Назначение наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть общие начала назначения наказания.
Для достижения цели в курсовой нужно решить следующие задачи:
- выявить характеристики общих начал назначения наказания;
- изучить критерии выбора вида и размера уголовного наказания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1

1.Понятие, признаки общих начал назначения наказания………………...3
2.Принципы общих начал назначения наказания…………………………11
3.Исследование личности обвиняемого при назначении наказания……13
4.Смягчающие и отягчающие обстоятельства при назначении
наказания……………………………………………………………………..16

5. Основные и дополнительные виды наказаний………………………….23

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

готовая по УП.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

1) социально-демографические призна­ки личности;

2) нравственно-психологические качества;

3) социальные роли—поведение человека в различных сферах общественной жизни.

       Каждый из этих элементов имеет важное значение и при рассмотрении конкретного дела, и при анализе су­дебной практики н ее обобщении. Укажем с этой точки зрения хотя бы на социально-демографические признаки, к которым относятся пол, возраст, социальное положение, уровень образования, семейное положение, прежняя су­димость и др.

     Закон не случайно требует установить все эти призна­ки в каждом уголовном деле. Обобщение большого статистического материала свидетельствует о наличии опреде­ленных связей между теми или иными особенностями лич­ности и преступностью. Социально-демографическая харак­теристика обвиняемого дает возможность более глубоко раскрыть причины его поведения, выявить особенности личности и избрать такую меру наказания, которая будет наиболее целесообразной с точки зрения перевоспитания преступника.

Не менее важно учитывать и возрастные различия правонарушителей. Человек — существо социальное, по­этому с изменением возраста происходят не только фи­зиологические изменения его организма, но и социальные изменения личности. С течением времени меняется также его ближайшее окружение (микросреда), да и общество в целом. Изменяются условия, в которых живет человек, социальные функции, опыт, привычки, способы реагирования на конфликтные ситуации, его стремления, же­лания, круг интересов и потребностей; происходит ста­новление и развитие личности. Все эти изменения ска­зываются как на поведении отдельного человека в разном возрасте, так и на структуре преступности в це­лом, если ее проанализировать в разрезе возрастных групп.

Выборочные изучения показывают, что наиболее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различ­ными социально-психологическими причинами. Именно в атом возрасте, как правило, определяется направление трудовой деятельности, создается семья, решаются жиз­ненно важные вопросы, в известном смысле завершается становление личности. На этот период падает наиболь­шее число жизненных ситуаций, требующих правильного, подчас сложного решения, а личный опыт человека еще недостаточно велик. Молодой человек уже освободился от опеки и контроля со стороны родителей, но не всегда до­статочно прочно включился в иные системы социальных связей и социального контроля. Все это означает для судебных органов необходимость повышенного внимания к молодым правонарушителям, активного проведения про­филактической работы среди этой категории лиц. Анализ состояния и динамики преступности в районе, области, в разрезе возрастных показателей может ука­зать и на другие возрастные группы, обладающие крими­нологическими особенностями.

      Хорошо известна связь между образовательным уров­нем и преступностью. Не более 7—10% осужденных име­ют законченное среднее образование и только до 2%— ввысшее (в том числе незаконченное). Наиболее низкий уровень встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за преступления против личности, свя­занные с насилием. Анализ данных об образовании пра­вонарушителей не должен ограничиваться констатацией полученных сведений; более важной задачей является выявление причин низкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ и т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции судебных органов, однако их постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями заслуживает внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной практики.

     Такой социально-демографический признак, как семей­ное положение обвиняемых, казалось бы, мало связан с преступным поведением. Общая структура состава пре­ступников по признакам семейного положения в основ­ном соответствует структуре населения. Однако в судеб­ной статистике совершенно не учитываются данные о ха­рактере семейных отношений, а они-то особенно важны. Достаточно сказать, что по выборочным исследованиям плохие отношения между родителями в семьях, где про­живали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7—8 раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших преступлений); число семей, где роди­тели систематически пьянствовали, у преступников-под­ростков больше в 6—7 раз; число семей, где родители бы­ли осуждены, больше в 4—5 раз; семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; наконец, низкий образовательный уровень родителей у подростков-преступ­ников встречается в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе.[2]

Вот почему как при расследовании, так и при судеб­ном рассмотрении дел никак нельзя ограничиваться стан­дартными вопросами типа «холост— женат»; задача суда состоит в том, чтобы по возможности более глубоко выяс­нить характер семейных взаимоотношений, условий вос­питания в семье. Это в первую очередь относится к пре­ступлениям подростков, а также к тем преступлениям взрослых, где усматривается связь поведения виновного с конфликтной обстановкой в семье.

Выяснение этих обстоятельств дает возможность пра­вильно понять непосредственные причины совершения преступления обвиняемым, мотивы и цели его поведения. Особенно важно это по делам о преступлениях против личности, которые нередко совершаются в результате обостренных, неприязненных семейных отношений.

Во многих случаях полезно поинтересоваться данны­ми о личности потерпевшего и его поведении, предшество­вавшем преступлению. Исследования показывают, что из числа мужчин, являющихся потерпевшими по делам об убийстве, около 25% находились в состоянии опьянения, причем многие из них оказались участниками ссор и драк, в результате которых происходит каждое пятое убийство. По делам об изнасилованиям более чем в 40% случаев потерпевшие легкомысленно завязывали знаком­ство с обвиняемым, участвовали с ним в совместных вы­пивках. Все это не может не сказаться на решении ряда вопросов, возникающих во время судебного разбирательства.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства  при назначении наказания.

 

Общие начала назначения наказания вклю­чают учет смягчающих и отягчающих наказа­ние обстоятельств. Смягчающие наказание об­стоятельства принимаются в расчет при избрании в пределах санкции более мягкого наказа­ния. Их можно разделить на обстоятельства, относящиеся к самому преступлению и к личности виновного.

Обстоятельства, относящиеся к преступле­нию, объективно понижают степень его обще­ственной опасности. К ним относятся: соверше­ние впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; совершение преступления в результате физиче­ского или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зави­симости; совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания  лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обосно­ванного риска, исполнения приказа или рас­поряжения.

 

Обстоятельства, относящиеся к личности виновного, следующие: несовершеннолетие ви­новного; беременность; наличие малолетних де­тей у виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоя­тельств и по мотиву сострадания; явка с повин­ной; активное способствование раскрытию пре­ступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказание медицин­ской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления: добровольное возмещение имущественного ущерба и мораль­ного вреда, причиненных в результате преступ­ления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Перечень смягчающих наказание обстоя­тельств — примерный. Закон допускает призна­вать таковыми и другие обстоятельства. Определенную сложность вызывает и понимание спе­цифики влияния "иных обстоятельств" на наказание, назна­чаемое виновному. Вряд ли до конца убедительным выглядит решение вопроса, основанного на посылке: любое обстоятель­ство дела лишь постольку влияет на наказание, поскольку смягчает или отягчает его. Более правильно сделать вывод, согласно которому влияние "иных обстоятельств" дела на наказание может быть двояким: либо они в большей или меньшей степени смягчают или отягчают его, либо обусловли­вают выбор несмягченной и неотягченной меры наказания.

Особо нужно остановиться на вопросе об основаниях уче­та видов обстоятельств при назначении наказания, в том числе и так называемых данных, отрица­тельно характеризующих личность виновного, допустимость учета которых теория и судебная практика до принятия УК 1996 г. объясняли следующим: все, что подпадает под пере­чень смягчающих и отягчающих обстоятельств, учитывает­ся "по определению"; все, что находится за их пределами, подлежит учету вследствие обязанности руководствоваться общественной опасностью совершенного преступления и лич­ностью виновного. Возражая против данного подхода, сдела­ем акцент на главном в характеристике данных общих на­чал, т. е. общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, с одной стороны, и обстоятельств, смяг­чающих и отягчающих наказание, с другой.

Ранее уже отмечалось, что выбор наказания связан с решением многих задач, одна из которых — уяснение того, какие обстоятельства дела должны, а какие не должны при­ниматься во внимание. Но наряду с этим назначение наказа­ния требует ясности и в другом вопросе: в каком качестве то или иное фактическое обстоятельство, подлежащее учету, может повлиять на выбор наказания? Ясно, что первый и второй вопросы, хотя и касаются одного и того же, нельзя считать тождественными: в одном случае нас интересуют признаки, позволяющие очертить круг обстоятельств, под­лежащих учету при назначении наказания; в другом — обус­ловливающие особенности влияния этих обстоятельств на выбор наказания.

С этой точки зрения нужно сделать соответствующие выводы не только о единстве оснований учета обстоятельств дела, но и об основных аспектах характеристики института обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Не останавливаясь подробно на каждом из таких аспектов, отметим, что в отличие от ранее действующего в нашей стране уго­ловного законодательства, в УК РФ 1996 г. речь идет о влия­нии обстоятельств делано на вину, опасность преступления и личность виновного или ответственность, а на наказание. Это объясняется тем, что выбор целесообразной меры нака­зания обусловливает необходимость учета не только обстоя­тельств, сказывающихся на степени вины или опасности преступления и личности виновного, но и многих других. Что же касается наименования "обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность", то оно мало согласуется с со­держанием раздела, посвященного лишь вопросам, непо­средственно связанным с наказанием (его понятием, целями, видами и назначением). Но, не восприняв позицию УК РСФСР 1960 г., законодатель, видимо, исходил также из положения, в соответствии с которым уголовная ответственность не мо­жет быть большей или меньшей: она либо существует, либо отсутствует.

Немало изменений внесено в сами перечни обстоятельств, влияющих на наказание. Прежде всего восприняты все об­стоятельства, смягчающие наказание, известные УК РСФСР 1960 г. При этом, с некоторой долей условности, можно за­метить, что формулировка одних осталась прежней (явка с повинной, активное способствование раскрытию преступле­ния); других — уточнена (совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоя­тельств; совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; совершение преступле­ния при нарушении условий правомерности необходимой обороны); третьих — конкретизирована (активное способство­вание изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и мораль­ного вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинен­ного потерпевшему); четвертых — расширена (оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления; противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; несовершеннолетие виновного; беременность). В числе неизвестных УК РСФСР смягчающих обстоятельств следует отметить: совершение преступлений при нарушении условий задержания лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение при­каза или распоряжения; наличие малолетних детей у винов­ного; совершение преступления по мотиву сострадания и т.д.

Определенные корректировки претерпел в УК 1996 г. и перечень отягчающих обстоятельств. В отличие от прежне­го, ныне существующий их перечень не предусматривает возможности усилить наказание за совершение преступле­ния в состоянии опьянения, оговор заведомо невиновного лица и совершение нового преступления лицом, которое было взято на поруки. Вместе с тем круг отягчающих обстоятельств был расширен за счет новых обстоятельств, характеризующих в основном способ посягательства (совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с примене­нием физического или психического принуждения; совер­шение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти; совершение преступ­ления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора). Все иные отяг­чающие обстоятельства в той или иной мере уточняют или расширяют перечень, содержащийся в УК РСФСР 1960 г.

Информация о работе Назначение наказания