Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:47, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия - расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления. Это относится к хорошо известной мере уголовно-правового воздействия - конфискации имущества
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие института конфискации имущества в уголовном праве России…………………………………………………………………………….9
1.1. История формирования конфискации имущества как вида наказания в России……………………………………………………………………………..9
1.2. Правовое регулирование конфискации имущества по международному и российскому законодательству……………………………………………..14
1.3. Понятие и признаки конфискации имущества…………………………19
Глава 2. Уголовно-правовая природа конфискации имущества в современном уголовном праве России……………………………………………………….24
2.1. Иные меры уголовно-правового характера и их отличие от наказания24
2.2. Основание назначения конфискации имущества………………………29
2.3. Спорные вопросы института конфискации имущества……………….33
Заключение……………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………….51
Важной вехой развития российского уголовного законодательства стало принятие в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Согласно ст. 61 Уложения, «к наказаниям как уголовным, так и исправительным присоединяется, в некоторых определяемых законами случаях, церковное покаяние, по распоряжению духовного начальства осужденных. Определяется также в случаях, именно законом означенных, и конфискация всех или части принадлежащих осужденным вещей или других имуществ». Конфискация имущества, согласно ст. 277 Уложения, предусматривалась за участие в бунте или заговоре против власти верховной, а также в государственной измене. При этом предусматривалась конфискация всего родового и благоприобретенного виновными имущества.
Следующий этап в развитии законодательства о конфискации начинается с Октябрьской социалистической революции (1917 г.) и заканчивается принятием УК РФ 1996 г., если до октябрьской революции 1917г. российский законодатель довольно сдержанно относился к конфискации имущества с точки зрения ее фискальной функции, то в советский период она стала рассматриваться в качестве одной из острых форм репрессии в отношении представителей «эксплуататорских» классов, своеобразного орудия экспроприации частной собственности.
Уже в Постановлении Всероссийского Революционного Комитета № 513 от 28 ноября 1917 г. говорилось, что «лица, занимающиеся тайной, выделкой или продажей алкоголя, его суррогатов или вообще алкогольных напитков, предаются военно-революционному суду и подвергаются штрафу вплоть до конфискации имущества». Данным постановлением предусмотрен запрет на занятие индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующего на то разрешения, где в качестве правовой меры воздействия, наряду со штрафом, предусматривалась конфискация имущества.
В мае 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», в котором устанавливалось, что «если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации».
Период
гражданской войны (1918-1920 гг.) отличается
созданием правовой базы для укрепления
существующего режима. Конфискация
имущества предусматривалась «
17 октября 1921 г. был издан Декрет СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ», который определил, что конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам народных судов, революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий по делам, по которым последним предоставлено право вынесения приговора, а равно по распоряжению административных властей и в случае конфискации, применяемой в виде наказания4. Органы власти, производящие конфискацию, обязаны были оставить владельцу конфискуемого имущества и членам его семьи предметы домашнего обихода, орудия мелкого или кустарного производства, если они служат средством к существованию и не являются предметами эксплуатации труда, а также продукты питания, необходимые ля личного потребления осужденного и его семьи на срок не менее 6 месяцев.
С течением времени менялись также виды конфискации имущества Русская Правда предусматривала конфискацию всего имущества, но Уложение о наказаниях 1845 г. уже регламентировало не только общую, но и специальную конфискацию имущества
Законодатель несколько раз исключал конфискацию имущества из числа видов наказаний. Сначала Екатерина II в 1775 г. в Жалованной грамоте российскому дворянству отменила конфискацию дворянских имений. Ее начинание подхватил Александр I, указом 1802 г. уничтоживший конфискацию имущества и для недворян, и для купцов первой и второй гильдии. Уголовное уложение Российской империи 1903 г. такой вид наказания, как общая конфискация имущества, уже не предусматривало. И наконец, третье исключение конфискации имущества как вида дополнительного наказания, произошло 8 декабря 2003 г. Но, несмотря на отмену, конфискация возвращалась в уголовное законодательство вновь, что позволяет сделать вывод о том, что она признается эффективным средством в борьбе с преступностью.
Отношение к конфискации как виду наказания всегда было неоднозначным. В дореволюционной России сторонники ее отмены делали упор на то, что само существование в законе подобного института идет вразрез с основными началами права собственности, не может не подрывать того доверия к прочности и неприкосновенности имущественных прав, которое должно лежать в основе всякого благоустроенного общества и поэтому не может не отразиться на развитии благосостояния и экономического быта страны (В. Спасович, Н. С. Таганцев)5. Противники отмены конфискации говорили о том, что при определенных ограничениях нельзя отвергать пользы конфискации как крайней меры, цель которой - побудить, в особенности людей, пристающих к мятежу из временных расчетов или боязни (а таких бывает всегда большая часть), к энергическому сопротивлению инсургентам (А. Лохвицкий).
В советский период отношение к конфискации имущества было также неоднозначным. Одни специалисты предлагали исключить конфискацию из перечня мер наказаний, ссылаясь на изменение тех исторических условий, которые вызвали к жизни этот институт, а также на нарушение принципа личной ответственности (В. Н. Иванов, М. И. Ковалев, А. Л. Цветинович). Другие ученые предлагали оставить конфискацию имущества как альтернативное дополнительное наказание лишь за совершение опасных государственных и тяжких корыстных преступлений (М. Д. Шаргородский).
Особенно острая дискуссия среди ученых с новой силой возникла после исключения конфискации имущества как вида дополнительного наказания из Уголовного кодекса Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Большая часть юристов выступала против исключения конфискации имущества из УК РФ считая ее весьма эффективным средством профилактики, способным подорвать экономическую основу организованной и иной преступности, и хотя бы отчасти восполнить ущерб, нанесенный обществу (О. Н. Ведерникова, А. Л. Дзигарь, С. Ф. Милюков, В.А. Лимонов, П. А. Скобликов, А В. Степанищев, и др.).
Сторонники полной отмены конфискации имущества как вида наказания использовали два основных аргумента. Во-первых, они утверждали, что рассматриваемое наказание не соответствует социально-экономическим процессам, происходящим в современном российском обществе и связанным с развитием частной собственности, а также построению правового государства. Во-вторых, по мнению этих авторов, эта мера наказания противоречит сложившимся на сегодня в России конституционным и уголовно-правовым принципам (А. П. Кузнецов, В. И. Михайлов, А. Д. Чернов).
Изучение
истории формирования конфискации как
вида наказания позволяет сделать вывод
о том, что отказ законодателя от конфискации
имущества как вида дополнительного наказания,
имевший место в 2003 г., нельзя признать
научно обоснованным. Многие авторы расценили
это как уступки олигархам. Кроме того,
исключив конфискацию имущества из уголовного
законодательства, Россия нарушила ряд
международных соглашений, по которым
обязывалась применять ее к лицам, совершившим
преступления6. Поэтому возвращение
конфискации имущества в качестве «иной
меры» уголовно-правового характера 27
июля 2006 г. Федеральным законом № 153-ФЗ,
в принципе следует признать правильным;
конфискация имущества всегда являлась
сильным средством в борьбе с преступностью,
что доказывает предшествующая отечественная
практика.
До выхода в свет Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ"7 (далее Закон N 162-ФЗ) уголовное законодательство России подверглось большому изменению в виде значительного числа уголовных норм. Напомним, что в УК РФ до 8 декабря 2003 г. существовала статья, которая именовалась "Конфискация имущества". Часть 1 статьи 52 УК гласила, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. При этом конфискация назначалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ8 (часть 2 бывшей ст. 52 УК РФ). И представляется, что такое положение было справедливо и представляло равенство для лиц, совершивших определенные преступные деяния (ст. 4 УК РФ).
Часть
3 бывшей ст. 52 УК была наполнена гуманизмом.
Не подлежало конфискации
Российский правоприменитель, очевидно, уже привык к огромному потоку законотворчества в различных отраслях права, в т.ч. и в уголовном праве. Хотя ради справедливости надо отметить, что не во всех отраслях права дополнения законов, их изменения, отмена либо утрата ими силы оправданны с юридических, экономических, технических, грамматических и других точек зрения9. Порой это делается под влиянием лоббирования определенными группами некоторых политических кругов, олигархов или иных лиц, заинтересованных в громоздкости, запутанности и усложнении законодательства. Несмотря на общий фон положительных идей поправок в УК РФ, мы видим некоторые негативные явления. Иногда получается странный парадокс: чем хуже законодательство, тем это лучше определенным фигурам общества. Попытаемся это доказать хотя бы отчасти в данной статье. Первые поправки в УК РФ в большом количестве были приняты Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, которые сильно гуманизировали и демократизировали уголовное законодательство. Но все ли так благополучно, как считают законодатели или некоторые правоведы?
Изменения и дополнения в УК РФ, введенные Законом N 162-ФЗ, были настолько большие и существенные, что составляли несколько десятков страниц машинописного текста, напечатанных через один интервал. При этом законодатель исходил из концепции неэффективности уголовной политики государства, ужесточающего наказание в виде лишения свободы и исправительных работ. Основной упор в Федеральном законе N 162-ФЗ делался на усиление именно имущественного наказания (различные штрафы) и снижение сроков наказания в виде лишения свободы. Действовал так называемый принцип возвратности права. Иначе говоря, уголовное право России должно не только карать виновных лиц, но и помогать возвращать в государственную казну денежные средства, добытые преступным путем, именно путем взыскания штрафа. Просматриваются функции уголовного права, ранее ему не совсем свойственные, а наиболее присущие гражданскому и процессуальному праву (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и УПК РФ). Очевидно, что законодатель в этом вопросе исходил из принципа взаимосвязи различных отраслей права, необходимости их единства в выполнении одной из главных задач права - неотвратимости в установлении дифференцированного и справедливого наказания за противоправное нарушение, что, в свою очередь, по мнению разработчиков поправок в Уголовный кодекс, должно быть направлено на укрепление законности и правопорядка. В этом основная суть кардинальных изменений в нормах Уголовного кодекса РФ.
Далее о конфискации имущества. В противовес Федеральному закону от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности"10, Россия, как сторона, принимает... необходимые меры... конфисковать орудия и доходы или имущество, СТОИМОСТЬ КОТОРОГО СООТВЕТСТВУЕТ ЭТИМ ДОХОДАМ (ст. 2 Конвенции). По не совсем понятным причинам законодатель отказался от такого института наказания, как конфискация имущества (пункт "ж" ст. 44 УК РФ). Это означает, что по поручению других стран мира, присоединившихся к указанной выше Конвенции, Россия была неправомочна осуществлять конфискацию имущества, ибо в уголовном законодательстве нашей страны конфискация тогда не была предусмотрена. Фраза "конфискация имущества" исключается также и из следующих статей Общей части УК РФ: ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 71; ч. 4 ст. 73; из УК исключается ст. 52 "Конфискация имущества". При этом ч. 4 ст. 73 излагается в новой редакции: "При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний". Однако в нормах действующего тогда УПК РФ (ст. 230 УПК) все-таки существовала конфискация имущества, добытого преступным путем, как мера по обеспечению вреда, причиненного преступлением. В сущности, нормы УК и УПК РФ вступили в указанном вопросе в противоречие друг с другом.