Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:20, курсовая работа
Легализация преступных доходов является преступлением международного характера, и для борьбы с ней принят ряд международно-правовых актов. Тот факт, что легализация доходов от преступной деятельности упоминается в международном праве в различных контекстах и многими организациями (в их числе следует назвать не только ООН, Совет Европы, но и Financial Action Task Force on Money Laundering - организацию, специально созданную для наблюдения за применением мер противодействия легализации преступных доходов), говорит о том, что данная проблема действительно рассматривается как глобальный вызов международной безопасности.
Введение
Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов. Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.
Легализация преступных доходов является преступлением международного характера, и для борьбы с ней принят ряд международно-правовых актов. Тот факт, что легализация доходов от преступной деятельности упоминается в международном праве в различных контекстах и многими организациями (в их числе следует назвать не только ООН, Совет Европы, но и Financial Action Task Force on Money Laundering - организацию, специально созданную для наблюдения за применением мер противодействия легализации преступных доходов), говорит о том, что данная проблема действительно рассматривается как глобальный вызов международной безопасности.
Законодательная
и исполнительная власти Российской
Федерации предприняли ряд
Сегодня легализация доходов, полученных преступным путем, заслуживает подробного рассмотрения .
Один из руководителей Группы международных финансовых действий (GAFI) Э. Янг, выступая на конференции стран – членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября – 1 декабря 1994г.) отметила следующие негативные последствия отмывания денег:
- у преступников
создается ощущение
- преступные
организации получают
- неконтролируемое
использование преступными
- сосредоточение
экономической и финансовой
В самом
общем виде «отмывание грязных денег»
можно определить как «перевод незаконно
полученных наличных денег в другой
актив, сокрытие истинного источника
или собственности, от которых незаконным
образом получены деньги, и создание
характера законности для источника
и собственности».
Глава1. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
§1.1 Понятие легализации (отмывания) денежных средств
или иного
имущества, приобретенных преступным
путем Легализация по своей сути –
преступная деятельность по выведению
денежных средств («грязных» денег) из
сферы «теневого» капитала и введение
их в сферу законного обращения, т.е. придание
денежным средствам или какому-либо имуществу
статуса законной собственности определенного
юридического или физического лица. Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 18 ноября 2004 г. N 23 г. Москва О судебной
практике по делам о незаконном предпринимательстве
и легализации (отмывании) денежных средств
или иного имущества, приобретенных преступным
путем разъясняет, что под финансовыми
операциями и другими сделками, указанными
в статьях 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать
действия с денежными средствами, ценными
бумагами и иным имуществом (независимо
от формы и способов их осуществления,
например, договор займа или кредита, банковский
вклад, обращение с деньгами и управление
ими в задействованном хозяйственном
проекте), направленные на установление,
изменение или прекращение связанных
с ними гражданских прав или обязанностей.
К сделкам с имуществом или денежными
средствами может относиться, например,
дарение или наследование.
Статьи о легализации расположены в гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности". Статья 316 УК РФ, с которой можно соотнести ст. 174, предусматривает ответственность лишь за укрывательство особо тяжких преступлений. При этом по смыслу закона ответственность по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом. Легализация наказуема даже в случае, если отмываются доходы, полученные от совершения преступления любой, даже небольшой тяжести. Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (статья 174 УК РФ), если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества) либо состава преступления, предусмотренного статьей 175 УК РФ. Подпункт "b" ст. 1 Конвенции об отмывании доходов понимает под предметом легализации имущество любого рода, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на такое имущество. В Страсбургской конвенции (пп. "а" ст. 1) используется и термин "доход" - любая экономическая выгода, полученная в результате совершения уголовного правонарушения; эта выгода может включать любое имущество, определяемое в пп. "b" ст. 1 Конвенции. Максимально полно понимали доход разработчики Типового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, - это "вещи, включая деньги и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), иные объекты гражданских прав".
Традиционно
процесс отмывания денег
Для отмывания
денег могут использоваться как
местные, так и иностранные юридические
и физические лица. Внутри страны может
также отмываться иностранный капитал,
особенно в тех случаях, когда
страна обладает слабой системой противодействия
отмыванию денег. Для операций по
отмыванию денег могут
§1. 2 Совокупность субъективных и объективных признаков преступления, с преступно нажитым имуществом(ст. ст. 174,1741 УК РФ)
Непосредственным и основным объектом легализации (отмывания) преступных доходов являются конкретные возникающие в обществе экономические отношения, основанные на принципе запрета криминальных форм поведения в экономической деятельности, подвергающиеся негативным изменениям в результате рассматриваемого преступного посягательства. Это, в частности, отношения в сфере кредитно-денежного обращения, торговли . Для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, необходимо установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одной финансовой операции или одной сделки (по ст. 174.1 УК РФ также использования имущества для экономической деятельности), независимо от наступления конкретных общественно опасных последствий - п. 19 Постановления ПВС о легализации преступно нажитого имущества.
Субъективная
сторона легализации
Теоретически совершение легализации возможно и бездействием. Так, ч. 3 ст. 158 ГК РФ говорит о том, что молчание признается выражением воли заключить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Таким образом, преступное бездействие будет иметь место, когда стороны договорились о том, что "легализационная" сделка будет заключена, если одна из сторон не возразит в течение определенного промежутка времени. Правда, установить в этой ситуации умысел "бездействующего" лица на совершение преступления более чем проблематично.
При решении
вопроса о наличии в действиях
лица признаков состава
Субъектом данного преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Нередко самым сложным в расследовании легализации становится установлении личности преступника. Это лица так или иначе участвующие в политической, экономической и общественной деятельности, среди которых – депутаты, работники министерств и иных государственных учреждений, директора, экономисты, бухгалтера предприятий с государственной либо коллективной формой собственности, руководители предпринимательских структур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п
Предметом
непосредственного
Цель
любой операции по отмыванию денег
или иного имущества
Информация о работе Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем