Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:32, контрольная работа
Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.
Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:
1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;
2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;
3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;
Введение
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Законодательное закрепление борьбы с наемничеством.
3. Уголовно-правовая характеристика ст.359 УК РФ.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
Надо
отметить, что в характеристике объективной
стороны экоцида имеются
Некоторую
специфику по сравнению с геноцидом
имеет субъективная сторона экоцида.
Здесь возможен как прямой умысел,
ориентированный на специальную
цель - возникновение экологической
катастрофы (например, при акте терроризма,
диверсии, а также из мести и т.д.), так и
косвенный умысел. В последнем случае
лицо осознает неизбежность или реальную
возможность последствий, о которых говорит ст. 358
УК РФ, но относится к ним безразлично.
Однако признак заведомости представляется
обязательным. При неосторожных формах
вины ответственность должна наступать
не за преступления против человечества,
а за соответствующее экологическое преступление.
2.
Законодательное
закрепление борьбы
с наемничеством.
Понятие "наемник" в Большом толковом словаре русского языка определено, как "военнослужащий наемного войска, который за плату готов выполнить какое-либо преступное действие, выгодное, нужное нанимателю"5. Большой юридический словарь определяет "наемника" в качестве лица, добровольно (за вознаграждение) вступающего в вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. При этом данное лицо не является гражданином государства, участвующего в военных действиях, и не проживает (постоянно) на его территории. Кроме того, наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного6.
Что касается развития наемничества на Руси, то, согласно существующим данным, организованного наемничества не существовало. По формулировкам энциклопедических изданий, приглашавшиеся из-за границы военные специалисты не были солдатами и представляли незначительную часть русских вооруженных сил7. В Советском Союзе термин "наемник" практически не употреблялся. Научные исследования в первую очередь касались функционирования наемных армий; проблема наемничества индивидуального характера советскими учеными фактически не поднималась. Некоторые трактовки наемничества советского периода выглядят парадоксально по отношению к сегодняшнему дню. Так, составители Военной советской энциклопедии считали, что "привлечение в Вооруженные силы ряда современных капиталистических государств лиц по контрактам, по существу, является наемничеством"8. В постсоветских энциклопедических изданиях слово "наемник" отсутствует. Таким образом, до последнего десятилетия XX в. проблема иностранного наемничества фактически не поднималась
Принципиальный шаг к формально-юридическому определению наемника был сделан в ст.47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.
Впервые понятие «наемник»9 было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 1 1977 г., в соответствии с которой «наемник – это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил»10.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 г., определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства. Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом, т. е. являются международными преступниками11.
Наемничество следует рассматривать не только в уголовно-правовом аспекте, но и учитывать его влияние в политической, экономической, социальной и национально-этнической сферах.
В
качестве политической составляющей наемничество
выступает как агрессивно-
Использование
иностранных граждан в
Экономический аспект наемничества – это распространение наркотизма, контрабанды, замедление экономического роста региона, криминализация бизнеса. В числе социальных последствий – ухудшение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, обострение межнациональных отношений. С национально-этнической точки зрения наемничество выражается в территориальном перемещении и консолидации тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане.
Идейная
основа наемничества в России –
территориально-религиозная
Таким образом, наемничество правомерно рассматривать как орудие международного радикального исламского терроризма (одна из его частных характеристик) и в качестве механизма силового воздействия на политическую систему государства и его органы власти.
В научной литературе многие авторы13 рассматривают наемничество с позиции военных преступлений, т. е. участие наемников в вооруженных конфликтах или военных действиях, исследуя в основном вопросы вербовки и финансирования наемников с точки зрения уголовного права, что, по мнению автора, значительно сужает характеристику такого явления как наемничество.
Террористический характер деятельности наемников в незаконных вооруженных формированиях (бандгруппах) в ряде республик Северного Кавказа четко подтверждает используемые ими методы: подготовка боевиков, в том числе специалистов-взрывников; подготовка смертников; создание нелегальных вербовочных пунктов как на территории России, так и за ее пределами; вербовка наемников из числа иностранных граждан, а также из числа граждан России; оказание материальной и финансовой помощи мусульманским религиозным организациям (сектам) на территории России, исповедующим «чистый ислам» – ваххабизм.
