Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:47, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия - расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления. Это относится к хорошо известной мере уголовно-правового воздействия - конфискации имущества
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие института конфискации имущества в уголовном праве России…………………………………………………………………………….9
1.1. История формирования конфискации имущества как вида наказания в России……………………………………………………………………………..9
1.2. Правовое регулирование конфискации имущества по международному и российскому законодательству……………………………………………..14
1.3. Понятие и признаки конфискации имущества…………………………19
Глава 2. Уголовно-правовая природа конфискации имущества в современном уголовном праве России……………………………………………………….24
2.1. Иные меры уголовно-правового характера и их отличие от наказания24
2.2. Основание назначения конфискации имущества………………………29
2.3. Спорные вопросы института конфискации имущества……………….33
Заключение……………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………….51
С такими же трудностями столкнулись и судьи, которые в соответствии с п. 4.1. ст. 307 УПК должны обосновывать в приговоре свои выводы о том, что подлежащее конфискации имущество, получено в результате совершения преступления или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, создания и деятельности организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества и т.д.
Но
и это еще не все. Одним из наиболее
насущных вопросов законодательного регулирования
института специальной
Нам кажется, применение рассматриваемой меры в такой ситуации по крайней мере нецелесообразно. По логике отсутствие имущества, непосредственно связанного с преступной деятельностью, означает отсутствие оснований для применения специальной конфискации в традиционном ее понимании. В противном случае выходит, что она обращается уже на имущество, приобретенное законным путем. Данное положение, с одной стороны, вступает в противоречие с нормами об охране прав собственности, а с другой - искажает суть рассматриваемого вида конфискации как иной меры уголовно-правового характера.
Подобного рода изъятие государством имущества у преступника по смыслу больше похоже на применение к нему репрессивных санкций экономического характера, то есть наказания. Кроме того, представляется, довольно сложно будет произвести даже простой расчет стоимости такого имущества, учитывая, что его нет в наличии, не говоря уже о том, чтобы назначить выплату его эквивалента, который всегда можно как приуменьшить, так и преувеличить.
Думается, на случай отсутствия возможности конфискации имущества, вовлеченного преступный оборот, нет смысла добиваться реализации данной меры любыми путями. Нельзя забывать, что специальная конфискация относится к числу иных мер уголовно-правового характера, отличных от наказания, которые по своему содержанию не должны пересекаться с ним. На тот случай, когда преступник заслуживает применения к себе более строгих мер экономического воздействия, УК предусматривает такое средство, как штраф, который в полной мере охватывает все подобные ситуации. Путем применения этого вида наказания как раз и можно добиться материальной компенсации от преступника за содеянное им, что, как нам кажется, в настоящее время подразумевает ст. 104.2 УК. Исходя из этого, во избежание смешивания положений общей и специальной конфискации в уголовном законе необходимо исключить из Уголовного кодекса нормы об изъятии денежной суммы взамен имущества, подлежащего конфискации, предусмотренные ст. 104.2 УК.
Еще одним существенным недостатком ст. 104.1 УК РФ является смешение в одной статье трех самостоятельных видов конфискации.
Первый вид - конфискация как "иная мера" уголовно-правового характера. Данный вид конфискации закреплен в п. п. "а", "б" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Такая конфискация не ограничивает права и свободы осужденного, так как конфискуется не имущество осужденного, а только то, что было незаконно приобретено в результате совершения преступления, и доходы от этого незаконно приобретенного имущества.
Второй вид конфискации - конфискация как вид наказания. Данный вид конфискации закреплен в п. "в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. При этом никаких пределов такой конфискации в законе не установлено. Таким образом, закон разрешает конфисковать не то, что нажито преступным путем, а то, что заработано вполне легально. Такая конфискация не может и не должна быть "иной мерой", поскольку она воспроизводит ранее действовавшие положения конфискации как вида наказания. Мы считаем, что данный вид конфискации должен быть признан наказанием и перенесен в ст. ст. 44 и 52 УК РФ. Кроме того, положения о конфискации должны быть внесены и в санкции ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 УК РФ.
Третий
вид конфискации - это так называемая
специальная конфискация, которая
предусматривает возможность
Следующим серьезным недостатком конфискации является отсутствие в законе цели ее назначения. Разные виды конфискации должны иметь разные цели ее применения.
Применяя конфискацию в порядке п. п. "а", "б" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, законодатель, с нашей точки зрения, преследует две цели - восстанавливает социальную справедливость и предупреждает совершение новых преступлений.
При конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. "в" ч. 1 ст. 104.1 УК), конфискации подлежит и то, что нажито преступным путем, и то, что нажито на законных основаниях. В этом случае конфискация преследует те же цели, что и любое другое наказание - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Данный вид конфискации идентичен конфискации как виду дополнительного наказания. Поэтому это еще один из аргументов за внесение в санкции вышеперечисленных статей конфискации имущества как дополнительного вида наказания с одновременным его возвращением в ст. ст. 44 и 52 УК РФ.
Третьим видом конфискации является конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. Этот вид конфискации хотя и позволяет конфисковать и то, что нажито преступным путем, и то, что является собственностью осужденного, полученной законным путем, вряд ли ставит цель восстановить социальную справедливость и исправить осужденного.
Изъятие орудий преступления, принадлежащих виновному, влечет прекращение права собственности. В соответствии со ст. 243 ГК РФ "Конфискация" в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
Конфискуя орудия совершения преступления, законодатель прежде всего стремится предупредить совершение новых преступлений с использованием этих же орудий, оборудования и средств совершения преступления. Данный вид конфискации ничем не отличается от уголовно-процессуальной конфискации, закрепленной в ст. 81 "Вещественные доказательства".
В завершении краткого обзора спорных вопросов института конфискации, предусмотренного УК РФ, хочется отметить следующее. Безусловно, специальная конфискация имущества это важное и нужное средство уголовно-правового противодействия преступности. Применение ее позволяет решить много проблем и значительно расширяет возможности правоохранительной системы государства, повышает эффективность борьбы с преступными посягательствами. Но эта мера должна быть максимально прозрачной в законе и как можно более понятной для правоприменителя. Необходимо, чтобы в ст. ст. 104.1 - 104.3 УК осталось как можно меньше белых пятен, и для этого еще нужно много и кропотливо работать.
Заключение
С учетом изменяющихся общественных отношений в стране и необходимостью осуществления эффективной борьбы с общественно опасными посягательствами законодатель пытается оптимизировать уголовное законодательство. Одним из институтов уголовного права, направленным на охрану личности общества и государства от преступлений и влияющим на предупреждение совершения преступлений, является конфискация имущества. Названный институт подвергся серьезному качественному изменению. Это проявилось в том, что за последние шесть лет конфискация имущества сначала была отменена как вид наказания, затем вновь введена в Уголовный кодекс, но уже как иная мера уголовно-правового характера, и впоследствии еще подверглась изменению.
Все это свидетельствует о важности рассмотрения конфискации имущества как самостоятельного института уголовного права и осуществления такого ее правового регулирования, которое позволяло бы единообразно понимать содержание правовых норм, регламентирующих конфискацию имущества, и применять их на практике.
В борьбе с преступностью должны быть использованы не только меры наказания, но и другие меры, выработанные в отечественном законодательстве и законодательстве других государств и доказавшие свою эффективность. К числу таких мер относится конфискация имущества, существовавшая в русском, советском и российском уголовном законодательстве.
Конфискация
имущества как принудительное безвозмездное
изъятие имущества виновного
лица и обращение его в
В нормах Уголовного кодекса РФ о конфискации, в сущности, заложено многоцелевое использование конфискации имущества, как вида наказания, как иной меры уголовно-правового характера и как уголовно-процессуальной меры изъятия вещественных доказательств, но сделано это не вполне удовлетворительно.
Конфискация, закрепленная в ст. 104.1 УК РФ, включает в себя три самостоятельных вида конфискации. Она является:
а) наказанием, когда предусмотрено изъятие любого имущества, нажитого как законным, так и преступным путем в случае, если это имущество используется или предназначено для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Этот вид конфискации предусмотрен в п. «в» ч.1 ст. 104.1 УК РФ;
б) «иной мерой» уголовно-правового характера, в случае, когда предусмотрено изъятие имущества, полученного в результате совершения преступлений, указанных в перечне. Этот вид конфискации предусмотрен в п. «а», «б» ч.1 ст. 104.1 УК РФ;
в) мерой безопасности или специальной уголовно-процессуальной конфискацией, когда изымаются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. Этот вид конфискации предусмотрен в п. «г» ч.1 ст. 104.1 УК РФ.
Каждый из названных видов конфискации имеет свои особые цели.
Конфискация как вид наказания преследует три цели, сформулированные в ст.43 УК РФ, - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Данный вид конфискации является видом дополнительного наказания.
Конфискация имущества как «иная мера» уголовно-правового характера, преследует две цели - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений, так как конфисковывается имущество (доходы от него), полученное в результате совершения конфискационных преступлений, и виновный лишается права собственности на это имущество.
Специальная конфискация или мера безопасности преследует цель предупреждения совершения новых преступлений обвиняемым (специальное предупреждение).
Конфискация как «иная мера» уголовно-правового характера, закрепленная в ст. 104.1 УК РФ, есть мера государственного принуждения, назначаемая по обвинительному приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства всего или части имущества как принадлежащего осужденному, так и находящегося в его незаконном владении или в незаконном владении иных лиц (организаций).
Из всех видов конфискации, упомянутых в ст. 104.1 УК РФ, только конфискация, предусмотренная п. «а» и «б» ч.1 ст. 104.1 УК РФ, соответствует признакам «иных мер» уголовно-правового характера: она предусмотрена в Уголовном кодексе, применяется только к лицам, совершившим преступление, является принудительной мерой, назначается судом по своему усмотрению, по своему содержанию связана с определенными правоограничениями, не имеет карательного свойства и направлена на восстановление нарушенных общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений.