Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      К сожалению, неожиданно быстро сбывается  прогноз академика Н.Н. Моисеева относительно того, что если ХХ век  был “веком предупреждения”, то XXI сделается не только “веком свершений”, но и “веком крушений”. События 11 сентября как раз и ознаменовали начало “века крушений” - века глобального  краха иллюзий об островках вселенского благополучия и глобального размаха международного терроризма.

      Эффективность действующих международно-полицейских  структур за последние годы постоянно  отстает от активных действий международных  преступников. Даже во взаимоотношениях друг с другом официальные структуры, например, Интерпол с Европолом, долгие годы не могут найти общего языка.

      Все эти проблемы после трагических  событий в США рельефно обнажились, хотя нарастание угрозы многие эксперты прогнозировали и ранее. Последние  десятилетия XX века в большинстве  стран мира были отмечены валом террористических актов, расширением сфер влияния  международной наркомафии, активным формированием организованной преступности, появлением новых, ранее не существовавших видов преступлений, связанных с  бурно развивающимися новейшими  технологиями, генной инженерией, информатизацией, всеобщей компьютеризацией мира. Особое распространение получили торговля оружием, отмывание и подделка денег, незаконная иммиграция и торговля детьми, коррупция и финансовые махинации, подделка кредитных карточек и экономический  шпионаж, кражи интеллектуальной собственности, несанкционированный доступ к компьютерным сетям.

      Первоочередной  задачей в борьбе с преступностью  и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб  внутри национальных государств. Теракты 11 сентября заставили Соединенные  Штаты, которые всегда гордились  своими спецслужбами, кардинально пересмотреть всю организацию их взаимодействия в борьбе с новыми угрозами. Создано  новое министерство национальной безопасности, которое координирует эту работу. Создана новая спецслужба, занимающаяся проблемами безопасности в киберпространстве, ужесточено уголовное законодательство, направленное на борьбу с “отмыванием” грязных денег.

      Не  менее сложные проблемы стоят  в этой сфере и в Российской Федерации. Десять субъектов оперативно - розыскной деятельности, каждый из которых в той или иной мере занимается борьбой с терроризмом  и преступностью, на государственном  уровне координируются слабо. При наличии  единого Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы.

      Затянувшийся  процесс принятия Федерального закона “О противодействии легализации (“отмыванию”) преступных доходов” отбросил Россию на одно из последних мест в рейтинге стран, ведущих борьбу с “отмыванием” грязных денег. А принятый закон  является самым мягким из всех существующих в мире и требует уже доработки  и уточнений.

      Не  лучшим образом обстоит дело с  принятием комплекса антикоррупционных  законов. Хотя российские проекты, подготовленные еще 10 лет назад, были высоко оценены  международными экспертами.

      В настоящее время члены Комитета Государственной Думы Российской Федерации  по безопасности предлагают в проекте  закона “О борьбе с коррупцией”  жесткую регламентацию прав и  обязанностей чиновников, установку  контроля над их доходами и расходами, большую открытость информации о  деятельности государственных учреждений, принятие действенных мер против проникновения представителей криминального  мира в органы законодательной и  исполнительной власти.

      Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур, по крайней  мере в России, поскольку в них  работают 1 млн. человек, из них 300 тысяч - имеют лицензию на огнестрельное  оружие. В этих структурах много  высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие  вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея хорошие специальные знания, практику работы, связи в силовых  структурах, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной  службе) вознаграждение, они стоят  на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного. А получившее распространение  в последние годы явление, которое  в народе прозвали “милицейская крыша”, иначе как позором назвать  нельзя. Нынешние усилия МВД РФ по изжитию  этих явлений заслуживают поддержки.

      Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью  их предельного сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Необходим  комплексный подход, в том числе: блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.

      Мир должен бороться с терроризмом и  преступностью бескомпромиссно, последовательно  и жестоко. Виновные в конечном итоге  должны быть наказаны Международным  судом. Для мирового сообщества это  принципиально.

