Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, реферат
Общий контроль за политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.
1. МЕСТО ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2. МЕСТО ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОТБОРА КАДРОВ
3.1. АНАЛИЗ РАБОТЫ
3.1.1. Должностные инструкции
3.1.2. Требования к должности
3.1.3. Значение анализа работы для процесса отбора и профессиональной адаптации работников
4. МЕТОДЫ ОТБОРА
4.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР
4.1.1. Сбор сведений о кандидатах
4.2. СБОР ИНФОРМАЦИИ О КАНДИДАТЕ (ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ)
4.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ
4.4. ТЕСТЫ
4.5. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОТБОРА
4.6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
5. ИНТЕРВЬЮ
5.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ ИНТЕРВЬЮ
5.2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
5.3. ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ
5.3.1. Панельное интервью
5.4. ТИПЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ИНТЕРВЬЮ
5.5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВЬЮ
5.6. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
6. РЕШЕНИЕ О ПРИЕМЕ КАНДИДАТА НА РАБОТУ
6.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ
6.2. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ
6.3. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
7. ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ
7.1. ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
7.2. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ
8.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА КАДРОВ
8.2. ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА
8.3. ЗАТРАТЫ НА ПОИСК И ОТБОР КАДРОВ
8.3.1. Прямые финансовые потери при ошибках отбора
8.3.2. Косвенные издержки при ошибках отбора
Процесс анализа
работы - это не только необходимая
предпосылка эффективного
4. МЕТОДЫ ОТБОРА
Обычно при отборе
кандидатов используют не один метод,
а целый комплекс различных методов,
направленных на всестороннюю оценку
кандидатов.
Комплексная система
отбора может включать в себя следующие
методы:
предварительный отбор
(анализ информации о кандидате, содержащейся
в стандартной форме и
сбор информации
о кандидате (от других людей);
личностные опросники;
тесты: интеллекта, специальных
способностей, интересов и др.;
групповые методы отбора;
решение проблем;
собеседование/интервью.
4.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
ОТБОР
Поиск кандидатов на
вакантную должность обычно начинается
с предварительного интервью - обмена
информацией между работником кадровой
службы (секретарь, инспектор отдела
кадров или менеджер по персоналу) и
претендентом на должность. Информация,
полученная в результате предварительного
интервью, используется для того, чтобы
установить, соответствуют ли навыки.
способности и отношение
Одной из целей предварительного
интервью является сообщение кандидату
интересующих его сведений о работе
и об организации. Всегда есть опасность
"упустить" подходящего кандидата,
поэтому очень важно, чтобы у кандидата
уже с первых минут знакомства с организацией
составилось о ней благоприятное впечатление.
Первое впечатление часто оказывается
наиболее стойким и определяет поведение,
отношение и установки работника.
Предварительное интервью
может проводиться до или после
того, как кандидат заполнил стандартную
форму "Сведения о кандидате".
Обычно это интервью занимает несколько
минут и проводится работником отдела
персонала (отдела кадров). Оно дает
возможность отсеять
4.1.1. Сбор сведений
о кандидатах
Следующим этапом процесса
отбора является заполнение кандидатами
специально разработанной стандартной
формы. Содержание стандартной формы
со сведениями о кандидате может
существенно различаться в
Общепринятая
процедура состоит в
Типовой бланк "Сведения
о кандидате" содержит следующие
разделы:
фамилия, имя, отчество,
возраст, семейное положение, домашний
адрес;
образование;
рабочий опыт;
предыдущие места
работы и причины увольнения;
дополнительные сведения
(навыки работы с оргтехникой, знание
иностранных языков, увлечения в
свободное время и др.);
рекомендации (Ф.И.0.
адрес/телефон человека, дающего
рекомендацию).
Анализ сведений,
указанных в стандартной форме,
и его сопоставление с
4.2. СБОР ИНФОРМАЦИИ
О КАНДИДАТЕ (ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ)
Часто возникает
необходимость проверки сведений, предоставляемых
кандидатами. В развитых странах
проверка достоверности информации,
предоставляемой претендентами
на вакантные должности, является общепринятой
практикой. Для российских условий
в недавнем прошлом такая практика
была характерна лишь для режимных
предприятий и организаций. Сейчас
такая потребность возникла у
более широкого круга организаций.
Проверка достоверности
сведений, предоставляемых кандидатами
на вакантные должности, состоит
в:
проверке рекомендаций;
проверке информации
указанной кандидатом в стандартной
форме;
предоставлении кандидатом
справки о состоянии здоровья.
4.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ
Для оценки кандидатов
в процессе отбора часто бывает необходимо
определить, в какой степени их
личные качества соответствуют требованиям
работы (должности).
Личностные опросники
измеряют такие черты личности, как
коммуникабельность, уровень личностной
зрелости, эмоциональную устойчивость,
склонность к лидерству и др.
Среди наиболее часто
используемых методов исследования
личности используются 16 - факторный
личностный опросник Кеттелла, MMPI (Миннесотский
многофакторный личностный опросник),
личностный опросник Айзенка, методика
Майерс-Бригтз.
Информация, получаемая
с помощью личностных опросников,
довольно сложна, и для ее интерпретации
необходимы квалифицированные специалисты-
Прогностическая валидность
личностных опросников, то есть их способность
предсказывать будущую
4.4. ТЕСТЫ
Тесты в настоящее
время получили самое широкое
применение в разных сферах человеческой
жизнедеятельности: с помощью тестов
производят отбор персонала на промышленные
предприятия, в государственные
учреждения, в коммерческие организации,
отбирают призывников, оценивают школьные
знания и т.д.
При оценке способностей
кандидатов используют тесты для
одномерного и многофакторного
исследования способностей.
Многофакторные методы
представляют собой набор тестов,
дающих оценку способностей кандидатов
по ряду показателей, потенциально связанных
с работой.
(Примеры батарей
тестов приведены в разделе
Приложения)
Однако, следует
иметь в виду, что эти многофакторные
методы выявляют не все важные
для работы способности. В
В последнее
время к тестам относятся
4.5. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ
ОТБОРА
Групповые методы
отбора применяют тогда, когда
есть возможность собрать ряд
кандидатов вместе, и специалист,
занимающийся отбором,
4.6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
В развитых странах
одним из широко используемых методом
оценки кандидатов является баскет-метод.
Баскет-метод (от английского
basket- корзина). Этот метод сконструирован
так, чтобы имитировать реальную
рабочую ситуацию. В типичном случае
перед кандидатом ставится ряд задач,
для решения которых ему
Оценивается:
логика анализа предложенных
проблем, качество решений
5. ИНТЕРВЬЮ
Среди методов отбора
интервью занимает особое положение. Это
связано с тем, что интервью с
кандидатом позволяет одновременно
решить широкий круг задач.
Интервью обычно
является центральным и основным
элементом отбора. Это наиболее широко
используемый метод отбора. К интервью
обычно допускаются 20-30% от общего числа
кандидатов.
5.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ
На содержание и
структуру интервью оказывает влияние
целый ряд факторов. При подготовке
к проведению интервью следует учитывать
три источника этих влияний:
со стороны кандидата;
со стороны организации-
со стороны интервьюера.
Со стороны кандидата
Со стороны организации
Со стороны интервьюера
1. Пол, возраст, национальность и т.д.
2. Состояние здоровья, самочувствие
3. Образовательный уровень
4. Опыт работы
5. Профессиональные интересы
6. Карьерные устремления
7. Психологические характеристики: установки, интеллект, мотивация и т.д.
8. Опыт участия в подобных интервью
9. Восприятие кандидатом интервьюера, работы, компании и т.д.
1. Политическая, правовая ситуация на рынке труда и в организации
2. Роль процесса отбора в системе управления персоналом
3. Роль интервью в системе отбора
4. Практика использования интервью при отборе
5. Физические условия:
комфортность ситуации и
6. Типовая структура интервью
7. Насколько срочно должна быть заполнена данная вакансия
1. Пол, возраст, национальность и т.д.
2. Самочувствие
3. Психологические характеристики: установки, мотивация, интеллект и т.д.
4. Восприятие требований работы
5. Предварительное знакомство с кандидатом
6. Цель интервью
7. Опыт в проведении такого рода интервью
8. Полномочия в
принятии решении
5.2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕРВЬЮ
Интервью с кандидатом
на вакантную должность должно быть
тщательно спланировано. План проведения
интервью должен содержать прямые вопросы
о предшествующей трудовой деятельности,
профессиональном опыте, образовании
и квалификации, соответствии состояния
здоровья кандидата требованиям
данной должности, финансовом, семейном
положении и т.д. Цель предварительного
планирования состоит также в
том, чтобы не задавать вопросов, уже
содержащихся в стандартной форме.