Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      Ухудшение положения в связи с незаконным оборотом наркотиков в последние  годы потребовало повышенного внимания к данной проблеме в международном  плане. Эта проблема постоянно находится  в поле зрения ООН, ее специализированных учреждений — ВОЗ, ЮНЕСКО, МОТ, десятков других международных межправительственных и неправительственных организаций.

      В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН  приняла Международную стратегию  в области борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами (рез. 36/168), выполнение которой поручено Комиссии по наркотическим средствам.

      В 1983 году Генеральная Ассамблея призвала специализированные учреждения и другие организации и программы системы  ООН определить специальные мероприятия  по контролю над наркотическими средствами в своих соответствующих областях деятельности и уделять больше внимания подобным мероприятиям.

      На  своей 39-й сессии в 1984 году Генеральная  Ассамблея единогласно приняла  три резолюции, касающиеся усиления международного контроля над наркотическими средствами. В одной из них подчеркивалась, в частности, важность комплексных  согласованных региональных и универсальных  действий.

      На 40-й сессии в 1985 году Генеральная  Ассамблея единогласно постановила (рез. 40/122) созвать в 1987 году на уровне министров международную конференцию  по вопросам борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Конференция, которая прошла в Вене в июне 1987 года, приняла  программу сотрудничества государств по всему комплексу вопросов, касающихся борьбы с наркоманией, а также  политическую декларацию по данному  вопросу. Конференция 1987 года явилась  своеобразной подготовкой к конференции  для принятия новой конвенции, которая  состоялась в Вене в ноябре —  декабре 1988 года. Конференция приняла  Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ, которая вступила в силу 11 ноября 1990 г.

      В отличие от документов 1961 и 1972 годов, новая конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и  обеспечению неотвратимости наказания  преступников. Она предусматривает  возможность ареста и конфискации  иностранной собственности, доходов, банковских счетов, если для этого  имеются основания, и направлена на активизацию сотрудничества правоохранительных органов разных стран в этой области. Конвенция предусматривает ряд  новых форм сотрудничества, например применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно  применяться в международной  практике. Смысл метода заключается  в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают  перевозчика, а вступают в негласный  контакт со своими коллегами в  стране, куда следует груз. Таким  образом, удается выявить не только перевозчика, но и получателей груза, а иногда и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом. В конвенции  имеются также специальные положения, устанавливающие порядок сотрудничества государств в тех случаях, когда  для незаконного оборота наркотиков используются морские суда, несущие  флаг какого-либо государства или не несущие флага либо опознавательных знаков, указывающих на их регистрацию.

      Россия  участвует в Конвенции 1988 года, Единой конвенции 1961 года, Протоколе к ней 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года. Она неуклонно  выступает за строгое выполнение всеми государствами обязательств в соответствии с этими конвенциями. В целом позиция России характеризуется  неизменной и последовательной борьбой  за укрепление и совершенствование  международной системы контроля над производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ.

      Представитель России принимает активное участие  в работе Комиссии по наркотическим  средствам, созданной в 1946 году. Ее состав избирается Экономическим и Социальным Советом. Комиссия определяет перечень наркотических средств, подлежащих контролю, дает рекомендации по научным  исследованиям, содействует выполнению международных соглашений, разрабатывает  проекты новых соглашений, дает заключения по вопросам контроля над наркотическими средствами и т. п. В настоящее  время в комиссию входят представители 40 государств. Эксперт от России участвует  также в Международном комитете по контролю над наркотиками, который  был создан в соответствии с положениями  Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 года. Комитет состоит  из 13 экспертов, которые избираются ЭКОСОС в личном качестве на пятилетний срок. Комитет осуществляет контроль за соблюдением странами договоров  о наркотических средствах, запрашивает  государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков, осуществляет наблюдение за торговлей  наркотиками, информирует государства  и получает от них разъяснения  по различным вопросам торговли, оборота, распределения наркотических средств  и т. п.

      Россия  придает большое значение также  и региональному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так, в ноябре 1990 года в Москве состоялось первое совещание глав европейских  национальных правоохранительных органов  по борьбе с наркотиками. В других регионах такое сотрудничество началось раньше и хорошо себя зарекомендовало. Совещание прошло в обстановке делового обсуждения различных аспектов задач, стоящих перед правоохранительными органами в данной области, и положило хорошее начало для продолжения диалога и наращивания усилий в борьбе с наркотиками.

      Значительное  место отводится также двустороннему  сотрудничеству. Россия имеет двусторонние соглашения с Великобританией, США, Францией, ФРГ, Канадой, Италией, Турцией  и рядом других стран. В соответствии со сложившейся практикой заключаются  межправительственные рамочные договоры о сотрудничестве в борьбе с наркотиками, а на их основе — межведомственные соглашения, в которых конкретизируются задачи ведомств в осуществлении  такого сотрудничества. Наиболее активно  вовлечены в этот процесс такие  ведомства, как МВД, Таможенный комитет, Федеральная служба контрразведки  России.

      Озабоченность тенденцией неуклонного и довольно быстрого роста преступности в области  наркобизнеса привела к созыву в  феврале 1990 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по данному вопросу. На этой сессии Генеральная  Ассамблея ООН приняла Политическую декларацию и Всемирную программу  действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ.

      По  линии ООН принимаются и другие меры. С целью создания более мощной финансовой базы для осуществления  сотрудничества в данной области  в 1971 году был создан Фонд ООН для  борьбы со злоупотреблением наркотиками. Бюджет Фонда состоит из добровольных взносов государств. Основная задача Фонда — оказание технической  помощи государствам, в первую очередь  развивающимся, а также международным  организациям в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

      Комиссия  по наркотическим средствам неоднократно подчеркивала наличие связи между  незаконным оборотом наркотиков и другими  видами преступности, и прежде всего  международным терроризмом.

    1. Международный терроризм.

      Система и принципы международного сотрудничества в  борьбе с терроризмом 

      Терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе  это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с  использованием ядерных и иных средств  массового поражения.

      Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов  и норм прошел через определенные исторические этапы. Первые многосторонние усилия государств на этом направлении  восходят к концу 20-х — второй половине 30-х годов нашего столетия. В ходе международных конференций  по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать и принять (в форме рекомендаций государствам-участникам) определение терроризма, под которым  понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. На конференциях шла также  работа над созданием механизмов, которые позволяли бы осуществлять уголовное преследование террористов  за пределами национальных границ. “Унификаторы” подошли вплотную к признанию объективной необходимости  подкрепления мер, принимаемых на национальном уровне, разработкой соответствующих  международно-правовых норм.

      Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала  завершенная в 1937 году разработка под  эгидой Лиги Наций Конвенции о  предупреждении терроризма и наказании  за него, а также Конвенции о  создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения  легли в основу становления таких  действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная  юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и  др.

      Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом  в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом  из-за доминировавшей до последнего времени  чрезмерной идеологической отягощенности  данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма , хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма.

      Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется  на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность  интересам международного сообщества.

      К настоящему времени сформировалась система международного противодействия  терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

      На  глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных  соглашений, таких как: Токийская  конвенция о преступлениях и  некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушных судов, 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с  незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская конвенция о  борьбе с незаконными актами, направленными  против безопасности гражданской авиации, 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических  агентов, 1973 года; Международная конвенция  о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; дополняющий  Монреальскую конвенцию Протокол о  борьбе с незаконными актами насилия  в аэропортах, обслуживающих международную  гражданскую авиацию, 1988 года; Римская  конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года. В 1991 году была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения.

      На  региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются  в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации  американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной  Азии (СААРК) и др. Разработан и действует  ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний  СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция  о предупреждении и наказании  за совершение актов терроризма, принимающих  форму преступлений против лиц и  связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный  характер, 1971 года; разработанная Советом  Европы Европейская конвенция о  пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

      Сотрудничество  на двусторонней основе протекает в  форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом  содержатся в заключенных Россией  в 1992 году межгосударственных договорах  с Францией и Великобританией  о принципах взаимоотношений, а  также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с  ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством — продолжателем СССР по заключенным  в 70-х годах двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в  предотвращении угона гражданских  воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией и Турцией (последнее  в силу не вступило, поскольку не было одобрено турецкой стороной). В 1991 году заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области  гражданской авиации, который предусматривает  модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов  на гражданских авиалиниях между  двумя странами. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

      Одна  из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методов, к которым прибегают  террористы для достижения своих  целей. Соответственно не имеют застывших  форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность