Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:32, контрольная работа

Описание

Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.
Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:
1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;
2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;
3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;

Содержание

Введение
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Законодательное закрепление борьбы с наемничеством.
3. Уголовно-правовая характеристика ст.359 УК РФ.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

НАЕМНИЧЕСТВО.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

    П Л А Н : 

    Введение

    1. Общая характеристика преступлений  против мира и безопасности  человечества.

    2. Законодательное закрепление борьбы  с наемничеством.

    3. Уголовно-правовая характеристика  ст.359 УК РФ.

    Заключение

    Список  использованных нормативных актов и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    На  протяжении всей истории человечества вооруженные конфликты отличались своей безнравственностью, жестокостью и цинизмом. Институт наемничества в этом отношении не является исключением. Взаимодействуя с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия, наркотическими средствами, похищением человека, захватом заложника и другими видами организованной преступности, оно представляет собой серьезную угрозу безопасности для стран мирового сообщества.

    Общественная  и социальная опасность наемничества заключается в том, что в человеческом обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становится убийства, причинение тяжкого или иного вреда здоровью лицам, участвующими в вооруженном конфликте или в военном действии, уничтожение или разрушение народно-хозяйственного, культурного богатства государств и имущества гражданского населения. Их цель — установить контроль не только в социальной, политической, экономической жизни общества, но и в сфере распределения природных богатств соответствующих стран.

    Следует отметить, что в настоящее время  действует ряд международно-правовых актов, которые играют большую роль в борьбе с наемничеством: Гаагская конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне", Дополнительные протоколы I и II 1977г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., Конвенция ООН "О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г." и др. В декларации "О Принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами" в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. указанно, что каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства.

    Положительным моментом в противодействии наемничеству является разработка проекта Модельного закона СНГ "О противодействии  наемничеству". В нем четко и детально рассмотрены понятия наемника и наемничества. Принятие данного закона сыграло большую положительную роль в противодействии с рассматриваемым преступлением, поскольку в его основе лежат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, предусмотрена возможность международного сотрудничества в области противодействия наемничеству, а также контроль и надзор за законностью осуществления противодействия наемничеству.

    Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.

    Достижение  указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:

    1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;

    2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;

    3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;

    Главным объектом исследования является наемничество, как сложное социально-правовое явление, а также общественные отношения, связанные с установлением и реализацией уголовно-правовой ответственности за наемничество.

    Предметом исследования выступают международно-правовые акты, нормы российского уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за наемничество, и практика их применения.

    Методологическую  основу работы составили законы и  категории материалистической диалектики, теория деятельности, концептуальные положения общей теории права.

    В работе мной использовались общенаучные и специальные методы исследования, среди которых можно выделить диалектический, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический и др.

    Теоретическая основа исследования представляет собой совокупность научных работ отечественных ученых в области международного права, международного уголовного права, уголовного права и криминологии.

    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика  преступлений против  мира и безопасности человечества. 

    В Международном праве XX века прочно утвердился принцип уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении международных преступлений. Этот принцип был подтвержден и реализован в ходе Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками гитлеровской Германии. В приговоре Международного военного трибунала по этому делу отмечалось, что "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права"1.

    В этой связи основополагающее значение для обеспечения мира и защиты человеческой личности приобретает включение в УК самостоятельного раздела об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Мы находим в нем восемь составов международных преступлений, источниками которых являются Устав и приговор Международного военного трибунала по делу главных военных преступников гитлеровской Германии (сформулированные в Уставе МВТ составы международных преступлений были признаны в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 95(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве общепризнанных норм международного права, а также послужили основанием для последующей кодификации "Нюрнбергских принципов"), Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948 г., проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый в первом чтении Комиссией международного права в 1991 году2.

    Из  восьми статей этого нового раздела только две нормы унаследованы из прежнего УК. В целом же этот раздел представляет собой своеобразную кодификацию основополагающих международных преступлений на уровне национального уголовного законодательства. Уголовная ответственность устанавливается за: планирование, подготовку развязывания или ведение агрессивной войны (ст.353); публичные призывы к агрессивной войне (ст.354); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356); геноцид (ст.357); экоцид (ст.350); наемничество (ст.359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360).

    Отмечая принципиально важное значение уголовно-правовой охраны прав человека указанными нормами, подчеркнем в этой связи одно существенное обстоятельство, которое, на наш взгляд, требует особого осмысления. Специфика многих международных преступлений, к числу которых, в первую очередь, относятся выше перечисленные, состоит в том, что они совершаются прежде всего не частными лицами, а государственными деятелями, должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями. В силу этого придание таких лиц национальному суду за совершение международных преступлений, как свидетельствует в том числе и наша отечественная практика, дело почти безнадежное. Со вступлением в силу нового Уголовного кодекса РФ эти нормы смогут заработать только при условии, если в полной мере будет действовать конституционный принцип о равенстве всех перед судом и законом. Будем надеяться, что и другой провозглашенный в Уголовном кодексе принцип о неотвратимости наказания станет действенным: в каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо3.

    Рассмотрим  более подробно наиболее глобальные виды преступлений против мира и безопасности человечества.

    В эту группу преступлений входят геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).

    Их  непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

    Геноцид и экоцид могут осуществляться как  в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.

    Геноцид объявлен международным преступлением  против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

    Речь  идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, т.е. к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа - это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Религиозная группа - это общность, образованная по религиозной принадлежности. Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида, законодатель предусматривает и насильственное переселение либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.

    Преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.

    Субъектом рассматриваемого деяния является любой  его участник, достигший шестнадцати лет (лица от четырнадцати до шестнадцати лет, участвующие в геноциде, например из религиозного фанатизма, несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).

    В связи с утверждениями в некоторых  комментариях УК РФ, что преступление геноцид является оконченным с момента наступления "указанных в законе последствий"4, подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию. Если закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение, это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузку и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.

    Что касается экоцида, то его объективная  сторона состоит в массовом уничтожении  растительного или животного  мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е. разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"