Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:40, реферат
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает от различных посягательств. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Введение
Глава I. Законодательный процесс на федеральном уровне
Глава II. Законодательный процесс в субъектах РФ
Заключение
Список использованной литературы
Процедура санкционирования (подписания) — одна из форм участия глав государств в законодательном процессе. Однако в конституциях не всегда достаточно ясно закрепляется их роль в принятии законов.
В Российской Федерации принятый
палатами закон направляется главе
государства для подписания и
обнародования. Подписывая закон, Президент
РФ удостоверяет, что закон принят
и подлежит опубликованию. Вместе с
тем Президент имеет право
выразить свое несогласие с законом
или его отдельными положениями
и с соответствующей
В отечественной юридической науке процедуру подписания закона Президентом РФ иногда рассматривают как отдельную стадию законодательного процесса, получившую в конституционном праве и доктрине наименование промульгации. Промульгация закона, предусмотренная конституциями многих стран мира, предполагает утверждение (санкционирование) закона главой государства. В этом случае закон не приобретает юридической силы до тех пор, пока глава государства не даст ему свое одобрение. По действующей Конституции РФ Президент не обладает тем комплексом необходимых полномочий, которые позволяли бы ему окончательно принимать закон, утверждать его дополнительно. Закон, который возвращен и принят палатами после повторного рассмотрения, должен подписываться Президентом и тогда, когда он с ним не согласен. Вторичное вето на закон наложено быть не может.
На сегодняшний день утвердилась
практика возвращения Президентом
РФ принятых федеральных законов
без рассмотрения. Право Президента
на возвращение принятого закона
без рассмотрения прямо Конституцией
РФ не закреплено. Оно подтверждается
Постановлением Конституционного Суда
РФ от 22 апреля 1996 г. №10-П, содержащего
толкование отдельных положений
ст. 107 Конституции РФ. Согласно данному
Постановлению Президент как
гарант Конституции может отказаться
подписать закон, если усматривает
нарушения установленных
Совершенно очевидно, что
прежде чем закон начнет действовать,
должно быть устранено любое несоответствие
его конституционным
В рассматриваемой ситуации
конституционный контроль Суда имеет
своей задачей приостановление
вступления в силу закона, принятого
парламентом с нарушением установлений
Конституции РФ. Поводом к возбуждению
процесса должно служить обращение
в Конституционный Суд
Следует иметь в виду, что несоблюдение норм процессуального права служит основанием для признания закона неконституционным лишь при условии, если тем самым нарушается установленный непосредственно Конституцией РФ порядок принятия федеральных законов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 22 апреля 1996г. №10-П, федеральный закон считается принятым с нарушением установленного конституционного порядка принятия закона в случае, когда такое нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания.
Основываясь на приведенной правовой позиции Конституционного Суда, можно прийти к выводу, что нарушения норм процессуального права служат поводом для обращения в Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ, если они вызывают обоснованное сомнение в свободном волеизъявлении депутатов Государственной Думы либо членов Совета Федерации. К таким нарушениям, на мой взгляд, следовало бы отнести: несоблюдение принципа личного участия в голосовании; проведение голосования при отсутствии необходимого кворума; рассмотрение законопроекта только одной палатой в случае, когда рассмотрение его второй палатой признано обязательным; изменение текста закона после его принятия и т.п.
Закон, объявленный Судом неконституционным, не может быть подписан Президентом и введен в действие. Появляется необходимость в принятии мер по приведению такого закона в соответствие с Конституцией РФ, поскольку здесь исключается какая-либо другая возможность разрешения возникшего спора, кроме как устранение допущенного нарушения[32]. Решением Суда закон направляется на новое рассмотрение парламента. В решении должны быть четко изложены основания, повлекшие признание закона противоречащим Конституции РФ; указано, какие допущены нарушения и какие процессуальные действия следует произвести при новом рассмотрении возвращенного закона. Парламент, для которого исполнение решения Суда является обязательным, призван исправить установленные Судом нарушения. Рассмотрение закона в парламенте возобновляется с того момента, с какого были допущены данные процессуальные нарушения. Процедура рассмотрения таких законов во многом аналогична процедуре повторного рассмотрения отклоненных Президентом РФ законов.
Принятие закона в практике
деятельности законодательного органа
Российской Федерации служит, таким
образом, актом его утверждения.
Именно принятием закона окончательно
формулируется государственная
воля, а сам закон становится обязательным
для исполнения. Неподписание закона
главой государства отнюдь не означает
отказ в его принятии. Глава
государства, проверяя закон, в том
числе и с точки зрения его
соответствия Конституции РФ, вправе
лишь задержать опубликование
Право вето является важной формой участия президента в законодательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту и является одним из традиционно закрепляемых за ним полномочий.
Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, и еще не вступившим в силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации.
Как правило, вето распространяется
на законопроект (закон, принятый парламентом)
в целом, и не может распространяться
на отдельные его положения. Это
создает часто неудобства, так
как президенту приходится либо одобрять
законопроект целиком с неугодными
ему статьями, либо опротестовывать
весь законопроект по причине присутствия
в нем статей, с которыми президент
не согласен. В России вето трудно назвать
выборочным, поскольку Конституция
говорит о праве Президента отклонить
закон, не уточняя это право в
отношении его отдельных
Конституции, не указывая подробных оснований для отклонения президентом закона парламента, при этом могут содержать требования об обоснованности и мотивированности президентского вето. Конституция РФ 1993 г. также не закрепляет перечня оснований для отклонения. Вместе с тем на практике наиболее частыми причинами отклонения Президентом РФ принятых Федеральным Собранием законов являются: несоответствие Конституции, неясность источников финансирования. Так, нередко выявляется несоответствие отдельных статей и положений закона статье 72 Конституции РФ (в части разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), статьям 10 и 73 Конституции, когда наблюдается вторжение в компетенцию других ветвей власти или в компетенцию субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.
Принятый парламентом закон направляется для подписи главе государства, который в установленный срок может либо подписать его, либо отказать в санкции (подписи), т.е. наложить вето.
В России преодолеть президентское
вето довольно трудно. Парламент может
отклонить вето лишь при наличии
квалифицированного большинства голосов
(при повторном голосовании). Подписание
и обнародование принятого
Как было отмечено ранее, от
права вето Президента следует отличать
возвращение Президентом
Из Конституции Российской
Федерации не следует, что Президент
может возвращать в палаты Федерального
Собрания законы, принятые с соблюдением
требований Конституции и предусмотренных
ею условий и процедур, без рассмотрения,
а значит, и без мотивов отклонения[33].
В то же время в случае нарушения
установленного Конституцией порядка
принятия федерального закона, если эти
нарушения ставят под сомнение результаты
волеизъявления палат Федерального
Собрания и само принятие закона, Президент
Российской Федерации вправе в силу
части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции
РФ вернуть его в соответствующую
палату, указав на конкретные нарушения
названных конституционных
Следуемое непосредственно
за подписанием обнародование
Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте