Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
В древней истории государства и права зарубежных стран вопросу брака и семьи всегда уделялось достаточно большое внимание, так например семейно-правовые нормы были важной частью древневавилонского Законника Хаммурапи, так и древнеиндийских Законов Ману. Вместе с этим определенным этапом в развитии семейного права в истории государства и права является древнеримское брачно-семейное права, изучая которое мы имеем дело не просто с отдельными нормами, а с такими институциональными образованиями как брак, отцовская власть, узаконение и т.д.
Введение………………………………………………...………………...…….3
1. Римская семья и формы родства…………………………………..………4
2. Брак …………………………………………………………………………6
2.1 Виды брака. …………………………………………………….....……..6
2.2 Конкубинат …………………...………………………………………..11
3. Личные и имущественные отношения между супругами ……………...12
4. Правовое положение супругов …………………...............................…….16
5. Формы заключения и прекращения брака ……………………………….18
5. 1. Формы заключения брака ……………………………………………18
5.2. Формы прекращения брака…………………………………………... 20
6. Правовые отношения детей и родителей…………………………………22
6.1 Узаконение и усыновление. Опека и попечительство……………….25
Заключение…………………………………………………………….......…29
Список использованной литературы………………………………………..30
В связи с этим, наряду
с двумя указанными выше
Вместе с тем постепенно
развился и контроль
Заключение
Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах.
Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.
Такова общая основная
идея римского свободного брака от
первого момента его появления
в истории до законодательства Юстиниана,
и даже христианская религия в
Риме этого принципа не уничтожила.
Таким последовательным проведением
принципа равенства и свободы
обеих сторон в браке римское
право явило чрезвычайно
Литература
1. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит. 1986.
2. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.
3. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.
4. Покровский И.А.. История римского права. - СПб., Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.
5. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М.: Юристъ 1996.
6. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву.- М.: Юрид. лит. 1991.