними, отслеживание выходящих  в СМИ материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации до депутатов, проведение пресс-конференций, рассылка пресс-релизов, создание собственных телевизионных и радиопрограмм, наличие в краевых и районных печатных изданиях полос, подготавливаемой пресс-службой, и другая деятельность пресс-службы может быть признана хорошей, с учетом замечаний и рекомендации на которых автор дипломной работы остановится в подразделе 2.3.

Анализ аппарата управления Законодательной Думы Хабаровского края показывает, что пресс-служба является неотъемлемой частью аппарата Думы и  играет значительную роль в информировании жителей Хабаровского края.

Пресс-служба является самостоятельным  структурным подразделением и подчиняется  непосредственно Председателю Законодательной  Думы Хабаровского края.

Пресс-служба включает: руководителя пресс-службы и главного специалиста.

Руководитель пресс-службы несет персональную ответственность  перед Председателем Законодательной  Думы Хабаровского края.

На создание структурных  подразделений органов власти –  пресс-служб, занимающихся взаимодействием  со средствами массовой информации и информированием населения повлияли перемены произошедшие в стране в конце 80-х начале 90-х годов, заключавшиеся в ликвидации модели полного контроля государства над средствами массовой информации. В результате были ликвидированы идеологические отделы, работавшие со СМИ.

Анализ Положения о  пресс-службе показал, что к государственным  служащим данного структурного подразделения  предъявляются следующие требования:

1. уровень образования:  работником пресс-службы может  быть лицо, имеющее высшее журналистское образование и стаж работы по профессии не менее 5 лет;

2. иметь творческие  наклонности: уметь на практике  применять полученные знания  и умения, творчески подходит  к данному труду;

3. иметь соответствующий  уровень компетенции.

Сфера деятельности руководителя пресс-службы заключается в:

1. Создание условий  для оперативного распространения  официальной информации о деятельности  Законодательной Думы Хабаровского  края.

2. Совершенствовании  взаимодейтельности с представителями  местных, региональных, российских и зарубежных средств массовой информации.

3. Организация и проведение  информационных мероприятий.

4. Оказания содействия  российским и зарубежным журналистам  в их профессиональной деятельности.

5. Развитие деловых  связей с пресс-службами органов власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

6. Осуществление подбора  и расстановки кадров.

7. Контролирование исполнения  поставленных задач.

8. Знание нормативно-правовых  актов, касающихся деятельности  средств массовой информации.

Руководитель пресс-службы является полномочным представителем Председателя Законодательной Думы Хабаровского края в процессе взаимодействия со средствами массовой информации.

Сфера деятельности главного специалиста заключается в:

1. Оперативном распространении официальной информации о деятельности Думы Края.

2. Организации пресс-службы  конференций.

3. Оказании содействия  корреспондентам средств массовой  информации в получении необходимой  информации о деятельности Краевой  Думы.

4. Качественное изготовление материалов для средств массовой информации.

Чтобы деятельность пресс-службы была плодотворной, она должна иметь  соответствующее материально-техническое, информационно-технологическое и  транспортное обеспечение.

Можно сказать, что пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края этим обеспечена (см. Приложение 5 и 6).

Оснащенность этой структуры  системами связи и коммуникации, позволяет оперативно связываться  со средствами массовой информации для  передачи соответствующей информации и наоборот.

Для качественной подготовки материалов, направляемых в средства массовой информации специалисты пресс-службы могут обращаться за необходимой  информацией в подразделения  Думы края.

По мнению автора дипломной  работы, пресс-служба Законодательной  Думы Хабаровского края достаточно успешно выполняет свои функции. Об этом свидетельствует и консенсуальная модель взаимодействия Законодательной Думы Хабаровского края и средств массовой информации.

 

2.3. Рекомендации  по совершенствованию деятельности  пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края

Анализ деятельности пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края позволяет отметить в ее работе как положительные  стороны, так и определенные моменты, характеризующиеся недостаточным  использованием имеющегося в распоряжении пресс-службы потенциала с точки зрения рассматриваемой в данной работе проблематики.

