Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:20, курсовая работа
Легализация преступных доходов является преступлением международного характера, и для борьбы с ней принят ряд международно-правовых актов. Тот факт, что легализация доходов от преступной деятельности упоминается в международном праве в различных контекстах и многими организациями (в их числе следует назвать не только ООН, Совет Европы, но и Financial Action Task Force on Money Laundering - организацию, специально созданную для наблюдения за применением мер противодействия легализации преступных доходов), говорит о том, что данная проблема действительно рассматривается как глобальный вызов международной безопасности.
§1. 3 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки легализации
(ст. ст. 174, 1741 УК РФ)
В ст. 174,
174.1 УК РФ указаны квалифицирующие
признаки: совершение преступления в
крупном размере (ч. 2), группой лиц
по предварительному сговору или
лицом с использованием своего служебного
положения (ч. 3), организованной группой
(ч. 4). В соответствии с примечанием к ст.
174 УК РФ, крупный размер составляет сумму,
превышающую 1 млн. руб. Отдельно следует
указать на то, что при определении размера
учитывается не стоимость имущества (она
при том или ином способе отмывания может
завышаться или занижаться), а сумма сделки
(или их совокупности), при этом признак
"крупный размер" относится к объективной
стороне, а не к предмету преступления.
В такой ситуации квалифицированный состав
будет наличествовать и при операции на
сумму, большую 1 млн. руб., даже если преступно
нажитые средства составляют не всю сумму,
а лишь часть ее. К примеру, в ходе легализации
преступных доходов продается автомобиль,
реальная стоимость которого составляет
500 тыс. руб. В договоре купли-продажи указывается,
что машина оценивается в 1 млн. 100 тыс.
руб., т.е. сумма сделки превышает 1 млн.
руб. Следовательно, возможно привлечение
к ответственности по ч. 2 ст. 174 (174.1) УК
РФ . Тот же автомобиль мог быть приобретен
не только на доходы, полученные преступным
путем, но и частично на честные средства.
Другой вариант: преступник, желая легализовать
(а одновременно и перевести за границу)
с помощью банковской системы деньги,
вносит на счет сумму в 2 млн. руб., из которой
лишь средства на 500 тыс. руб. добыты преступным
путем. В итоге есть квалифицированный
состав: совершение финансовой операции
на сумму свыше 1 млн. руб. с денежными средствами,
приобретенными преступным путем. Сходного
подхода придерживаются правоприменители
ФРГ Практическое значение такой позиции
состоит и в том, что часто очень трудно
(если вообще возможно) доказать, что абсолютно
все средства, используемые при совершении
сделки, являются приобретенными преступным
путем. Возникает вопрос: какой же должна
быть минимальная "преступная" часть
такой суммы? Думается, такой, которую
"легализатор" не может использовать
открыто, не привлекая внимания правоохранительных
органов. Говорить же о конкретном соотношении
затруднительно.
Обращаясь
к вопросу о совершении деяния
группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой,
коснемся лишь специфики данных составов.
В связи с разделением одной
статьи (ст. 174 УК РФ) на две (ст. 174 и 174.1)
в зависимости лишь от субъекта возникает
вопрос: есть ли соучастие в случае, если
доходы отмывают лицо, которое приобрело
имущество преступным путем, и лицо, не
причастное к основному преступлению?
В данном случае формально эти лица совершают
два разных преступления и, если строго
следовать букве закона (ч. 1 ст. 32 УК РФ),
не могут считаться соучастниками. Действия
лица, подлежащего ответственности по
ст. 174 УК РФ, нельзя рассматривать и как
пособничество в совершении преступления,
предусмотренного ст. 174.1, поскольку это
влечет двойную ответственность за одно
и то же преступление, что в уголовном
праве категорически запрещено (ч. 2 ст.
6 УК РФ). Если же исходить из смысла закона,
то обе статьи говорят об одном преступлении
- легализации (отмывании) имущества, и
преступный сговор осуществляется именно
на это преступление. Пункт 26 Постановления
ПВС о легализации преступно нажитого
имущества гласит: "Если лицом был заключен
договор купли-продажи в целях легализации
имущества, полученного им в результате
преступления, и покупатель, осознавая
указанное обстоятельство, приобрел это
имущество для придания правомерного
вида владению, пользованию или распоряжению
им, то действия покупателя надлежит квалифицировать
по соответствующей части статьи 174 УК
РФ, а действия продавца - по соответствующей
части статьи 174.1 УК РФ".
Тем не менее следует признать неудачным разнесение по разным статьям составов лишь в связи с различием субъекта преступления - рациональнее было бы вернуться к размещению норм об отмывании в одной статье УК РФ.
Следующий момент. Организованная группа допускает участие в ней не только исполнителей, но и соучастников других видов. В Постановлении Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" по этому поводу сказано: "при признании убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ". Тем не менее при наличии рассматриваемого квалифицирующего признака не исключается возможность пособничества в совершении преступления: так, лицо, не являющееся участником организованной группы, единожды перевозит "грязную" наличность к месту совершения сделки, осознавая при этом, что оказывает помощь в легализации имущества организованной группой.
Цель
любой операции по отмыванию денег
или иного имущества
1. Совершение
в крупном размере финансовых
операций и других сделок с
денежными средствами или иным
имуществом, заведомо приобретенными
другими лицами преступным
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
3. Деяния,
предусмотренные частями
Под лицами, использующими свое служебное положение (пункт "б" части 3 статьи 174 и пункт "б" части 3 статьи 1741 У К РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
Использование
нотариусом своих служебных полномочий
для удостоверения сделки, заведомо
для него направленной на легализацию
(отмывание) денежных средств или
иного имущества, квалифицируется
как пособничество по части 5 статьи
33 УК РФ и соответственно по статье
174 или статье 1741 УК РФ и при наличии
к тому оснований - по статье 202 УК РФ.
Глава 2 Уголовное законодательство зарубежных стран в сфере противодействия легализации преступных доходов.
§2.1 Ответственность за легализацию(отмывание) денежных средств в уголовном законодательстве зарубежных стран
Правовые аспекты борьбы с отмыванием денег в отдельных странах. Отмывание денег является комплексной проблемой, включая вопросы разработки соответствующего законодательства и его реализации в правоприменительной практике, административные рамки, нравственные аспекты. Отмывание денег тесно переплетается с коррупцией. Не случайно ряд законов США по борьбе с отмыванием денег используются в ходе судебных дел о коррупции, а также включают коррупцию в преступления, служащие основой отмывания денег. Механизмы отмывания денег чрезвычайно разнообразны и охватывают разные по характеру операции. Это значительно осложняет регулирование данной проблемы на основе одного законодательного акта.
Поэтому
во многих странах существует целая
система законов и подзаконных
актов, предусматривающих и
Вместе с тем во многих государствах имеются законы "зонтичного" типа, специально регулирующие основные аспекты данной проблемы и выступающие своеобразным каркасом правовых мер по борьбе с отмыванием денег. В странах со сложившейся правовой системой и придающих большое значение борьбе с преступностью, таких законов может быть несколько. Наиболее ярким примером в данном случае служат США. Основу американского законодательства составляют следующие законы: Закон по борьбе со злоупотреблениями наркотиками, в рамках которого выделен специальный подраздел Н раздела III
- Закон
о борьбе с отмыванием денег;
Закон о коррумпированных и
находящихся под влиянием
(CSA), Раздел 18 статьи 1956 и 1957.
Законодательство каждой страны в сфере борьбы с отмыванием денег имеет свою специфику. Вместе с тем в нем отражены основные принципы и требования, являющиеся общими для большинства стран. Особое внимание следует обратить на следующие правовые принципы.
В одних странах Законы по борьбе с отмыванием денег сосредоточены на доходах от незаконных сделок, в других странах - на доходах от криминальной деятельности. Выбор рода деятельности, доходы от которой подлежат преследованию, зависит от желания и способности государства отслеживать такие доходы, а также от различия в понятиях незаконная и криминальная деятельность, используемых в национальном законодательстве. Например, в некоторых странах, включая США, уклонение от налогов приравнивается к уголовным преступлениям. В других странах это трактуется как незаконная, но не криминальная деятельность.
В большинстве стран отмывание денег признано уголовным преступлением. Этот момент четко зафиксирован в американских законах и законах многих других стран. Более того, в законах ряда стран прямо указывается, что рассмотрению такого рода дел должен отдаваться приоритет по сравнению с другими вопросами. Законы большинства стран рассматривают отмывание денег как тяжкое преступление. Об этом свидетельствуют длительные сроки наказания и огромный размер штрафов, предусмотренных за это преступление по законам многих стран. В частности, на Мальте - это срок до 14 лет и/или штраф до 1 млн. мальтийских лир, в США – тюремное заключение до 20 лет и штраф до 500 тыс. долл. или сумму, вдвое превышающую совокупную сумму сделок, в отношении которых предъявлено обвинение, в зависимости от того, какая из сумм больше.
Предусмотрена также обязательная конфискация имущества. Максимальный срок тюремного заключения по законодательству Греции составляет от 5 до 10 лет.
Другая особенность преступлений, связанных с отмыванием денег, состоит в их вспомогательном характере. Это означает, что подобные преступления служат основой для продолжения и расширения преступной деятельности в других областях. С учетом этого факта целью законов о борьбе с отмыванием денег является не только создание системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием денег. Вторая задача состоит в обнаружении и пресечении преступлений, лежащих в основе отмывания денег.
Законы многих стран (США, Греция, Кипр) содержат специальные списки криминальной деятельности, составляющей основу отмывания денег. В этих списках преступления по отмыванию денег поименованы прямо и/или содержатся ссылки на соответствующие статьи других законов (закон Греции) и даже на международные Конвенции по борьбе с отмыванием денег (законодательство Мальты).
В настоящее
время списки преступлений, которые
служат источником отмывания денег
достаточно широкие. Большинство стран
ЕС борются с отмыванием денег от таких
видов преступлений (чаще всего тяжких),
как, торговля оружием, наркотиками, людьми,
предметами старины, человеческими органами,
терроризм, проституция, мошенничество,
нелегальная игра, похищение людей, шантаж
и грабеж.
В частности,
Уголовный Кодекс Австрии объявляет
преступлением отмывание всех активов,
полученных от совершения серьезных
преступлений, влекущих заключение в
тюрьму на срок более трех лет.
Уголовный Кодекс Бельгии рассматривает в качестве основы для отмывания денег все преступления. Специальный закон об отмывании денег от
11.01.1993г.
включает терроризм,
В Великобритании отмывание денег относится к серьезным преступлениям, связанным с торговлей наркотиками, терроризмом, кражей и обманом, грабежом, мошенничеством, вымогательством, нелегальным пользованием депозитов, шантажом.
Информация о работе Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем