Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……
Ухудшение
положения в связи с незаконным
оборотом наркотиков в последние
годы потребовало повышенного
В
1981 году Генеральная Ассамблея ООН
приняла Международную
В
1983 году Генеральная Ассамблея призвала
специализированные учреждения и другие
организации и программы
На своей 39-й сессии в 1984 году Генеральная Ассамблея единогласно приняла три резолюции, касающиеся усиления международного контроля над наркотическими средствами. В одной из них подчеркивалась, в частности, важность комплексных согласованных региональных и универсальных действий.
На
40-й сессии в 1985 году Генеральная
Ассамблея единогласно
В
отличие от документов 1961 и 1972 годов,
новая конвенция делает упор на принятие
международно-правовых мер по пресечению
незаконной торговли наркотиками и
обеспечению неотвратимости наказания
преступников. Она предусматривает
возможность ареста и конфискации
иностранной собственности, доходов,
банковских счетов, если для этого
имеются основания, и направлена
на активизацию сотрудничества правоохранительных
органов разных стран в этой области.
Конвенция предусматривает ряд
новых форм сотрудничества, например
применение метода контролируемых поставок,
который стал довольно широко и успешно
применяться в международной
практике. Смысл метода заключается
в том, что соответствующие органы
государства, обнаружив незаконную
перевозку наркотиков, не задерживают
перевозчика, а вступают в негласный
контакт со своими коллегами в
стране, куда следует груз. Таким
образом, удается выявить не только
перевозчика, но и получателей груза,
а иногда и более полную цепь преступников,
занимающихся наркобизнесом. В конвенции
имеются также специальные
Россия
участвует в Конвенции 1988 года, Единой
конвенции 1961 года, Протоколе к ней
1972 года, Конвенции о психотропных
веществах 1971 года. Она неуклонно
выступает за строгое выполнение
всеми государствами
Представитель
России принимает активное участие
в работе Комиссии по наркотическим
средствам, созданной в 1946 году. Ее состав
избирается Экономическим и Социальным
Советом. Комиссия определяет перечень
наркотических средств, подлежащих
контролю, дает рекомендации по научным
исследованиям, содействует выполнению
международных соглашений, разрабатывает
проекты новых соглашений, дает заключения
по вопросам контроля над наркотическими
средствами и т. п. В настоящее
время в комиссию входят представители
40 государств. Эксперт от России участвует
также в Международном комитете
по контролю над наркотиками, который
был создан в соответствии с положениями
Единой конвенции о наркотических
средствах 1961 года. Комитет состоит
из 13 экспертов, которые избираются
ЭКОСОС в личном качестве на пятилетний
срок. Комитет осуществляет контроль
за соблюдением странами договоров
о наркотических средствах, запрашивает
государства о ежегодном
Россия
придает большое значение также
и региональному сотрудничеству
в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Так, в ноябре 1990 года в Москве состоялось
первое совещание глав европейских
национальных правоохранительных органов
по борьбе с наркотиками. В других
регионах такое сотрудничество началось
раньше и хорошо себя зарекомендовало.
Совещание прошло в обстановке делового
обсуждения различных аспектов задач,
стоящих перед
Значительное
место отводится также
Озабоченность
тенденцией неуклонного и довольно
быстрого роста преступности в области
наркобизнеса привела к созыву в
феврале 1990 года специальной сессии
Генеральной Ассамблеи ООН по
данному вопросу. На этой сессии Генеральная
Ассамблея ООН приняла
По линии ООН принимаются и другие меры. С целью создания более мощной финансовой базы для осуществления сотрудничества в данной области в 1971 году был создан Фонд ООН для борьбы со злоупотреблением наркотиками. Бюджет Фонда состоит из добровольных взносов государств. Основная задача Фонда — оказание технической помощи государствам, в первую очередь развивающимся, а также международным организациям в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Комиссия
по наркотическим средствам
Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
Терроризм,
в том числе в его
Процесс
становления международного сотрудничества
в противодействии терроризму, формирования
его основополагающих принципов
и норм прошел через определенные
исторические этапы. Первые многосторонние
усилия государств на этом направлении
восходят к концу 20-х — второй
половине 30-х годов нашего столетия.
В ходе международных конференций
по унификации уголовного законодательства
удалось сформулировать и принять
(в форме рекомендаций государствам-участникам)
определение терроризма, под которым
понималось применение какого-либо средства,
способного терроризировать население,
в целях уничтожения всякой социальной
организации. На конференциях шла также
работа над созданием механизмов,
которые позволяли бы осуществлять
уголовное преследование
Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения легли в основу становления таких действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.
Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из-за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма , хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма.
Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.
К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
На
глобальном уровне такое взаимодействие
концентрируется в рамках ООН, ее
специализированных учреждений, прежде
всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой
создана и действует
На
региональном уровне вопросы сотрудничества
в борьбе с терроризмом рассматриваются
в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации
американских государств (ОАГ), Ассоциации
регионального сотрудничества Южной
Азии (СААРК) и др. Разработан и действует
ряд международных
Сотрудничество
на двусторонней основе протекает в
форме диалога на различных уровнях,
а также на базе двусторонних договоренностей.
Так, обязательства о взаимодействии
в борьбе с международным терроризмом
содержатся в заключенных Россией
в 1992 году межгосударственных договорах
с Францией и Великобританией
о принципах взаимоотношений, а
также в заключенных бывшим СССР
в 1990 году Договоре о добрососедстве,
партнерстве и сотрудничестве с
ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве
с Италией. Россия является государством
— продолжателем СССР по заключенным
в 70-х годах двусторонним межправительственным
соглашениям о сотрудничестве в
предотвращении угона гражданских
воздушных судов с
Одна из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.
Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность