Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть общие начала назначения наказания.
Для достижения цели в курсовой нужно решить следующие задачи:
- выявить характеристики общих начал назначения наказания;
- изучить критерии выбора вида и размера уголовного наказания.
Введение…………………………………………………………………………..1
1.Понятие, признаки общих начал назначения наказания………………...3
2.Принципы общих начал назначения наказания…………………………11
3.Исследование личности обвиняемого при назначении наказания……13
4.Смягчающие и отягчающие обстоятельства при назначении
наказания……………………………………………………………………..16
5. Основные и дополнительные виды наказаний………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………….41
При этом закон однозначно устанавливает (применительно к минимальному размеру оплаты труда), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.
В законе также указаны нижний и верхний пределы штрафа. Если за основу принимать кратность относительно минимума заработной платы, то он может быть назначен в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или одного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.(ч.2.ст.46 УК).
Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата подсудимого либо получаемый им иной доход, то пределы его закон определяет по срокам их получения: от двух недель до пяти лет. (ч.2.ст.47 УК).
Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме заработной платы, источники его получения ( индивидуально трудовая деятельность, сдача в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.).
Исполнение штрафа уголовно-исполнительное законодательство возлагает на суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если уплата полного размера штрафа является невозможной для осужденного в установленный законом срок, суд по его ходатайству может отсрочить или рассрочить исполнение наказания на срок до трех лет.
В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.
В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злостное уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса. (ч.5.ст.46 УК).
Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает имеющиеся у него имущество или денежные средства либо уклоняется с той же целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч.1.ст.47 УК).По существу ,в данной статье закона объединены два различных, хотя и сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.
В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом "О государственной службе и государственных служащих" государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности в соответствии с законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), соответствующие пяти группам. Для всех госслужащих этим же законном введено пятнадцать квалификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При этом в каждом разряде установлены три класса.
Рассматриваемое наказание заключается прежде всего занимать конкретную должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в органах местного самоуправления. Другим видом этого наказания является запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний и подготовки, то есть профессии ( медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).
Под иной деятельностью подразумевается относительно постоянное занятие, например охотой, рыбной ловлей, использование личной автомашины для частных перевозок и т.п.
Новый Уголовный кодекс решил этот вопрос именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон определяет сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо заниматься профессиональной и иной деятельностью. А не установленной в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного - на срок от одного года до пяти лет (часть вторая ст.47 УК).
В отличии от штрафа рассматриваемое наказание может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не указано в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает возможным сохранить за ним право занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (часть третья ст.47 УК).
Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в муниципальных органах либо заниматься определенной деятельностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру, врача).
В соответствии с Уголовно- исполнительным кодексом РФ исполнение данного вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.
Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует обязанности администрации организаций по исполнению приговора, органов правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными видами деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы, связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его изменении, являться в инспекцию и т.п.).
В случае злостного не исполнения должностными лицами приговора суда, применившего данное наказание они подлежат уголовной ответственности ( по ст.315 УК).
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Согласно закону при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осужденного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, а также классного чина и государственных наград(ст.48.УК).
Суть этого уголовного вида наказания состоит в том ,что с учетом тяжести преступления суд своим приговором считает необходимым лишь осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой должностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков), которыми государство удостоило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны или в условиях других военных действий, или при выполнении особо важных специальных заданий. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награды, недостоин их и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были связаны со званиями или наградами.
К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия : таможенная, налоговая служба, органы внутренних дел(кроме пограничных войск).
Воинскими являются звания ,установленные в Вооруженных Силах Российской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве, в конкретной сфере производственной или иной общественно-полезной деятельности(например, "народный художник республики", "заслуженный деятель науки", "отличник высшей школы" и т.д.).
Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах(например, в прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного советника).
Лишение указанных в законе званий ,чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.
Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление (пп.4и5.ст.15 УК).Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное поведение до привлечения к ответственности и т.д.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного (ст.63 УК).
Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового нормативного акта регламентируется положением о порядке и условиях исполнения наказаний не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных .В соответствии с ним ,если по приговору осужденный лишается специального или воинского звания ,копия приговора направляется органу который присвоил это звание. По получении копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания, орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду. Также решается вопрос о лишении осужденных классного чина. В частности ,если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора должна направляться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Обязательные работы.
Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно-полезных работ в пользу общества, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч.1.ст.49 УК).
Суть этого наказания заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении, а к работам привлекаться во время, когда оно незанято на основной работе или на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Осужденный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.
Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно. В-третьих, выполняются они в свободное от основной работы время и по месту жительства осужденного.
Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч.2.ст.50 УК).
Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных ,согласовывают с местными органами самоуправления объекты обязательных работ, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного времени. Осужденные должны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться ,ставить в известность инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения обязательных работ. В случае признания осужденного инвалидом 1-й или 2-й группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины инспекция направляет в суд представление об освобождении их от дальнейшего отбывания наказания.
Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.
В уголовном законе указаны также ограничительные условия применения обязательных работ. Они не могут быть назначены лицам, являющимся инвалидами 1-й или 2-й групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.4.ст.49 УК).
Исправительные работы
Исправительные работы как вид уголовного наказания заключается в принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный в приговоре суда, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка ( ст.50 УК).
Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен санкции статьи Особенной части УК.
Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в значительной мере относится и к исправительным работам. И в содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма Уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива. В тоже время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, это материальное воздействие-удержание части его заработка.