Работа со средствами массовой информации, а именно: ведение  списков журналистов, индивидуальная работа с ними, отслеживание выходящих  в СМИ материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации до депутатов, проведение пресс-конференций, пресс-релизов,  создание собственных телевизионных и радиопрограмм, наличие в краевых и районных изданиях полос, подготавливаемых пресс-службой, и другая деятельность пресс-службы может быть признана хорошей, если принять во внимание ряд замечаний и рекомендаций:

1. несмотря на упоминание  в качестве одной из задач  деятельности пресс-службы Думы  формирования через СМИ общественного  мнения о деятельности депутатов  Думы, приходится признать, данная работа не имеет целенаправленного характера, не преследуется четкая цель сформировать у населения тот или иной конкретный образ Думы, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками;

2. не осуществляется и мониторинг общественного мнения, не выявляются общественно-важные вопросы, считающиеся населением первоочередными для решения их Думой в рамках своей компетенции;

3. не производится  анализ эффективности производства  выпускаемых Думой радио и  телепередач, газетных полос. В связи с немалой себестоимостью производства теле- и радиопрограмм, осуществляемых Думой и ограниченностью ее бюджета, предлагается периодически выяснять рейтинги этих программ, определять, является ли время их выхода в эфир наиболее удобным для телезрителей и радиослушателей, являются ли рассматриваемые в программах проблемы действительно актуальными среди широкой общественности, так как это позволит своевременно реагировать на проблемы населения, вовремя изменять тематику программ в целях освещения «нужных» обществу и руководству Думы вопросов и повышения общего уровня популярности и доверия к законодательной власти, росту ее престижа в обществе. Данные рекомендации применимы и к материалам, выходящим в печатных СМИ;

4. весьма полезно было бы пресс-службе, совместно с руководством Думы, выработать общую концепцию информационного освещения деятельности Думы в СМИ с тем, чтобы выходящие в них материалы не представляли собой разрозненные элементы лишь информативного характера, а являлись стройными звеньями единой и четкой стратегии освещения деятельности Думы и формирования у широкой общественности имиджа Думы как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения края, стоящего на защите их интересов;

5. следует проводить компании в поддержку принимаемых Думой законов и решений, особенно если они непопулярны и могут вызвать неодобрение населения края;

6. в то же время  Законодательная Дума Хабаровского  края является тем органом  государственной власти, у которого нет особо острой необходимости в процессе совей ежедневной планомерной деятельности оказывать полномасштабное манипулятивное воздействие на политическое сознание граждан. Следует отметить, что особенно такого рода воздействие в полной мере проявляется во время предвыборного периода, когда руководство Думы прилагает все возможные усилия и использует все, имеющиеся в его распоряжении ресурсы, как материальные, финансовые, так и личностные, а также связаны в целях обеспечения победы на выборах на ту или иную должность «нужного» кандидата;

7. необходимо также  предостеречь от слишком явного  и настойчивого манипулирования  политическим сознанием, поскольку  этот процесс должен происходить  скрыто, как бы исподволь, незаметно  для населения и не допускать  ни малейших подозрений в свой адрес в применении приемов манипуляции, так как это может нанести существенный ущерб и нейтрализовать всю проделанную работу. Следует постоянно помнить о необходимости разумного баланса в использовании политического манипулирования. В случае же широкого обнародования использования таких приемов следует в кротчайшие сроки и с минимальной оглаской «свернуть» данный вид деятельности.

Выстраивание гармоничной  системы взаимоотношений законодательной  власти со СМИ – пресс долгий и довольно сложный. Его развитие прямо связано с общим ходом и направленностью становления российского общества, государственности и всех ее властных и гражданских институтов (в том числе «четвертой власти») в новых политических условиях. Можно сказать, что первые шаги в этом направлении уже сделаны, однако о достижении конечного результата пока говорить рано.

 

Заключение

Таким образом, изучение процесса взаимоотношения  между органами государственной  власти и средствами массовой информации показало, что средства массовой информации являются одним из важнейших институтов жизни общества. Их характеризуют как великого арбитра, четвертую власть, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.


Изучение функций средств  массовой информации выявило, что наряду с информационной функцией, средства массовой информации выполняют: образовательную, критики и контроля, социализации, мобилизационную, формирования общественного мнения и др.

Средства массовой информации обладают чертами, присущими только этому институту политической системы общества. Среди которых можно назвать: наличие специальных, технических приборов и аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; публичность и др.

Информация о работе Взаимодействие между органами власти и СМИ