В большинстве случаев незаконные вооруженные формирования действуют под руководством иностранных граждан либо при их активном участии, прошедших специальную подготовку за рубежом и финансируемых из источников, нередко связанных с иностранными террористическими организациями. По данным спецслужб России, только в 2000 г. на территории Чечни насчитывалось 2, 5-3 тыс. иностранных наемников14, а в ходе боевых действий в 1999-2001 гг. было уничтожено около 1 тыс. наемников-иностранцев, в основном из арабских стран: Палестины, Ливана, ОАЭ, Египта, Йемена, Иордании, Афганистана, Саудовской Аравии, Кувейта, Туниса, Турции, Таджикистана, Алжира, Сирии15.
Наемничество как феномен, существующий в России, по мнению автора, имеет внутренние и внешние признаки проявления. Внутреннее наемничество – это участие в незаконных вооруженных формированиях (НВФ) за определенную плату граждан России. Внешнее наемничество – участие в незаконных вооруженных формированиях граждан иностранных государств. Причем мотивация их участия в НВФ для каждого наемника неоднозначна. Например, мотивация наемников, занимающихся организацией и руководством осуществления крупномасштабных военных операций и террористических акций, имеет более сложный характер и существенно отличается от мотивации рядового участника. Помимо корыстных, здесь имеют место политические и религиозные мотивы. В этой связи наемничество нельзя рассматривать только как некую однородную массу «солдат удачи», функционирующую исключительно на основе лишь материальной заинтересованности. Наемничество, основанное на религиозной мотивации, исходя их существующих политических, этнических, экономических и религиозных предпосылок, оформилось в совершенно новое явление, отличающееся от традиционного наемничества (совершение военных переворотов, подавление общественных движений в слаборазвитых странах и др.).
В России оно проявляется: в преобладании среди наемников лиц, исповедующих ислам; существовании разветвленной сети международных религиозно-террористических организаций, поставляющих наемников, и механизма их финансирования; распространении экстремистского религиозного течения – ваххабизма; поддержке определенной, пусть незначительной, частью мусульманской общины России деятельности бандформирований в районе Северного Кавказа; существовании «тлеющих очагов» возможных в будущем межэтнических конфликтов.
Суммируя
сказанное, можно выделить следующие
особенности наемничества в России:
неоднозначная мотивация участия иностранных
граждан в бандформированиях; существование
этнорелигиозной составляющей в организации
бандформирований; участие в широкомасштабных
вооруженных операциях против органов
государственной власти; прямая зависимость
от материальной и финансовой поддержки
международных радикальных террористических
организаций; существование разветвленной
сети нелегальной иммиграции; территориальная
близость с государствами, поддерживающими
террористическую деятельность в России;
наличие связи организованных преступных
групп, занимающихся незаконным оборотом
оружия и наркотиков, с террористическим
исламским подпольем на Северном Кавказе
и в других регионах России; межэтническая
нестабильность и высокая степень конфликтности
в Северо-Кавказском регионе, обусловленные
в ряде административно-
Как уголовно-правовая категория, наемничество – международное преступление, совершенное на территории Российской Федерации, требует к себе более пристального внимания со стороны законодательной и судебной власти. Статья 359 УК РФ рассматривает в качестве наемника «лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте..., и не проживающего постоянно на его территории...». Тогда к какой категории преступников следует относить граждан России за материальное вознаграждение от иностранных «спонсоров», участвующих в незаконных вооруженных формированиях под руководством иностранных граждан?
Следственная и судебная практика рассматривают деяния российских граждан в период их нахождения в НВФ под углом совершения ими конкретных видов преступлений (убийства, бандитизм, разбойные нападения, незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия и др.), не давая правовой оценки самого факта их найма, указывающего на наличие прямого умысла совершения ими уголовных преступлений, направленных на свержение правительства, подрыв конституционного порядка и территориальной целостности государства, относящихся к международным преступлениям16. По мнению автора, следует предусмотреть в уголовном законодательстве норму ответственности российских граждан за их участие в качестве наемников в незаконных вооруженных формированиях на территории Российской Федерации.
На первый взгляд, содержащееся в УК РФ определение наемника близко к определению, содержащемуся в ст. 47 Дополнительного протокола. Однако детальный сравнительно-правовой анализ примечания к ст. 359 УК РФ позволяет выявить ряд расхождений:
– по смыслу статьи наемником может быть не только лицо, принимающее участие в боевых действиях, но и лицо, чья деятельность непосредственно не связана с участием в боевых операциях, например, специалисты разных категорий;
– в УК РФ говорится о наемнике как о лице, действующем «в целях получения материального вознаграждения», тогда как международно-правовое определение говорит о материальном вознаграждении, существенно превышающем материальное вознаграждение комбатанта того же ранга и функций;
– в статье не содержится положения, согласно которому наемник должен быть специально завербован для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и что «наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны»17.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"