Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание

Легализация преступных доходов является преступлением международного характера, и для борьбы с ней принят ряд международно-правовых актов. Тот факт, что легализация доходов от преступной деятельности упоминается в международном праве в различных контекстах и многими организациями (в их числе следует назвать не только ООН, Совет Европы, но и Financial Action Task Force on Money Laundering - организацию, специально созданную для наблюдения за применением мер противодействия легализации преступных доходов), говорит о том, что данная проблема действительно рассматривается как глобальный вызов международной безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Легаллизация (отмываение) денежных средств, нажитых преступным путем.docx

— 56.25 Кб (Скачать документ)

§1. 3 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки легализации

(ст. ст. 174, 1741 УК РФ)

В ст. 174, 174.1 УК РФ указаны квалифицирующие  признаки: совершение преступления в  крупном размере (ч. 2), группой лиц  по предварительному сговору или  лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3), организованной группой (ч. 4). В соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ, крупный размер составляет сумму, превышающую 1 млн. руб. Отдельно следует указать на то, что при определении размера учитывается не стоимость имущества (она при том или ином способе отмывания может завышаться или занижаться), а сумма сделки (или их совокупности), при этом признак "крупный размер" относится к объективной стороне, а не к предмету преступления. В такой ситуации квалифицированный состав будет наличествовать и при операции на сумму, большую 1 млн. руб., даже если преступно нажитые средства составляют не всю сумму, а лишь часть ее. К примеру, в ходе легализации преступных доходов продается автомобиль, реальная стоимость которого составляет 500 тыс. руб. В договоре купли-продажи указывается, что машина оценивается в 1 млн. 100 тыс. руб., т.е. сумма сделки превышает 1 млн. руб. Следовательно, возможно привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 174 (174.1) УК РФ . Тот же автомобиль мог быть приобретен не только на доходы, полученные преступным путем, но и частично на честные средства. Другой вариант: преступник, желая легализовать (а одновременно и перевести за границу) с помощью банковской системы деньги, вносит на счет сумму в 2 млн. руб., из которой лишь средства на 500 тыс. руб. добыты преступным путем. В итоге есть квалифицированный состав: совершение финансовой операции на сумму свыше 1 млн. руб. с денежными средствами, приобретенными преступным путем. Сходного подхода придерживаются правоприменители ФРГ Практическое значение такой позиции состоит и в том, что часто очень трудно (если вообще возможно) доказать, что абсолютно все средства, используемые при совершении сделки, являются приобретенными преступным путем. Возникает вопрос: какой же должна быть минимальная "преступная" часть такой суммы? Думается, такой, которую "легализатор" не может использовать открыто, не привлекая внимания правоохранительных органов. Говорить же о конкретном соотношении затруднительно. 

Обращаясь к вопросу о совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, коснемся лишь специфики данных составов. В связи с разделением одной  статьи (ст. 174 УК РФ) на две (ст. 174 и 174.1) в зависимости лишь от субъекта возникает вопрос: есть ли соучастие в случае, если доходы отмывают лицо, которое приобрело имущество преступным путем, и лицо, не причастное к основному преступлению? В данном случае формально эти лица совершают два разных преступления и, если строго следовать букве закона (ч. 1 ст. 32 УК РФ), не могут считаться соучастниками. Действия лица, подлежащего ответственности по ст. 174 УК РФ, нельзя рассматривать и как пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 174.1, поскольку это влечет двойную ответственность за одно и то же преступление, что в уголовном праве категорически запрещено (ч. 2 ст. 6 УК РФ). Если же исходить из смысла закона, то обе статьи говорят об одном преступлении - легализации (отмывании) имущества, и преступный сговор осуществляется именно на это преступление. Пункт 26 Постановления ПВС о легализации преступно нажитого имущества гласит: "Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 174 УК РФ, а действия продавца - по соответствующей части статьи 174.1 УК РФ". 

Тем не менее следует признать неудачным разнесение по разным статьям составов лишь в связи с различием субъекта преступления - рациональнее было бы вернуться к размещению норм об отмывании в одной статье УК РФ.

Следующий момент. Организованная группа допускает  участие в ней не только исполнителей, но и соучастников других видов. В  Постановлении Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" по этому поводу сказано: "при признании убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ". Тем не менее при наличии рассматриваемого квалифицирующего признака не исключается возможность пособничества в совершении преступления: так, лицо, не являющееся участником организованной группы, единожды перевозит "грязную" наличность к месту совершения сделки, осознавая при этом, что оказывает помощь в легализации имущества организованной группой.

Цель  любой операции по отмыванию денег  или иного имущества заключается  в том, чтобы выдать наживу от противоправной деятельности за легальные доходы и  получить возможность использовать такие деньги или имущество, не вызывая  подозрений у правоохранительных органов  и не раскрывая подлинного источника  их происхождения. В тоже время следует  иметь в виду, что легализация  имущества предполагает документальное или иное фактическое оформление проведенных операций, сделок, например: зачисление денежных средств на счета в банках и иных кредитных учреждениях; заключение сделок купли-продажи с надлежащим документальным оформлением; операции по обмену валюты и другие. С другой стороны, приобретение товаров народного потребления в магазинах розничной торговли не требует какого-либо декларирования источника происхождения денежных средств, а посему считаться легализацией не может. Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 174 УК РФ, а действия продавца - по соответствующей части статьи 1741 УК РФ. В соответствии со статьей 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем":

1. Совершение  в крупном размере финансовых  операций и других сделок с  денежными средствами или иным  имуществом, заведомо приобретенными  другими лицами преступным путем  (за исключением преступлений, предусмотренных  статьями 193, 194, 198 и 199 УК РФ), в  целях придания правомерного  вида владению, пользованию и  распоряжению указанными денежными  средствами или иным имуществом

2. Те  же деяния, совершенные:

а) группой  лиц по предварительному сговору;

б) лицом  с использованием своего служебного положения;

3. Деяния, предусмотренные частями первой  или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Под лицами, использующими свое служебное положение (пункт "б" части 3 статьи 174 и пункт "б" части 3 статьи 1741 У К РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или  иного имущества, квалифицируется  как пособничество по части 5 статьи 33 УК РФ и соответственно по статье 174 или статье 1741 УК РФ и при наличии  к тому оснований - по статье 202 УК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Уголовное законодательство зарубежных стран  в сфере противодействия легализации преступных доходов.

§2.1 Ответственность за легализацию(отмывание) денежных средств в уголовном законодательстве зарубежных стран

Правовые  аспекты борьбы с отмыванием денег  в отдельных странах. Отмывание денег является комплексной проблемой, включая вопросы разработки соответствующего законодательства и его реализации в правоприменительной практике, административные рамки, нравственные аспекты. Отмывание денег тесно переплетается с коррупцией. Не случайно ряд законов США по борьбе с отмыванием денег используются в ходе судебных дел о коррупции, а также включают коррупцию в преступления, служащие основой отмывания денег. Механизмы отмывания денег чрезвычайно разнообразны и охватывают разные по характеру операции. Это значительно осложняет регулирование данной проблемы на основе одного законодательного акта.

Поэтому во многих странах существует целая  система законов и подзаконных  актов, предусматривающих и предотвращающих  отмывание денег. К числу таких  правовых актов относятся законы, определяющие те или иные аспекты  частной жизни или секретности, вопросы финансового, банковского, таможенного регулирования, правила  и порядок лицензирования и регистрации  компаний. 

Вместе  с тем во многих государствах имеются  законы "зонтичного" типа, специально регулирующие основные аспекты данной проблемы и выступающие своеобразным каркасом правовых мер по борьбе с  отмыванием денег. В странах со сложившейся  правовой системой и придающих большое  значение борьбе с преступностью, таких  законов может быть несколько. Наиболее ярким примером в данном случае служат США. Основу американского законодательства составляют следующие законы: Закон  по борьбе со злоупотреблениями наркотиками, в рамках которого выделен специальный  подраздел Н раздела III

- Закон  о борьбе с отмыванием денег;  Закон о коррумпированных и  находящихся под влиянием рэкетиров  организациях (RICO); Закон о психотропных  препаратах

(CSA), Раздел 18 статьи 1956 и 1957.

