Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:32, контрольная работа
Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.
Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:
1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;
2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;
3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;
Введение
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Законодательное закрепление борьбы с наемничеством.
3. Уголовно-правовая характеристика ст.359 УК РФ.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d)
не входит в личный состав
вооруженных сил стороны,
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин "наемник" означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a)
специально завербовано на
в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii)
подрыв территориальной
b)
принимая участие в таких
c)
не является ни гражданином,
ни постоянным жителем
d)
не направлено государством
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С
объективной стороны
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение
наемников состоит в
Финансирование
наемников заключается в
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий21.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
Совершение
наемничества в отношении
Частью 3 ст. 359 УК РФ установлена ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Объективная сторона этого преступления заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Состав преступления относится к категории формальных и считается оконченным с момента начала военной акции с участием наемника или присоединения наемника к участию в такой акции.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Примечанием к ст. 359 УК РФ установлены признаки, необходимые для определения наемника. К ним прежде всего относится наличие цели получения вознаграждения. Отсутствие этой цели будет свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления. Лицо, не преследующее цель получения вознаграждения, наемником не является. Чаще всего вознаграждение представляет собой денежные средства, выплачиваемые наемнику. Однако закон не ограничивает форму вознаграждения. Поэтому к вознаграждению следует относить и иные имущественные виды получаемой выгоды (например, оплата долгов наемника, получение каких-либо ценных предметов, земельного участка и т.п.). Вторым необходимым признаком наемника является факт отсутствия гражданства любой из сторон, участвующих в военных действиях. Наемником может быть лишь лицо, имеющее гражданство другого государства, или лицо без гражданства. Третий признак - непроживание постоянно на территории государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Постоянное проживание на территории такого государства означает, что лицо не может быть признано наемником. К числу наемников не могут быть отнесены и лица, направленные для исполнения официальных обязанностей (например, военные советники, консультанты и др.).
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ отсутствует указание на мотив совершения преступления, но из содержания понятия наемника следует, что мотив преступления является корыстным.
Нормами международного права определено, что наемник не может признаваться комбатантом или военнопленным. Так, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол 1) (Женева, 8 июня 1977 г.), предусмотрено положение, согласно которому наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.
Комбатантами признаются лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), т.е. имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.
Военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Этими положениями еще раз подчеркивается запрет наемничества и нераспространение на наемников правового статуса лиц, правомерно принимающих участие в вооруженных конфликтах или военных действиях.
В литературе довольно часто употребляется термин "наемник" применительно к наемным убийствам: "наемничество для убийства расползается по стране"22, "наемник может совершить убийство во имя моральной благодарности со стороны заказчика"23.
Нельзя
отождествлять лицо, выполняющее
объективную сторону убийства по найму,
и субъекта преступления, предусмотренного ст. 359
УК РФ. Как указано в примечании к данной
статье, "наемником признается лицо,
действующее в целях получения материального
вознаграждения и не являющееся гражданином
государства, участвующего в вооруженном
конфликте или военных действиях, не проживающее
постоянно на его территории, а также не
являющееся лицом, направленным для исполнения
официальных обязанностей". Исполнитель
убийства по найму - лицо хотя и действующее
из корыстных побуждений, но отличающееся
от наемников по иным обязательным признакам.
Кроме того, данные деяния посягают на
различные объекты уголовно-правовой
охраны: жизнь - в случае убийства по найму,
мир и безопасность человечества - при
наемничестве24.
Заключение
Подведем некоторые выводы по нашей работе.
Феномен наемничества как таковой исторически обусловлен наличием "свободных рук" в условиях господства товарно-денежных отношений. Однако, военное наемничество играло в итоге отрицательную роль в различных обществах - и либо исчезало с исторической сцены, либо являлось одним из факторов, приводящих к гибели той или иной цивилизации. В настоящее время наемничество является, очевидно, осуждаемым средством проведения политических акций - в первую очередь, военного характера.
Разрешение юридических коллизий уголовно-правового характера при применении ст. 359 УК РФ должно производиться, прежде всего, на основе приоритета действующих для России актов международного права. В первую очередь это относится к различному пониманию юридически значимого участия наемников в проведении акций, направленных против интересов государственной безопасности, не являющихся проявлениями военных операций или боевых действий в собственном смысле этого слова.
Необходимо установление уголовной ответственности за наемничество с 14-ти летнего возраста в силу специфического характера и очевидно больной степени общественной опасности этого преступления25.
Международная конвенция ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. должна служить основополагающим документом при установлении ответственности за наемничество в национальном уголовном праве. Необходима скорейшая ее ратификация государствами, в том числе Россией, для консолидации усилий мирового сообщества и эффективности укрепления международного сотрудничества в борьбе с наемничеством.
Нужна правовая оценка новых тенденций в наемничестве: вербовки и набора наемников частными военными организациями, оказывающими поддержку силового, экспертного, охранного характера на коммерческой основе, и вербовки наемников через СМИ и сеть Интернет. Необходимо законодательно определить статус подобных организаций как на международном, так и национальном уровне: некоторые аспекты деятельности этих агентств (предоставление услуг в области безопасности и военных советников), согласуются с нормами международного законодательства, другие (набор наемников и активное в военном отношении вмешательство в вооруженные конфликты) нарушают его.
Мировая практика наемничества свидетельствует о взаимосвязи наемничества с такими преступлениями, как терроризм и агрессия. Действия наемников тесно связаны с международным терроризмом при участии в разовых или неоднократных совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государств. Связь наемничества с агрессией обусловлена использованием наемников как средства государственной политики во внешних отношениях.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"