Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение компетенции Государственной Думы Федерального Собрания в сфере законодательной деятельности по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.
Задачи исследования следующие:
- проанализировать современное состояние и значение представительной (законодательной) власти в России;
- охарактеризовать порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Как правило, в таких случаях окончательное решение о рассмотрении законопроекта принимает Совет Государственной Думы. Теоретически решение может быть изменено на заседании Государственной Думы, однако пока таких случаев не было.
Законодательная инициатива - это важнейшая функция Правительства, форма руководства обществом, средство реализации правительственной экономической и социальной программы. А наше Правительство перекладывает всю ответственность за подготовку законов на парламент.
Широкое использование депутатами права индивидуальной законодательной инициативы привело к тому, что парламент оказался буквально затоплен морем депутатских проектов, многие из которых в достаточной степени не проработаны и носят популистский характер. Эти проекты огромными кипами вносятся на Совет Думы, рассылаются в комитеты, в субъекты Российской Федерации. В этом бумажном ворохе тонут действительно серьезные законопроекты, необходимые для становления современной правовой системы.
Другой важный аспект "производственного процесса" - планирование. Разумеется, у Государственной Думы есть план законопроектных работ, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот план составлен из предложений комитетов, депутатов, других субъектов законодательной инициативы. Какой-либо концепции развития законодательства за ним не стоит[16,с.39].
В настоящее время российское законодательство развивается в известной мере ощупью, методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов (наиболее яркие примеры - Закон о разделе продукции и Закон о рынке ценных бумаг). Ясно, что движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую все же правовую систему мы хотим у себя иметь? Понимая необходимость и важность этой задачи, Правовое управление совместно с рядом комитетов Государственной Думы создало несколько экспертных советов по отраслям законодательства. Предполагалось, что эти экспертные советы должны заняться разработкой концепции развития соответствующей отрасли законодательства и экспертной оценкой вносимых законодательных инициатив.
Главный недостаток в работе российской законодательной машины на сегодняшний день заключается в том, что она довольно часто переходит на работу в режиме "штурма". Особенно остро это ощущается в конце сессии, когда комитеты "подчищают закрома" и законопроекты пачками, по два-три десятка в день. Разумеется, что говорить о качестве здесь не приходится. "Скоростное" законотворчество не позволяет глубоко осмыслить проблему, провести весь цикл необходимых правовых экспертиз, проработать закон с участием ученых и специалистов.
И, наконец, последнее, о чем хотелось бы сказать, характеризуя российскую законодательную машину, принятие закона - это последняя стадия законодательного процесса, но начальная стадия реализации закона.
Сегодня ведется подготовка новой редакции Регламента Госдумы, которая во многом учитывает обозначенные мной проблемы и содержит подходы к их решению. Постепенно отлаживается рабочая коммуникация подразделений аппарата Государственной Думы в процессе законотворчества. В Государственной Думе создана компьютерная сеть, которая позволяет автоматизировать многие производственные процессы, осуществлять их в электронной форме. В перспективе - создание единой компьютерной сети для всех федеральных органов государственной власти. Большие надежды мы связываем с созданием базы данных по сравнительному правоведению, которая позволит шире и главное более осмысленно использовать зарубежный опыт, опираться в национальном законотворчестве на нормы и стандарты Совета Европы. Правовое управление выступает, и всегда выступало за открытость, "прозрачность" законодательного процесса, его серьезную научную обоснованность и эффективность по конечным целям.
Глава 2. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ
2.1 Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом.
Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[17] (далее – Закон) определил порядок избрания депутатов Государственной Думы.
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ст. 6 Закона).
Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями.
Для проведения выборов депутатов Государственной Думы образуются единый федеральный избирательный округ. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).
Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Право включения в партийные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы принадлежит партийным съездам (конференциям) в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях"[18,с.47]. Партия вправе включать в партийные списки кандидатов в депутаты лиц, не являющихся членами данной партии.
Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются партиями. Партия определяет порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, соответствующие субъектам РФ или группам субъектов РФ, при этом в региональной части Федерального списка кандидатов должно быть, указано, какому субъекту РФ или группе субъектов РФ соответствует каждая из региональных групп кандидатов.
Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.
Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.
Политическая партия в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов вправе внести на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирательный залог. Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации. Размер избирательного залога в настоящее время составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии и не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии (ст. 64 Закона).
Избирательный залог считается внесенным при условии представления политической партией в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии платежного документа о перечислении избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации.
Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:
1) первый финансовый отчет политической партии;
2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях, о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных.
Если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, для регистрации вместе с документами, представляются:
1) подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам Российской Федерации, на территориях которых осуществлялся сбор подписей избирателей. Количество подписей избирателей, содержащихся в представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписных листах, может превышать необходимое для регистрации федерального списка кандидатов количество подписей, установленное настоящим Федеральным законом, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей,;
4) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени (ст. 42 Закона).
При приеме документов для регистрации федерального списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает уполномоченному представителю политической партии документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов (а если внесен избирательный залог, - после его поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Основаниями отказа являются:
1) несоблюдение требований при выдвижении федерального списка кандидатов, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом;
2) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;
3) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки;
4) внесение избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено законом, либо внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом;
5) несоздание политической партией своего избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации (ст. 44 Закона).
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает избирательный бюллетень, утверждаемой Центральной избирательной комиссией РФ.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протоколы об итогах голосования в вышестоящие комиссии. Результаты выборов по одномандатным избирательным округам определяются окружной избирательной комиссией. Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются (ст. 82 Закона).
2.2 Внутреннее
устройство Государственной
Государственную Думу Федерального Собрания РФ возглавляет Председатель Государственной Думы, который избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы[19, с. 81].
Информация о работе Основные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