      Эффективная борьба с терроризмом, преступностью  на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское  общество.

      Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно  не может чувствовать себя удовлетворенным  результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что  “мозговые” штабы транснациональных  криминальных и террористических организаций  в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что  даже авторитетные международные, межправительственные организации , участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных, антитеррористических сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с преступностью и терроризмом.

      Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона  по созданию Всемирного Антикриминального  и Антитеррористического Форума. Впервые об этом было заявлено в 1999г. За 2,5 года к предложению инициатора присоединились еще 38 стран мира. 5 декабря  прошлого года в Венском центре ООН  состоялось первое заседание Международного оргкомитета Всемирного Антикриминального  и Антитеррористического Форума.

      Инициатива  России получила поддержку в ООН. Форум, будучи международной неправительственной  организацией, может в перспективе  стать лидером в деле укрепления и расширения взаимодействия различных  международных и национальных организаций  в выработке рекомендаций по борьбе с преступностью и терроризмом. Для оказания помощи Форуму в России в 2000 году создан Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд и Оргкомитет. Нынешняя международная конференция  тоже проходит под эгидой Форума совместно  с Комитетом Государственной  Думы Российской Федерации по безопасности.

      Стратегическая  задача Форума - это привлечение  широких кругов мировой общественности: глав государств и правительств, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса, деятелей культуры, средств массовой информации, специалистов судебных и полицейских  органов, научно - исследовательских, образовательных  учреждений, участников политических, общественных объединений и движений - к созданию единого антикриминального  и антитеррористического фронта .

      Единственная  война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с преступностью  и международным терроризмом. Но чтобы победить в ней завтра, мир  должен уже сегодня объединить свои усилия.

      Список  использованной литературы

  1. Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. № 5.
  2. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224.
  3. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1997 г. // Государство и Право. 1995. № 4.
  4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СД СССР. Вып. XXIII. М ., 1970. С .105-136.
  5. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М ., 1989. С .99-105
  6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4469.
  7. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.// Российская юстиция. 1995. №7.
  8. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Ст. 359.
  9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.
  10. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 90-94.
  11. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244
  12. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М ., 1978. С .58-63.
  13. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV . М., 1981. С. 416-436.
  14. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М ., 1989. С . 105-109.
  15. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 44-64.
  16. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский В.С. ХХ I век против мафии. М., 2001.
  17. Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII и XVIII . М., 1960. С. 274-278.
  18. Конвенция Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.

          С. 65-72.

  1. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.2.

          С. 812-819.

  1. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX . М., 1929. С. 100-105.
  2. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII . С. 40-51.
  3. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4470.
  4. Решение Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, иными опасными видами преступлений на территории СНГ 1993 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.3. С.132 - 135.
  5. Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.
  6. Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств- участников СНГ на период до 2000 г. Утверждена Советом глав государств СНГ. 17 мая 1996 г. // Российская газета. 1996. 22 июня.
  7. Положение о НЦБ Интерпола в России 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 43.

          "Русская  мафия " за рубежом // Информационный  бюллетень НЦБ Интерпола в  РФ. 1995. № 13.

  1. Организованная преступность в Италии // Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993. № 4.
  2. Организованная преступность в Японии // Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993. № 7.
  3. Экспорт мафии // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.
  4. Бастыркин А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП, 1989-90-91. СПб, 1992. С.115-124
  5. Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение, 1994. №4. С.110-115
  6. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
  7. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001. – 416 с.
  8. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Междунар. отношения, 1994.— 416 с.
  9. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 1997.
  10. Донели Г. Китайские триады // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ, 1993. № 5-6.
  11. Зорин Г.А. Понятие и основные признаки транснациональной преступности. - Гродно, 1997.
  12. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997. - С. 325.
  13. Максимов С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития // Уголовное право, 1998. № 1. С. 91-97.
  14. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и Право,

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность