Брак. Виды брака. Конкубинат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание

В древней истории государства и права зарубежных стран вопросу брака и семьи всегда уделялось достаточно большое внимание, так например семейно-правовые нормы были важной частью древневавилонского Законника Хаммурапи, так и древнеиндийских Законов Ману. Вместе с этим определенным этапом в развитии семейного права в истории государства и права является древнеримское брачно-семейное права, изучая которое мы имеем дело не просто с отдельными нормами, а с такими институциональными образованиями как брак, отцовская власть, узаконение и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………...………………...…….3
1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
2. Брак …………………………………………………………………………6
2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6
2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11
3. Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12
4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16
5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18
5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18
5.2. Формы прекращения брака…………………………………………... 20
6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25
Заключение…………………………………………………………….......…29
Список использованной литературы………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Брак.Виды брака.Конкубинат.docx

— 56.01 Кб (Скачать документ)

Введение………………………………………………...………………...…….3

  1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
  2. Брак …………………………………………………………………………6

2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6

2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11

3.  Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12

4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16

5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18

5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18

5.2. Формы прекращения  брака…………………………………………... 20

6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22

6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25

 Заключение…………………………………………………………….......…29

 Список использованной  литературы………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная правовая доктрина под брачно-семейными правоотношениями понимает общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, а также из усыновления, опеки, попечительства, принятия ребенка в приемную семью, которые регулируются соответствующими нормами права.

 В древней истории  государства и права зарубежных  стран вопросу брака и семьи  всегда уделялось достаточно  большое внимание, так например  семейно-правовые нормы были важной  частью древневавилонского Законника  Хаммурапи, так и древнеиндийских  Законов Ману. Вместе с этим  определенным этапом в развитии  семейного права в истории  государства и права является  древнеримское брачно-семейное права,  изучая которое мы имеем дело  не просто с отдельными нормами,  а с такими институциональными  образованиями как брак, отцовская  власть, узаконение и т.д. Более  того, семейные право рассматривается  в Риме как право относящееся  к ius privatum, то есть к частному праву, праву, защищаемому интересы частного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Римская семья и формы  родства

 

Рим начинает свою историю  в области семейного права  с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римской семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась. Поскольку в период Ранней Республики в Риме под отцовской властью находились не только сыновья, но и жёны сыновей, состоящие в браке cum manu ( сущность данного брака см. ниже ) , а также внуки и правнуки домовладыки , то после его смерти внуки переходили под власть своего отца , жёны сыновей под власть своих мужей , а над вдовами устанавливалась опека сыновей . Таким образом , сыновья сами становились носителями полной правоспособности и вокруг них начинал складываться такой же круг отношений в семье., основанных на уже непосредственно их отцовской власти . Именно модель такой семьи была первоначально оформлена Римским семейным законодательством

 Дальнейший ход римской  истории от республики к империи,  изменения в производственных  отношениях, развитие торговли, определенное  культурное развитие , постепенно ослабляли власть домовладыки , что давало больше прав подвластным членам семьи, а также возможность высвободиться из-под этой власти . Тем самым прослеживается тенденция ослабления власти "отца семейства" .

 В связи с этим  возникает вопрос о системах  родства - агнатическом и когнатическом, которые законодательно оформляются семейно-брачным законодательством римского государства. Агнатское (агнатическое) родство основывалось на отцовской власти "отца семейства" . Это являлось и основанием права наследования, и призванием к опеке над недееспособным . «Агнатами называются те, кто связаны законным родством. Законным же родством является то, которое составляется посредством лиц мужского пола»1. Таким образом, агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были бы подчинены этой власти, если этому не воспрепятствовала смерть "отца семейства" .

 Римское законодательство  четко определяло степени аг-натического родства как по прямой , так и по боковой линиям. Так, по прямой линии эта степень определялась числом рождений, отделявшим лицо от "отца семейства". Сын являлся агнатом своего отца первой степени , а внук - агнатом своего деда второй степени . Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя отцовской власти , так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему "отцу семейства", затем от этого последнего, нисхо­дили ко второму лицу, после чего складывали число рождений , отделявших каждое из этих лиц от общего носителя отцовской власти .

 Последовательное ограничение  власти "отца семейства" во  всех её проявлениях привело  к постепенному вытеснению агнатического родства когнатическим , при котором юридическим родством признавалась лишь кровная связь и только она.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Брак

2.1 Виды брака

 

Семья образуется посредством  брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в  этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

    Вплоть до Юстиниана  римское семейное право различало  matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii (право на вступление в брак), и matrimonium iuris gentium (брачном праве наций) между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство  мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.  Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

    В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

    Первым видом  был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если  сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

    Второй вид  брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением  основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.  Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.  По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.  Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

    Создавая различный  строй отношений между мужем  и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению  одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

    Основные начала  брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. 

    Неоднозначное  правовое происхождение института  брака в целом определило сложность  его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

1. Взаимностью: в него  вступают два партнера, причем, как  мы выяснили,   

    безусловное равенство  сторон не является обязательным  условием брака;

2. Состоянием физической  зрелости и наличием определенных  сексуальных качеств партеров. Не  может рассматриваться в качестве  такового "брак" между людьми  одного пола, а также между  партнерами несоответствующего  традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен  в 14 лет для мужчин и в  12 лет для женщин.

3. Согласием партнера;

4. Наличием половой связи  между партнерами в браке. Тот  брак, при котором сексуальные  отношения заранее исключаются,  не может считаться действительным;

5. Стремлением партеров  заключить именно брачный союз;

6. Постоянной совместной  жизнью супругов: партнеры в браке  ведут общее хозяйству, живут  вместе и т. п. 

Отсутствие любого из вышеперечисленных  условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит  отношения мужчины и женщины  в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.  

    Правовой предпосылкой  для заключения брака было  предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

    Родство определялось  по линиям и степеням. Лица, происходящие  одно от другого, называются  родственниками по прямой линии.  Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

    Брак в Риме  заключался неформально: достаточно  было выражения согласия брачующихся  (несомненно, в презумпции, что все  условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

    Собственно заключение  брака распадается на два раздельных  в своем правовом значении  события: обручение и собственно  брачная церемония.     Обручение   обыкновенно предшествует браку.  В древнейшее время обручение  лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias (домовладельцем) без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только deductio feminae in domum nuptias. и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

    Основным моментом  собственно заключения брака,  рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался  увод жены в дом мужа; все  другие обрядовые процедуры только  символизировали заключение брака,  но не считались формальными  условиями наступления брачных  связей.  С развитием права  шел процесс отмирания или  ослабления роли старых форм  заключения брака. Параллельно  ему  происходило утверждение  неформального совершения брака  путем простого соглашения, за  которым должно было, однако, необходимо  следовать deductio feminae in domum nuptias (вычет женщины из вадебного дома).

    Брак признавался  ничтожным: между родственниками  по прямой линии, а также  между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один  стоит к общему предку в  первой степени родства. Аналогичные  правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности  брака предъявлялись еще некоторые  специфические требования. К примеру,  провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

    Прекращался брак, заключенный по всем правовым  требованиям, также только по  правовым основаниям. Таковыми являлись:

1.    Смерть супруга

2.    Заявление об  отказе от брачного союза- развод

3.    Утрата супругом  его гражданского правового качества  в связи с изменением его  сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства.

Информация о работе Брак. Виды брака. Конкубинат