Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:40, реферат
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает от различных посягательств. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Введение
Глава I. Законодательный процесс на федеральном уровне
Глава II. Законодательный процесс в субъектах РФ
Заключение
Список использованной литературы
Опубликование закона означает
помещение его текста в установленном
официальном печатном издании, которое
воспроизводит полный аутентичный
текст закона. Целью данной стадии
законодательного процесса является официальное
доведение до сведения исполнителей
содержания принятого акта, широкое
ознакомление с законом общественности,
граждан и государственных
Различается неофициальное и официальное опубликование закона.
При неофициальном опубликовании
сообщение об издании закона или
изложение его содержания осуществляется
издательствами, ведомственными органами,
научными учреждениями, организациями.
Неофициальное опубликование
Официальное опубликование
закона необходимо для создания дубликатов
официального текста принятого закона
и определения вступления его
в силу. Оно имеет формально-
Опубликование является составляющей
более широкого понятия — обнародование
(оглашение) закона. На практике иногда
происходит смешение данных терминов.
Так, согласно Федеральному закону от
14 июня 1994 года «О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального
Собрания» под обнародованием понимается
только доведение федерального закона
до общего сведения по телевидению
и радио, а под опубликованием
воспроизведение его текста в
печати. Конституция России содержит
три термина «официальное опубликование»,
«опубликование» и «
Качественным отличием официального
опубликования является его обязательность.
Так, согласно ч. 3 ст.15 Конституции РФ,
федеральные законы, как и любые
нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут
применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.
Введение норм, предписывающих необходимость
опубликования актов как
В правовой теории утвердился
взгляд на опубликование как на стадию,
завершающую законодательный
По мнению других авторов,
опубликование не входит в число
стадий официального прохождения законопроекта
в законодательном органе. Образуя,
как они утверждают, наряду с предварительной
подготовкой законопроекта
На мой взгляд, опубликование
представляет собой самостоятельный
этап юридической деятельности, отличный
по своему характеру как от предшествовавших
ему стадий законодательного процесса
(внесение законопроекта, его обсуждение,
принятие, промульгация), так и от
последующих стадий правоприменения.
Обладая специфической целью, опубликование
осуществляется в определенных временных
границах. В правовом смысле оно
имеет место лишь после принятия
закона законодательным органом, его
подписания компетентными должностными
лицами и соответствующего оформления,
т.е. тогда, когда процедура по созданию
закона полностью завершена. Возможность
исполнения такого закона наступает
не ранее обусловленного срока его
вступления в силу. Таким образом,
не опубликование, а вступление закона
в силу знаменует начало правоприменительной
деятельности. Временной разрыв между
опубликованием закона и началом
его реализации устанавливается
в законодательном порядке. Он необходим
для того, чтобы с новым законом,
прежде, чем последний начнет применяться,
были ознакомлены все слои населения
и, в первую очередь, лица, к которым
закон обращен непосредственно.
Это позволяет указанным
В зависимости от того, кому
в государстве принадлежит
Дата опубликования имеет важное значение, поскольку от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу.
Пока закон официально
не опубликован, он не может вступить
в силу. Это является одним из
основополагающих конституционных
принципов современных
На практике может иметь место такая ситуация, когда закон опубликован, но не вступил в силу, поскольку существуют разные правила вступления в силу:
l) с момента опубликования;
2) в срок, указанный непосредственно
в самом законе или в
3) в срок, предусмотренный законодательством страны для вступления законов в силу.
Кроме того, для отдельных норм, статей, частей статей, глав, разделов закона могут быть установлены разные сроки вступления в силу.
Так, согласно Федеральному
закону РФ от 30 ноября 1994 года «О введении
в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации»[40] часть
первая Кодекса вступила в силу с
1 марта 1995 года. Исключение составили
положения, для которых указанным
Федеральным законом были установлены
иные сроки для введения в действие
(в частности, Глава 4 вступила в силу
с момента официального опубликования
Кодекса). Как правило, подобный «временной
разрыв» обусловлен содержанием
норм закона, целесообразностью согласования
практики их применения с иными нормативными
актами или общими принципами права.
Например, принципы справедливости и
эффективности налогообложения, а
также необходимость
В юридической литературе встречаются разные точки зрения относительно того, каково соотношение процедуры вступления в силу нормативного акта и его опубликования. Некоторые исследователи включают ее в стадию опубликования: «опубликование закона (и вступление его в силу)»[42]. По мнению других, вступление закона в силу не связано со стадиями законодательного процесса, поскольку содержание последних составляет деятельность по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Следовательно, вступление закона в силу - это только юридически значимые последствия принятия или опубликования акта, а не какое-либо действие субъекта законодательного процесса[43].
В странах, где действует принцип разделения властей, а взаимоотношения государства и личности регулируются конституциями как отношения равноправных субъектов, опубликование закона напрямую связано с завершением законодательного процесса. Содержание опубликования составляет обязанность уполномоченного органа (участника законодательного процесса) довести до всеобщего сведения принятый закон.
В законе выражена государственная
общеобязательная воля. Его создание
и окончательное оформление этой
воли предполагает включение закона
в систему правового
Значимость и
Именно официальное
Таким образом, официальное опубликование - завершающая стадия законодательного процесса, для которой характерны следующие признаки:
1. Носит юридический,
2. Осуществляется от имени
или по прямому нормативно
закрепленному поручению
3. Выполняет информационную
функцию, которая заключается
в доведении до всеобщего
ГЛАВА II: «Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации»
Законодательный процесс
в субъектах Федерации является
разновидностью правотворческого процесса
и представляет собой систему
процедур, последовательно осуществляемых
органами государственной власти и
связанных с рассмотрением
Как известно, федеральная
Конституция закрепляет общие принципы
и отдельные формы
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) определил круг вопросов, по которым законодательные органы субъектов РФ принимают законы и постановления. Этот перечень не является исчерпывающим, так как в указанном Законе отмечается, что законодательный орган субъекта вправе регулировать и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта к его ведению и полномочиям.
В принципе процедура подготовки
и принятия нормативных правовых
актов субъектов Федерации
Что касается участия субъектов
Федерации в федеральном
Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте