Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
В древней истории государства и права зарубежных стран вопросу брака и семьи всегда уделялось достаточно большое внимание, так например семейно-правовые нормы были важной частью древневавилонского Законника Хаммурапи, так и древнеиндийских Законов Ману. Вместе с этим определенным этапом в развитии семейного права в истории государства и права является древнеримское брачно-семейное права, изучая которое мы имеем дело не просто с отдельными нормами, а с такими институциональными образованиями как брак, отцовская власть, узаконение и т.д.
Введение………………………………………………...………………...…….3
1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
2. Брак …………………………………………………………………………6
2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6
2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11
3. Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12
4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16
5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18
5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18
5.2. Формы прекращения брака…………………………………………... 20
6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25
Заключение…………………………………………………………….......…29
Список использованной литературы………………………………………..30
Развод в классическую
эпоху был свободным и
Термин «конкубинат» происходит от двух латинских слов: «con» – вместе и «cube» – лежу. То есть дословно «конкубинат» означает – лежим вместе. Женщина, находящая в конкубинате, называется конкубиной, мужчина соответствующего названия не имеет.
Появился конкубинат в Давнем Риме и был привилегией мужчин с весомым социальным статусом, которые не могли вступить в брак со своими возлюбленными. Так, например, сенатору запрещалось брать в жены вольноотпущенную (бывшую рабыню), гетеру или актрису. Мужчина одновременно мог иметь и официальную жену, но это не встречало общественного порицания. В то время как конкубинат жены представлял собой измену.
Дети, рожденные в конкубинате,
имели ограниченные права по сравнению
с теми, кто был рожден в официальном
браке. Но если законных детей не было,
то они рассматривались как
В Средневековье конкубинат
или свободный брак, как его
называли в Европе, стал еще более
распространен, особенно в среде
крестьян, где еще очень долго
не признавался церковный брак. Совершение
свадебного обряда и последующее
сожительство считалось для крестьян
достаточным: многочисленные правовые
акты того времени говорят о том,
что дети, рожденные в таком
союзе, считались законными
В 1563 году на Тридентском соборе конкубинат был запрещен церковью и провозглашен греховной формой сожительства мужчины и женщины. Такая позиция церкви в этом вопросе сохранилась до сих пор.
Тем не менее, до конца 18 века конкубинат оставался довольно распространенной формой отношений, как в крестьянской, так и в аристократической среде.
При браке cum manu mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была filiae loco (на положении дочери). Первоначально власть мужа была ограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на её основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.
При браке sine manu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п.З) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.
Имущественные отношения. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.
При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.
Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.
Приданое. Этим термином
обозначаются вещи или иные
части имущества,
В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.
Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга ). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.
В классический период
(первые три века н. э.) приданое
получает специальную
При Юстиниане правила
о возврате приданого были
упрощены путем объединения
В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому .называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.
4. Правовое положение супругов
Состояние в браках cum manu и sine manu порождало различное их правовое положение .Рассматривая характер личных отношений супругов необходимо отметить, что в браке cum manu жена была под властью своего мужа, либо "отца семейства" мужа . В браке sine manu жена оставалась под покровительством своего "отца семейства", однако главенство её мужа в семье сказывалось и при этой форме брака . Здесь жена получала имя и сословное положение мужа, местожительства мужа являлось обязательным для неё . Прелюбодеяния жены могли караться саморасправой мужа . Характеризуя имущественные отношения , необходимо отметить , что в браке cum manu всё имущество жены поступало в собственность мужа, сливалось нераздельно с имуществом , принадлежащим ему до брака . Даже в случае прекращения брак а имущество, принесённое женой, не возвращалось ей . Она могла получить лишь долю наследства при смерти мужа .
В браке sine manu мог действовать принцип раздельности имущества супругов, однако управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать это имущество муж не имел права без специального разрешения супруги , либо её "отца семейства" . Приобретение жены во время состояния в данном браке также поступало в его имущество, но если между супругами возникал спор по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция принадлежности каждой вещи мужу до тех пор, пока жена не докажет, что право собственности на данную конкретную вещь принадлежит именно ей . Супругам запрещалось делать взаимные дарения . Кроме того, за женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. В этом браке ответственность на супругов возлагалась отдельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям .
Независимо от форм
заключения брака на особом
правовом положении находились
две категории имуществ
Брачный дар жениха
невесте представлял собой как
бы обеспечение своей будущей
супруги на случай вдовства. В
отношении брачного дара
5. Формы заключения и прекращения брака
5.1. Формы заключения брака
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Собственно заключение брака
распадается на два раздельных в
своем правовом значении события: обручение
и собственно брачная церемония.
Обручение обыкновенно
Во время обручения
предполагаемые будущие брачные
партнеры выражают намерение заключить
между ними брак и, как свидетельство
серьезности намерений, обмениваются
подарками подобающей социальному
уровню партнеров стоимости; обручение
может быть совершено и представителями
будущих супругов - их родителями, опекунами
и т.д. Обмен подарками придавал
обручению некий вид
Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.
По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia (позор) и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.
Существовало три способа заключения брака:
• торжественный религиозный
ритуал при участии жрецов и 7 свидетелей,
сопровождаемый жертвоприношением (в
древнейшее время). Такой способ заключения
брака был привилегией
• мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;