Законодательство  каждой страны в сфере борьбы с  отмыванием денег имеет свою специфику. Вместе с тем в нем отражены основные принципы и требования, являющиеся общими для большинства стран. Особое внимание следует обратить на следующие  правовые принципы.

В одних  странах Законы по борьбе с отмыванием денег сосредоточены на доходах  от незаконных сделок, в других странах - на доходах от криминальной деятельности. Выбор рода деятельности, доходы от которой подлежат преследованию, зависит от желания и способности государства отслеживать такие доходы, а также от различия в понятиях незаконная и криминальная деятельность, используемых в национальном законодательстве. Например, в некоторых странах, включая США, уклонение от налогов приравнивается к уголовным преступлениям. В других странах это трактуется как незаконная, но не криминальная деятельность.

В большинстве  стран отмывание денег признано уголовным преступлением. Этот момент четко зафиксирован в американских законах и законах многих других стран. Более того, в законах ряда стран прямо указывается, что рассмотрению такого рода дел должен отдаваться приоритет по сравнению с другими вопросами. Законы большинства стран рассматривают отмывание денег как тяжкое преступление. Об этом свидетельствуют длительные сроки наказания и огромный размер штрафов, предусмотренных за это преступление по законам многих стран. В частности, на Мальте - это срок до 14 лет и/или штраф до 1 млн. мальтийских лир, в США – тюремное заключение до 20 лет и штраф до 500 тыс. долл. или сумму, вдвое превышающую совокупную сумму сделок, в отношении которых предъявлено обвинение, в зависимости от того, какая из сумм больше.

Предусмотрена также обязательная конфискация  имущества. Максимальный срок тюремного  заключения по законодательству Греции составляет от 5 до 10 лет.

Другая  особенность преступлений, связанных  с отмыванием денег, состоит в  их вспомогательном характере. Это  означает, что подобные преступления служат основой для продолжения  и расширения преступной деятельности в других областях. С учетом этого  факта целью законов о борьбе с отмыванием денег является не только создание системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием денег. Вторая задача состоит в обнаружении  и пресечении преступлений, лежащих  в основе отмывания денег.

Законы  многих стран (США, Греция, Кипр) содержат специальные списки криминальной деятельности, составляющей основу отмывания денег. В этих списках преступления по отмыванию  денег поименованы прямо и/или  содержатся ссылки на соответствующие  статьи других законов (закон Греции) и даже на международные Конвенции  по борьбе с отмыванием денег (законодательство Мальты).

В настоящее  время списки преступлений, которые  служат источником отмывания денег  достаточно широкие. Большинство стран ЕС борются с отмыванием денег от таких видов преступлений (чаще всего тяжких), как, торговля оружием, наркотиками, людьми, предметами старины, человеческими органами, терроризм, проституция, мошенничество, нелегальная игра, похищение людей, шантаж и грабеж. 

В частности, Уголовный Кодекс Австрии объявляет  преступлением отмывание всех активов, полученных от совершения серьезных  преступлений, влекущих заключение в  тюрьму на срок более трех лет. 

Уголовный Кодекс Бельгии рассматривает в  качестве основы для отмывания денег  все преступления. Специальный закон  об отмывании денег от

11.01.1993г.  включает терроризм, организованную  преступность, торговлю наркотиками,  оружием, использование подпольного  труда, торговлю людьми, проституцию,  незаконное использование гормонов  в животных, торговлю человеческими  органами, мошенничество, нарушающее  финансовые интересы Европейского Сообщества, серьезное и организованное мошенничество в отношении налогов, коррупцию, нетипичные инвестиции, мошенничество, взятие в заложники, кражу или вымогательство с применением насилия и угроз и ложное банкротство.

В Великобритании отмывание денег относится к  серьезным преступлениям, связанным  с торговлей наркотиками, терроризмом, кражей и обманом, грабежом, мошенничеством, вымогательством, нелегальным пользованием депозитов, шантажом.

Информация о работе Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем