Брак. Виды брака. Конкубинат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание

В древней истории государства и права зарубежных стран вопросу брака и семьи всегда уделялось достаточно большое внимание, так например семейно-правовые нормы были важной частью древневавилонского Законника Хаммурапи, так и древнеиндийских Законов Ману. Вместе с этим определенным этапом в развитии семейного права в истории государства и права является древнеримское брачно-семейное права, изучая которое мы имеем дело не просто с отдельными нормами, а с такими институциональными образованиями как брак, отцовская власть, узаконение и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………...………………...…….3
1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
2. Брак …………………………………………………………………………6
2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6
2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11
3. Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12
4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16
5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18
5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18
5.2. Формы прекращения брака…………………………………………... 20
6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25
Заключение…………………………………………………………….......…29
Список использованной литературы………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Брак.Виды брака.Конкубинат.docx

— 56.01 Кб (Скачать документ)

• брак " sine manu ", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

 

 

5.2. Формы прекращения брака

Прекращался брак, заключенный  по всем правовым требованиям, также  только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление  об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового  качества в связи с изменением его сословного положения, тем более  – утратой свободы, или изменением гражданства

Судебных формальностей  расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между  двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus (действовать вопреки): брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio, брак коэмпционный – посредством remancipatio. Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к  общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись  и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись  еще некоторые специфические  требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

При всех правовых качествах  брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака  возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху  – 12 лет). До достижения возраста в 60 лет  для мужчин и 55 – для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого  возраста заключение брачного союза  рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права  заключение брака после 80 лет считалось  достаточной причиной для ничтожности  этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в  качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную  власть. Между рабами брака не могло  быть: только сожительство (конкубинат).

В вопросе о разводе  Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis (закон Джулиан о прелюбодеянии) предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма – libellus repudii (законопроект). За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы: если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias (подарок на свадьбу). Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало.

 

6. Правовые отношения детей и родителей

Отношения между матерью  и детьми глубоко различны, в зависимости  от того, состоит ли мать в браке  cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, юридически связана с детьми и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его домовладыки, если муж состоит под отцовской властью), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи домовладыки со своими подвластными.

 Наоборот, «в браке  sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над нею опеку»1.

 Однако подобно тому, как с течением времени была  значительно смягчена юридическая  отчужденность мужа и жены  в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери некоторые иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, более того ограничивались пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

 Иначе были построены  отношения отца с детьми. Для  этих отношений было безразлично,  состоял ли отец в браке  sine manu или cum manu. Дети всегда находятся под властью отца, который является их домовладыкой.

 Эта власть, первоначально  безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось  распадение прежней крестьянской  семьи (в связи с развитием  рабовладельческих хозяйств), разви­тие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

 Уже в древнейшее  время власть «отца семейства»  над личностью детей умерялась  воздействием семейного совета, суждения которого не были  юридически обязательны, но и  не могли, в соответствии с  обществен­ными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав домовладыки на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Согласно указу II в., власти могли принудить отца освободить сына от его власти. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, а также право требовать от него алименты.

 В сфере имущественных  отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению  сделок от своего имени. Но  все права из таких сделок  возникали для их домовладыки. Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Вместе совершенные подвластными деликты (то есть действия, причинившие вред) служили основанием для иска против домовладыки о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

 Одновременно с последовательным  ограничением власти мужа над  женой, с одной стороны, и  параллельно с расширением круга  юридических последствий из сделок  рабов, с другой, осуществляются  и процесс постепенного признания  имущественной право- и дееспособности  подвластных детей. Претор стал  предоставлять против «отца семейства»  такие же иски из сделок  подвластных, какие он предоставлял  на основании сделок рабов.  Но сами подвластные, после  того как они становились свободными  от отцовской власти, стали признаваться  ответственными по этим сделкам  по праву квиритов.

 В то же время,  если пекулий (выделенное домовладыкой имущество), который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом отца семейства, то определенные группы имущества могли напрямую принадлежать подвластному сыну, минуя домовладыку. Таким имуществом постановлением Цезаря была признана, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой. Домовладыка был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только мог свободно пользоваться этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности, завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом без обременения домовладыки обязательствами умершего сына.

 Правила, сложившиеся  в период принципата для имущества,  приобретенного сыном на военной  службе, были в период империи,  в связи с созданием большого  административного аппарата принцепса, пе­ренесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях.

 Наконец, с признанием  права наследования детей после  матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны домовладыки и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом домовладыки на пожизненное пользование и управление им.

 В дальнейшем в такое  же положение были последовательно  поставлены имущества, унаследованные  от родственников с материнской  стороны. Развитие завершилось постановлением, что «отец семейства» сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для самого домовладыки, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми.

 От власти «отца семейства» можно было высвободиться в связи с её прекращением в случаях: смерти домовладыки, смерти подвластного, утраты свободы или гражданства "отцом семейства" или под­властным, лишения "отца семейства" права отцовской власти за то, что он оставил подвластного без помощи. Кроме прекращения отцовской власти было возможно освободиться от неё в законном порядке, то есть с помощью эманципации, которая могла иметь место в случаях, если домовладыка самолично с помощью специального акта освобождения высвобождал подвластного по своему желанию, сыновья могли выкупиться из подчинения "отцу семейства" (в отличии от дочерей). Вместе с этим сын мог добиться своего высвобождения через суд.

 

6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство

Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и  не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем  узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:

- представлением внебрачного  сына в местные декурионы с  наделением его имущественным  цензом;

- последующим браком  родителей; 

- изданием императорского  рескрипта.

 

 Римское семейное право  регулирует отношения усыновления,  под которым оно понимает установление  отцовской власти над посторонним  лицом . Существовало два вида усыновления :

- усыновление в отношении  лица , ненаходящегося под отцовской властью - arrogatio;

- усыновление лица , находящегося под отцовской властью - adoptio.

 Первый вид усыновления  осуществлялся путём получения  специального рескрипта от магистрата, который внимательно расследовал  обстоятельства дела и выяснял,  не отразятся ли усыновление  невыгодно на интересах усыновляемого . При этом виде усыновления усыновляемое лицо поступало под отцовскую власть усыновителя со всеми правовыми последствиями, в том числе и имело право наследовать имущество усыновляемого. Второй вид усыновления осуществляется путём занесения в судебный протокол соглашения «отца семейства» усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. В этом случае прекращалась родительская власть прежнего домовладыки и устанавливалась отцовская власть усыновителя. Римское законодательство определяло круг лиц, который мог быть усыновителями . Это были мужчины , которые не могли быть подвластными отцовской власти, а также должны быть старше усыновляемых не меньше, чем на 18 лет.

 Помимо отношений узаконения  и усыновления, римскому праву  был знаком институт опеки  и попечительства. Так, лицо в  связи с возрастом, состоянием  здоровья или некоторым особым  положением может нуждаться в  помощи и охране при осуществлении  своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском  праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (сurа) над безумными, над так называемыми минорами (т. е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придавал юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражал свое согласие неформально, возможно .даже неодновременно со сделкой.

 В древнейшие времена  опека устанавливалась в интересах  не подопечного, а лиц, которые  были его ближайшими наследниками  по закону. Ее основной задачей  была охрана имущества подопечного  в интересах его наследников.  Поэтому порядок призвания к  опеке (если опекун не был  назначен в завещании) совпадал  с порядком призвания к наследованию, т. е. опекуном являлся ближайший  агнат подо­печного.

 В древнейшее время  опека представляла собою не  обязанность опекуна, а его  право, точнее - власть опекуна  над имуществом и личностью  подопечного, близкую по содержанию  к власти домовладыки. Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности.

Информация о работе Брак. Виды брака. Конкубинат