Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      В российской Конституции регламентируется порядок выдачи лиц, находящихся  на территории России. Не могут, разумеется, выдаваться иностранные граждане, которым  предоставлено на основании Конституции  политическое убежище на территории Российской Федерации. В Конституции  предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому  государству.

      Условия и порядок выдачи иностранцев  довольно подробно регулируются в двусторонних договорах России о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, где указанным вопросам, как правило, отведен специальный раздел. Такие  договоры заключены с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом и рядом  других государств. Идет процесс заключения подобных договоров со странами —  бывшими республиками СССР.

      При отсутствии соглашений Россия, как  и многие другие государства, рассматривает  обращения о выдаче в зависимости  от каждого конкретного случая с  учетом полученной информации относительно лица, подлежащего выдаче, характера  отношений с запрашивающим государством, а также других обстоятельств, включая  степень тяжести преступления, за которое преследуется данное лицо.

    1. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью

      После второй мировой войны в международном  праве получила развитие тенденция  привлечения к уголовной ответственности  индивидов, совершивших тяжкие преступления во время войны. Для суда над главными немецко-фашистскими военными преступниками  был выработан Устав Международного военного трибунала, в соответствии с которым в 1945 - 1946 годах в Нюрнберге  состоялся судебный процесс. Трибунал, состоявший из юристов стран антигитлеровской коалиции, приговорил 12 преступников к  смертной казни, 7 - к длительному  тюремному заключению.

      В Уставе содержится определение преступлений против мира, преступлений военных  и преступлений против человечности, что дало соответствующий импульс  закреплению этих формулировок в  различных международно-правовых актах.

      На  основании Потсдамской декларации и решения Московского совещания  министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (1945 г.) был  создан также Токийский военный  трибунал для суда над главными японскими  военными преступниками. В результате процесса, который проходил в Токио (1946-1948 гг.), 7 подсудимых были приговорены  к смертной казни, а 21 - к различным  срокам заключения.

      Необходимость судебного преследования лиц, совершивших  чудовищные преступления во время второй мировой войны, побудила международное  сообщество к тому, чтобы закрепить  в международном праве норму  о неприменении срока давности к  такого рода преступлениям. В 1968 году была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям  и преступлениям против человечества. Некоторые государства присоединились к Конвенции без каких-либо оговорок. Другие же ограничили действие нормы  о неприменимости срока давности лишь преступлениями против человечности, исключив военные.

      Новые тенденции в этой области международного права проявились при подготовке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

      В своей резолюции от 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, исходя из принципов международного права, признанных в Уставе Нюрнбергского  трибунала и в его приговоре, поручила Комиссии международного права  составить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Такой проект был принят Комиссией  в 1954 году и представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Однако Генеральная Ассамблея отложила его рассмотрение до тех пор, пока не будет разработано определение  понятия агрессии. Определение агрессии было принято в 1974 году. Но работа над  проектом Кодекса возобновилась  лишь в 1982 году (резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН по этому вопросу  принята 10 декабря 1981 г.). С 1983 года Комиссия рассмотрела ряд докладов и на своей 43-й сессии в 1991 году в предварительном  порядке приняла в первом чтении проекты статей Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

      Проект  ограничивается исключительно уголовной  ответственностью индивидов. В его  ст. 3 предусматривается: “Любое лицо, которое совершает преступление против мира и безопасности человечества, несет за это ответственность  и подлежит наказанию”. В проекте  проводится четкое разграничение между  ответственностью индивидов и государства. В нем признается, что то или  иное лицо может совершить преступление против мира и безопасности человечества не только в качестве индивида, но также  как “агент государства”, “в интересах  государства”, “от имени государства”. Поэтому обязанность наказывать персонально индивидов не снимает  с повестки дня вопрос об ответственности  государств. В этой связи в ст. 5 проекта предусмотрено: “Судебное  преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство  от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству”.

      Одна  из особенностей проекта Кодекса  в том, что он предназначен сосредоточить  внимание международного сообщества прежде всего на наиболее тяжких преступлениях, которые квалифицируются как  преступления против мира и безопасности человечества. В проекте Кодекса  нет концептуального определения  таких преступлений. Не проводится также различие между преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности. Такое различие было бы полезным при  определении подхода к конкретным видам преступлений. Однако на данной стадии сотрудничества государств в  этой области Комиссия предпочла  пойти по другому пути, сделав акцент на особых признаках и критериях  тяжести преступления. В проекте  Кодекса под преступлениями против мира и безопасности человечества подразумеваются  преступления, которые затрагивают  сами основы существования человеческого  общества. Тяжесть может вытекать либо из характера инкриминируемого деяния (жестокость, чудовищность, варварство и т. п.), либо из масштаба его последствий (массовость, когда жертвами являются народы, население или этнические группы), либо из мотива исполнителя (например, геноцид), либо из нескольких таких  элементов.

      В соответствии с проектом Кодекса  в качестве преступника рассматривается  любое лицо, которое совершает  или отдает приказ о совершении таких  актов, как: агрессия, угроза агрессией; вмешательство во внутренние или  внешние дела государства; геноцид; апартеид; исключительно серьезное  военное преступление; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников  для деятельности, направленной против другого государства, или для  цели противодействия законному  осуществлению права народов  на самоопределение, признанного международным  правом; международный терроризм; совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение незаконного  оборота наркотических средств  в крупных масштабах, будь то трансграничный или в пределах одного государства; преднамеренное причинение широкомасштабного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей среде; насильственное установление или сохранение колониального господства или любой другой формы иностранного господства в нарушение права  народов на самоопределение, как  оно закреплено в Уставе ООН. Кроме  того, под действие Кодекса подпадает  любое лицо, которое совершает  или отдает приказ о совершении любого из следующих нарушений прав человека: убийство; пытки; установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда; преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признакам, осуществляемое на систематической основе или в массовом масштабе; депортация или принудительное перемещение населения.

      Некоторые из преступлений, определенных в кодексе, а именно агрессия, угроза агрессией, вмешательство, колониальное господство и апартеид, всегда совершаются людьми, занимающими руководящие позиции  в политических или военных аппаратах  государства либо в его финансовой или экономической сферах. В отношении  этих преступлений Кодекс ограничивает круг возможных исполнителей преступлений руководителями и организаторами.

      Вторая  группа преступлений, а именно вербовка, использование, финансирование и обучение наемников и международный терроризм, подпадает под действие Кодекса  в тех случаях, когда в их совершение вовлечены агенты или представители  государства.

      Преступления  третьей группы, а именно геноцид, систематические и массовые нарушения  прав человека, исключительно серьезные  военные преступления, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный и серьезный  ущерб окружающей среде, наказуемы  в соответствии с Кодексом, кем  бы они ни совершались.

      В ходе разработки проекта Кодекса  преступлений против мира и безопасности человечества ряд членов Комиссии международного права подняли вопрос о создании международного органа уголовного правосудия. В доктрине международного права  и раньше довольно часто высказывались  идеи подобного рода. Более того, Генеральная Ассамблея ООН еще  в 1948 году в своей резолюции предложила Комиссии международного права рассмотреть  вопрос о желательности и возможности  создания международного юридического органа, на который было бы возложено  рассмотрение дел лиц, обвиняемых в  совершении преступления геноцида и  других преступлений, отнесенных к  компетенции этого органа на основании  международной конвенции. Имеются  две многосторонние конвенции: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, - где соответственно в ст. VI и V наряду с национальной юрисдикцией предусматривается в качестве альтернативной юрисдикция международного уголовного суда в отношении преступлений, предусмотренных в этих конвенциях (для тех государств, которые признают такую юрисдикцию) .

      В 1992 году Комиссия на своей 44-й сессии учредила Рабочую группу по вопросу  о международной уголовной юстиции. Рабочей группе было поручено подготовить  конкретные рекомендации, которые в  основном свелись к следующему: международный  уголовный суд должен быть учрежден статутом в форме многостороннего  договора; его юрисдикция должна ограничиваться преступлениями международного характера, определяемыми в конкретно оговоренных  и находящихся в силе договорах, включая, разумеется, преступления, предусмотренные  в кодексе; суд будет являться главным образом инструментом государств - участников его статута и по крайней мере на первом этапе своего функционирования не будет обладать обязательной юрисдикцией; статут должен создавать доступный юридический  механизм, который может быть задействован, если и как только в этом возникнет  необходимость.

      Заключение 

      Процесс происходящей глобализации породил  множество острых вопросов. Не случайно продолжается интенсивное обсуждение данной проблемы широким кругом специалистов, политиков, общественности. Вместе с  тем обращает на себя внимание явное  отставание в исследовании глобализации ее криминологических, международно-правовых и уголовно-правовых аспектов.

      Недавние  восторженные оценки процесса глобализации, которые наблюдались у многих экономистов и политологов, сменились  горьким осознанием того, что национальная, региональная, международная безопасность в условиях глобализационных процессов  не укрепилась, а, наоборот, оказалась  беззащитной перед лицом новых  угроз.

      Хотелось  бы остановиться на центральном вопросе: какова истинная ценность глобализации? Является ли она изначальным благом и может иметь лишь побочные негативные последствия или, наоборот, сама представляет собой глобальную деформацию мировой экономической и социальной жизни? Среди политиков бытует мнение, что глобализация есть безусловное благо для нашей страны и России для лучшей жизни остается только “интегрироваться” в мировую экономическую систему. Однако известны и серьезные негативные последствия глобализации, которые вынуждают оценить ее иначе. В числе основных дефектов следует назвать, во-первых, усиление мирового социального расслоения на супербогатые страны и сверхбедные (глобализация своим вектором направлена на дальнейшее обогащение богатых); во-вторых, усиливается взаимная уязвимость национальных финансовых систем, при которой более богатые страны разрешают возникающие кризисные ситуации за счет других); в третьих, государства все больше теряют собственный суверенитет в пользу транснациональных корпораций, тем самым начиная разрушаться.

      Так, не случайно, например, разрыв в уровне благосостояния 20% развитых и 80% отсталых стран стремительно возрастает, и  уже к началу девяностых годов  достиг отметки в 150 раз.

      Представляется  обоснованным вывод, согласно которому: глобализация экономики привела  к ситуации, когда государство  и государственность повсюду  в мире явно сдают позиции. Поток  товаров и капитала охватил весь мир, а регулирование и контроль остаются в национальной компетенции. В результате “экономика пожирает политику”. Появились, например, беспрецедентные  возможности делать деньги "из воздуха" с помощью игры на глобальных финансовых рынках. Уже около 4 тысяч частных  финансовых структур сегодня специализируется на такого рода спекулятивных операциях. В их руках сосредоточено от 400 до 500 миллиардов долларов, которые  в любой момент могут быть брошены  на тот участок мирового финансового  пространства, где запахло легкой добычей ( Ю. Шишков, 2000).

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность