Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:32, контрольная работа
Главная цель настоящей работы - проведение комплексного изучения таких уголовно-правовых понятий, как преступления против мира и безопасности человечества, а также наемничество.
Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы:
1) рассмотрение общей характеристики преступлений против мира и безопасности человечества;
2) анализ эволюции законодательства о противодействии наемничеству;
3) юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ;
Введение
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Законодательное закрепление борьбы с наемничеством.
3. Уголовно-правовая характеристика ст.359 УК РФ.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
Все
это дает право утверждать, что
предлагаемое российским законодателем
определение наемника не в полной мере
соответствует юридическим признакам,
закрепленным в ст. 47 Дополнительного
протокола I, что создает определенные
трудности при исследовании и квалификации
данного противоправного деяния, и требует
приведения законодательства РФ в соответствие
с международно-правовыми нормами.
3.
Уголовно-правовая
характеристика ст.359
УК РФ.
Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. Как следует из текстуального анализа ст.359 УК, существует два самостоятельных состава преступления, характеризуемых собирательным термином "наемничество". В ч. 1 статьи речь идет о наказуемости действий по вербовке, обучению, финансированию, иному материальному обеспечению и использованию наемника в вооруженном конфликте либо в военных действиях. Часть 2 является квалифицированным видом этого же преступления. А вот в ч.3 содержится самостоятельный состав - участие самого наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.
Как следует из норм международного права и предписаний УК РФ, акты наемничества могут совершаться как в мирное, так и в военное время; в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах. В случаях, когда наемника используют в военных действиях или вооруженном конфликте, а также при участии самого наемника в них, речь должна идти о применении незаконных методов и средств ведения военных действий и вооруженных конфликтов. В данном случае военные действия ведутся де-факто, и в силу вступают предписания международного права об обычаях и средствах ведения войны. Но правила ведения военных действий - составная часть интересов обеспечения мира и безопасности человечества, по существу - специальная разновидность последних. Поэтому только участие наемника в военных действиях либо в вооруженном конфликте реально посягает на правила и методы ведения военных действий как таковые. Деяния, выражающиеся в вербовке, обучении и финансировании наемников, скорее ставят под угрозу мир и безопасность человечества в целом - ведь совершение этих деяний вовсе не означает проведения военных операций де-факто.
С точки зрения объективной стороны, состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.359 УК, носит формальный характер - деяние должно считаться оконченным при совершении любого из указанных деяний в отношении хотя бы одного наемника.
Вербовка наемника как деяние считается оконченной при достижении хотя бы одного соглашения между вербовщиком и вербуемым, вне зависимости от передачи последнему материальных выгод или его участия в вооруженных действиях. Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки, и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам "соглашения" об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. Можно ли считать завербованным лицо, которое само изъявило инициативу стать наемником? Представляется, что да - если вербовщики создали условия для выдвижения подобной инициативы.
Под обучением наемника предлагается понимать передачу (сообщение) ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных целенаправленных результатов в вооруженных действиях. Сюда включаются знания и умения, необходимые и для выигрыша в военном противостоянии, и для обеспечения жизни обучаемого в экстремальных ситуациях, и другие знания и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта.
Финансирование наемника надо понимать как его обеспечение денежными средствами - наличными и безналичными. Денежные средства могут предназначаться как для выплаты наемникам вознаграждения за участие в военных операциях, так и для закупки вооружений, техники, а также проведения иных операций, связанных с деятельностью наемников. Обосновывается позиция, согласно которой финансирование наемника как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения наемником.
Иное
материальное обеспечение наемника
выражается в снабжении его
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает, что лицо, использующее наемников, совершает действия по достижению своих целей, собственных выгод различного характера. Но достижение таких целей ставится в зависимость от участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Следовательно, использование наемника означает его непосредственное участие в вооруженном конфликте или военном действии, т.е. непосредственное привлечение наемника к боевым операциям как в районе боевых действий, так и за его пределами во исполнение приказа (распоряжения) нанимателя для достижения целей последнего18.
Интерес представляет ситуация, когда во исполнение требования нанимателя в вооруженном конфликте или военных действиях принимает участие нанятое лицо, которое не может подлежать уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или по иным основаниям, предусмотренным в УК. В силу ч.2 ст.33 УК виновный, использующий такое лицо для участия в вооруженном конфликте или военных действиях, должен дополнительно расцениваться как посредственный исполнитель преступления, предусмотренного ч.3 ст.359 УК.
Объективную
сторону второго состава
Субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст.359 УК, общий - любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч.2, носит альтернативный характер: специальный - при использовании своего служебного положения и общий - при осуществлении акта наемничества в отношении несовершеннолетнего.
Ответственность за преступление, предусмотренное в ч.3 ст.359 УК, несет сам наемник. Понятие и признаки наемника, даваемые в примечании к статье, корреспондируются со ст.47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о наемничестве 1989 г. - им признается лицо, которое: не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, либо не проживает постоянно на территории этого государства; не направлено для исполнения официальных обязанностей в район вооруженного конфликта или боевых действий (по этому признаку наемник отграничивается от военного советника); участвует в вооруженном конфликте или военных действиях в целях получения материального вознаграждения (в этом состоит основное отличие наемника от добровольца).
Однако
имплементация признаков
Такое утверждение обусловлено не только формальными причинами. Во-первых, действия наемников на территории ряда субъектов Российской Федерации (в первую очередь Чечни) прямо свидетельствуют о том, что они ставят своей целью отторгнуть ряд территорий из-под юрисдикции России, установив там "независимость". Во-вторых, объективно совершаемые подобные действия не получают должной правовой оценки - ведь по действующему законодательству они могут быть квалифицированы только как государственное преступление по ст.279 УК. Однако подобного рода деяния, направленные на насильственное изменение конституционного строя ("свержение правительства" - его частная разновидность) либо территориальной целостности государства, затрагивают интересы не только самого государства, но и интересы мира и безопасности человечества в целом. Этот вывод прямо следует из предписаний, например, ст.ст.3, 4 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., провозгласивших в качестве основополагающих для мира и безопасности человечества принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств.
Следовательно, действия наемников, направленные на подрыв конституционного строя и территориальной целостности государства, должны быть квалифицированы как наемничество и соответствующее преступление против интересов охраны конституционного строя государства. Но это возможно при текстуальном изменении определения "наемник" в УК в соответствии с нормами международного права.
Объектом
наемничества является состояние мира
между государствами и
Международная Конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников19 признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" 1970 г.20
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин "наемник" означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b)
принимая участие в военных
действиях, руководствуется
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"