Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение компетенции Государственной Думы Федерального Собрания в сфере законодательной деятельности по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.
Задачи исследования следующие:
- проанализировать современное состояние и значение представительной (законодательной) власти в России;
- охарактеризовать порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы.
Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят:
- формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
- формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;
- формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание;
- техническое обеспечение законотворческой деятельности.
B Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.
Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по Федеральному избирательному округу, а также из числа депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации[20, с.49].
Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской объединении.
Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению осуществляют:
- предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
- подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы;
- в соответствии с решениями палаты подготовку запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
- проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
- оформление заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность.
В соответствии со своим Регламентом Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 01 сентября по 25 декабря.
Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями.
Наряду с общим порядком работы Государственной Думы, Регламент Государственной Думы устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ. Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно статьи 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.
Конституция РФ содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1. Государственная Дума
распускается после
2. Государственная Дума
может быть распущена
3. Государственная Дума
может быть распущена
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения
ею обвинения против
3) в период действия
на всей территории РФ
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов (ст. 103 Конституции РФ):
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Глава 3. Законодательная деятельность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
3.1 Рассмотрение и принятие законов депутатами Государственной Думы
Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы РФ о поправках к Конституции РФ. Они имеют такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят Федеральные Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится Федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения РФ и к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить Федеральным Конституционным законам.
Конституция РФ в силу Федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства Федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. В тоже время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, принимают постановления.
Законодательная деятельность в Государственной Думе представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется принятие законов.
Законодательная деятельность в Государственной Думе состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах;
3) рассмотрение законопроекта
и принятие закона
4) передача принятых или одобренных законов в Совет Федерации.
Первая стадия законодательной деятельности Государственной Думы - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.
Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
- Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
- Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.
Статья 95 Регламента Государственной Думы предусматривает и другие формы реализации права законодательной инициативы, которые могут осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
- проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;
- поправок к законопроектам[24,с. 82].
Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
- пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
- текста законопроекта, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
- перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;
- финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
- заключения Правительства РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ[25,с. 65].
После надлежащего оформления законопроекта субъектом права законодательной инициативы и направления его в Государственную Думу, документ поступает в Аппарат Государственной Думы, где производится его регистрация. Затем секретариат Председателя Государственной Думы готовит проект поручения, который подписывает Председатель Государственной Думы. С указанным поручением законопроект направляется в комитет, который ведет работу по подготовке законопроекта к рассмотрению в Совете Государственной Думы. В комитете законопроект первоначально рассматривается на предмет правильности оформления и наличия всех необходимых сопроводительных документов[25,с.68]. Совет по предложению комитета определяет, этот ли или какой-либо другой комитет является ответственным исполнителем, могут определяться и соисполнители. В последнем случае основную работу проводит ответственный комитет, а другие готовят свое мнение в форме заключения комитета. Совет направляет законопроект депутатам, Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
В ответственном комитете председатель передает документ депутату (или депутатам) - члену комитета, который занимается данной проблематикой (в соответствии с распределением обязанностей внутри комитета между депутатами), а также специалисту (специалистам) аппарата данного комитета.
После того, как депутат, курирующий законопроект, либо рабочая группа посчитает, что документ можно выносить на первое чтение, законопроект направляется комитетом на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, где документ подвергается юридической экспертизе, соответствующее заключение представляется комитету, затем рассматривается на заседании комитета и принимается одно из трех решении[25,с.72]:
- Документ рекомендуется комитетом для принятия Государственной Думой в первом чтении, часто с замечаниями.
- Документ рекомендуется комитетом для отклонения Государственной Думой.
- Комитет рекомендует депутату или рабочей группе доработать проект заключения по проекту и представить на рассмотрение комитета.
После этого комитет направляет все документы по законопроекту, включая заключение комитета, если были соисполнители, то и их заключения, в Совет Государственной Думы для включения в повестку дня на конкретную дату и рассмотрения в первом чтении на заседании Государственной Думы (как правило, это одно из ближайших заседаний).
Информация о работе Основные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