Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
В древней истории государства и права зарубежных стран вопросу брака и семьи всегда уделялось достаточно большое внимание, так например семейно-правовые нормы были важной частью древневавилонского Законника Хаммурапи, так и древнеиндийских Законов Ману. Вместе с этим определенным этапом в развитии семейного права в истории государства и права является древнеримское брачно-семейное права, изучая которое мы имеем дело не просто с отдельными нормами, а с такими институциональными образованиями как брак, отцовская власть, узаконение и т.д.
Введение………………………………………………...………………...…….3
1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
2. Брак …………………………………………………………………………6
2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6
2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11
3. Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12
4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16
5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18
5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18
5.2. Формы прекращения брака…………………………………………... 20
6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25
Заключение…………………………………………………………….......…29
Список использованной литературы………………………………………..30
• брак " sine manu ", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.
5.2. Формы прекращения брака
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более – утратой свободы, или изменением гражданства
Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права.
И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus (действовать вопреки): брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio, брак коэмпционный – посредством remancipatio. Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.
Брак признавался ничтожным:
между родственниками по прямой линии,
а также между теми боковыми родственниками,
из которых хотя бы один стоит к
общему предку в первой степени родства.
Аналогичные правила
При всех правовых качествах
брака партнеры должны были находиться
в подобающем для заключения брака
возрасте: мужчины иметь не менее
14 лет от роду, женщины быть в возрасте,
определяемом половой зрелостью, т.е.
старше 13 лет (в классическую эпоху
– 12 лет). До достижения возраста в 60 лет
для мужчин и 55 – для женщин брак
полагался для них обязательно-
Не мог признаваться в
качестве брака союз между лицами
несоответствующего социального уровня:
например, между сенатором и артисткой,
между магистратом и женщиной,
подпадающей под его
В вопросе о разводе Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis (закон Джулиан о прелюбодеянии) предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма – libellus repudii (законопроект). За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы: если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias (подарок на свадьбу). Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало.
6. Правовые отношения детей и родителей
Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, юридически связана с детьми и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его домовладыки, если муж состоит под отцовской властью), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи домовладыки со своими подвластными.
Наоборот, «в браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над нею опеку»1.
Однако подобно тому,
как с течением времени была
значительно смягчена
Иначе были построены
отношения отца с детьми. Для
этих отношений было
Эта власть, первоначально
безграничная, постепенно, однако, смягчалась.
Основной причиной этого
Уже в древнейшее время власть «отца семейства» над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав домовладыки на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Согласно указу II в., власти могли принудить отца освободить сына от его власти. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, а также право требовать от него алименты.
В сфере имущественных
отношений подвластные дети
Одновременно с
В то же время,
если пекулий (выделенное
Правила, сложившиеся
в период принципата для
Наконец, с признанием
права наследования детей
В дальнейшем в такое
же положение были
От власти «отца семейства» можно было высвободиться в связи с её прекращением в случаях: смерти домовладыки, смерти подвластного, утраты свободы или гражданства "отцом семейства" или подвластным, лишения "отца семейства" права отцовской власти за то, что он оставил подвластного без помощи. Кроме прекращения отцовской власти было возможно освободиться от неё в законном порядке, то есть с помощью эманципации, которая могла иметь место в случаях, если домовладыка самолично с помощью специального акта освобождения высвобождал подвластного по своему желанию, сыновья могли выкупиться из подчинения "отцу семейства" (в отличии от дочерей). Вместе с этим сын мог добиться своего высвобождения через суд.
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство
Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:
- представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;
- последующим браком родителей;
- изданием императорского рескрипта.
Римское семейное право
регулирует отношения
- усыновление в отношении лица , ненаходящегося под отцовской властью - arrogatio;
- усыновление лица , находящегося под отцовской властью - adoptio.
Первый вид усыновления
осуществлялся путём получения
специального рескрипта от
Помимо отношений узаконения
и усыновления, римскому праву
был знаком институт опеки
и попечительства. Так, лицо в
связи с возрастом, состоянием
здоровья или некоторым особым
положением может нуждаться в
помощи и охране при
В древнейшие времена
опека устанавливалась в
В древнейшее время
опека представляла собою не
обязанность опекуна, а его
право, точнее - власть опекуна
над имуществом и личностью
подопечного, близкую по