Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:40, реферат
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает от различных посягательств. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Введение
Глава I. Законодательный процесс на федеральном уровне
Глава II. Законодательный процесс в субъектах РФ
Заключение
Список использованной литературы
Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).
Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).
Комитеты, комиссии парламентов
принимают участие в
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»[16], обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.
Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре
положений глав 1, 2 и 9 Конституции
РФ должно быть поддержано
при голосовании группой
2) граждане России могут
приобрести статус субъектов
законодательного процесса —
инициаторов проведения
Институт народной инициативы,
предусмотренный
Таким образом, субъектами законодательного
процесса являются субъекты права законодательной
инициативы, а также граждане и
их объединения, лица, обладающие специальной
правосубъектностью (депутаты), их объединения,
а также государственные
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.
Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).
Все субъекты законодательного процесса обладают следующими общими для них признаками:
1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/или обязанностей), установленных, как правило, конституциями и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают в рамках
законодательного процесса
3) действуют в рамках
нормативно определенных
4) действуют с целью создания закона.
Традиционно первой стадией
законодательного процесса признается
законодательная инициатива, которую,
как первую стадию, отличает главным
образом то, что ею приводится в
действие механизм законотворческой деятельности
парламента. С началом реализации
законодательной инициативы, выражающейся
в возбуждении вопроса о
Справедливости ради следует
отметить, что в юридической литературе
нет единого мнения о законодательной
инициативе как первой стадии законодательного
процесса. Ряд авторов предлагает
выделить этап создания (разработки) проекта
нормативного акта[17], выявление потребностей
в принятии закона[18], или деятельность
по прогнозированию и планированию
законодательного процесса[19]. Среди
тех, кто признает стадию законодательной
инициативы начальной стадией
В литературе выработалось два
подхода к вопросу о том, что
считать фактическим началом
законодательной инициативы. Большинство
юристов ограничивают законодательную
инициативу действиями, осуществляемыми
исключительно в рамках официального
прохождения законопроекта в
законодательном органе, считая началом
законодательной инициативы внесение
законопроекта на рассмотрение законодательного
органа. Наряду с этим существует точка
зрения, авторы которой расширительно
трактуют содержание законодательной
инициативы, включая в него в качестве
начального этапа всю предварительную
деятельность по подготовке проекта
закона. В обоснование данной точки
зрения делается ссылка на то, что возбуждение
вопроса об издании закона, выявление
потребности в его принятии, его
научная, экспертная, организационная
подготовка, равно как и внесение
законопроекта на рассмотрение законодательного
органа, - есть деятельность, связанная
с проявлением законодательной
инициативы. Более того, работа по подготовке
законопроекта, "осуществляемая в
условиях широкой гласности, с участием
многих лиц и коллективов", составляет
наиболее существенную ее часть, так
как именно на данном этапе закладываются
основы будущего закона. Внесение же законопроекта
в законодательный орган
Трудно не согласиться
с тем, что этап подготовки законопроекта
образуют действия, непосредственно
направленные на создание закона. От них
во многом зависит его качество,
эффективность применения, социальная
значимость. Вместе с тем очевидно,
что как по характеру, так и
по функциональному назначению указанные
действия существенно отличаются от
действий, которые совершаются
В России есть примеры установления
права законодательной
Реализация права
Право законодательной инициативы может быть реализовано в форме законодательного предложения или готового законопроекта. Теоретически, разница между этими двумя формами следует из буквального смысла терминов: первое имеет в виду идею, концепцию будущего закона, второе - предполагает наличие текста со всеми атрибутами закона (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками; и т.д.)[24], т.е. законодательное предложение отличается более облегченной формой реализации (например, может быть сделано в устной форме).
На практике выбор формы
может зависеть от вида субъекта законодательной
инициативы. В Москве жители города
вносят в Московскую городскую Думу
законодательные предложения в
форме петиций, а все прочие субъекты
права законодательной
В юридической литературе встречаются примеры различных форм законодательных предложений.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 104) предусматривает внесение в Государственную Думу только законопроектов. Однако Регламент Государственной Думы[26] содержит указания на осуществление законодательной инициативы и в иных формах.
Согласно ст. 104 Регламента «законодательная инициатива осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской
Федерации о поправках к
б) законопроектов о внесении
изменений и дополнений в действующие
законы Российской Федерации и законы
РСФСР, федеральные конституционные
законы и федеральные законы, либо
о признание этих законов утратившими
силу, либо о неприменении на территории
Российской Федерации актов
в) поправок к законопроектам.
Непосредственно в Конституции РФ термины «законодательное предложение» и «поправки к законопроектам» используются только в контексте ст.134: «предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации». Таким образом, форма законодательного предложения может быть использована субъектом законодательной инициативы только для внесения изменений в Конституцию РФ.
Внося законодательное предложение, депутат не «связан» формальными рамками, что позволяет оперативно реагировать на возникающие потребности общества в нормативном регулировании. С другой стороны, запрет устной формы для внесения законодательного предложения может способствовать повышению ответственности депутата, а также законодательного органа. Такой запрет уменьшит число необоснованных идей, выдвигаемых в процессе реализации законодательной инициативы, и поможет «не потерять» ценные предложения, например, в ходе сессионных выступлений.
В юридической науке возникли
разногласия по поводу продолжительности
исследуемой стадии законодательного
процесса. Высказывается суждение,
что стадия законодательной инициативы
заканчивается принятием
Полагаю, что логическим завершением
данной стадии следует считать включение
законопроекта в повестку дня
очередной сессии законодательного
органа. Что же касается его предварительного
рассмотрения, то, поскольку указанная
процедура только предваряет решение
вопроса о включении
Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте