Отчет по практике в прокуратуре Минской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:54, отчет по практике

Описание

Целью преддипломной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в Академии, приобретение навыков самостоятельной работы, изучение проблематики практической деятельности и подготовка материала для дипломной работы.
Задачами практики являются: усвоение и закрепление знаний и умений, полученных во время обучения; приобретения навыков сочетания теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности; сбор материалов для подготовки и написания дипломной работы; расширение связей Академии управления с государственными и негосударственными органами и организациями.

Работа состоит из  1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

- постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 10.10.2003 № 1310 "О форме специального  разрешения (лицензии) и о порядке  ее заполнения с изменениями  и дополнениями;

- Декрет Президента  республики Беларусь от 09.09.2005 №  11 «О совершенствовании государственного  регулирования производства, оборота  и рекламы алкогольной, непищевой  спиртосодержащей продукции и  непищевого этилового спирта»,  а также другие законодательные акты.

После изучения нормативной  документации были подготовлены и направлены межрайгорпрокурорам  методические указания с перечнем вопросов, подлежащих проверке (см. приложение).

Также  совместно с  руководителем было проверено соблюдение законодательства о лицензировании в управлении предпринимательства и лицензирования комитета экономики Минского областного исполнительного комитета.

В ходе проверки установлено  следующее:

 В соответствии с Положением об управлении предпринимательства лицензирования комитета экономики Миноблисполкома, утв. заместителем председателя Миноблисполкома Позняком А.Н. 27.05.2005, управление организует работу по выдаче специальных разрешений лицензий, которые в соответствии с законодательством выдаются Миноблисполкомом (п.6.9).

Соответствующими должностными обязанностями организация работы по выдаче специальных разрешений (лицензий) которые в соответствии с законодательством  выдаются Миноблисполкомом, возложена  на заместителя начальника управления Белян Н.П., осуществление приема и подготовки документов, представляемых для получения специальных разрешений (лицензий) - на гл. специалиста управления Новик Е.Г.

Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются  специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 с изменениями и дополнениями № 17, предусмотрено, что выдача лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий, производится облисполкомами.

Проверка показала, что работа управления по выдаче специальных разрешений (лицензий) ведется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов  деятельности» и постановлением Советов Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий».

В проверяемом периоде (2006г.) проверка по данному вопросу производилась  ИМНС по Минской области. Налоговым  органом фактов расхождения данных, содержащихся в реестре лицензий на право осуществления деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового и табачных изделий, выданных облисполкомом, и данных государственных реестров в проверяемом периоде не выявлено.

В 2006 году Минским облисполкомом  было выдано 5 лицензий, внесены изменения  – 1.

Нарушений в части полноты документов, представляемых соискателями лицензий вместе с заявлениями, порядка ведения  реестра лицензий, несоответствие законодательству реквизитов лицензий, нарушения порядка внесения изменений в лицензии не выявлено.

Проверки лицензирующим органом  на предмет соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионных требованиям  и условиям не проводились, соответствующие экспертизы не назначались, что не является нарушением законодательства, в виду того, что согласно п. 11 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, проведение проверок или назначение экспертиз на предмет соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионных требованиям и условиям является правом лицензирующего органа, а не обязанностью.

Отказов в выдаче лицензий не было. Дубликаты и копии лицензии в 2006 году не выдавались. В проверяемом  периоде действие лицензий не прекращалось, не приостанавливалось. Случаев аннулирования  не было.

Лицензионные сборы  за рассмотрение заявлений поступили  в соответствие с требованиями законодательства на специальный счет ИМНС по Минской области. Нарушений правильности зачисления в бюджет лицензионного сбора, несоответствие суммы, указанной в платежном документе, размеру платы за рассмотрение заявления для получения лицензии, внесение в нее изменений и дополнений не выявлено.

Результаты проверки обсуждены в управлении предпринимательства  лицензирования Миноблисполкома.

Меры  прокурорского  реагирования  по  результатам  проверки  не применялись.

Мной также совместно с руководителем практики проведено обобщение докладных записок межрайгорпрокуроров о результатах проверок соблюдения законодательства о лицензировании. По результатам обобщения была составлена докладная записка на имя заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь Куприянова Н.М.

Так, в ходе проверок было установлено, что работа райгорисполкомов Минской области по выдаче специальных разрешений (лицензий) не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.

Например, в ходе проведенной прокуратурой Слуцкого района проверки в Слуцком райисполкоме  в 2006 году выявлен 21 случай  необоснованного приостановления действия лицензий (15 лицензий – на срок 10 дней, 6 лицензий – на 1 месяц) за допущение лицензиатами грубых нарушений законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, перечисленных в п. 12 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий» (далее Положения о лицензировании розничной торговли и общественного питания).

  В соответствии с п. 30 Положения лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Положение о  лицензировании отдельных видов деятельности) и п.12 Положения о лицензировании розничной торговли и общественного питания при допущении лицензиатами грубых нарушений, таких как продажа товаров с истекшим сроком годности и хранения, осуществление розничной торговли и общественного питания в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом, и некоторых других нарушений,  лицензирующим органом принимается решение об аннулировании лицензии.

Между тем, в Слуцком  райисполкоме вместо аннулирования  лицензий в таких случаях применялось  приостановление действий лицензий на кратковременные сроки. Например, решением райисполкома от 27.07.2006 № 1540 за допущенные грубые нарушения лицензионных требований, выразившихся в осуществлении розничной торговли в местах, не установленных местным исполкомом, с 04.08.2006 на 1 месяц было приостановлено действие лицензий, выданных индивидуальным предпринимателям Галаниной Т.А., Галаниной И.В., Гордейчику В.И.

При этом Слуцким райисполкомом приостановление действий лицензий применялось даже без предварительной выдачи нарушителям предписаний об устранении нарушений.

В ряде лицензионных дел  Дзержинского райисполкома в нарушение  требований п. 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, п.9  Положения о лицензировании розничной торговли и общественного питания отсутствовали копии извещений налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика (о предоставлении лицензии Куликовскому А.Г., Величко Т.Н.), сведений о режиме работы торгового объекта (о предоставлении лицензии Куликовскому А.Г.), копии ассортиментных перечней товаров по каждому торговому объекту (о предоставлении лицензии Карсюк В.В. по торговому объекту, расположенному по ул. Советской, 7 в г. Дзержинске).

В нарушение п. 9 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности при представлении  соискателем лицензии необходимых  документов для получения в Смолевичском райисполкоме не составлялась опись  документов.

В соответствии с п.14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия в обязательном порядке должна содержать отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

Указанные требования Дзержинским  райисполкомом выполняются не в  полной мере: в выданных Буйновскому  В.С., Стадник И.В. лицензиях такой  реквизит отсутствует. 

Согласно ч.1 п.17 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности в случае смены собственника, изменения наименования, места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и дополнений в лицензии.

В соответствии с ч.2 п. 17 Положения о лицензировании отдельных  видов деятельности для внесения изменений и дополнений в лицензию лицензиат представляет в соответствующий  лицензирующий орган заявление с приложением копии документов, подтверждающих необходимость внесения изменений и дополнений, и документ об уплате лицензионного сбора.

Между тем, в Солигорском  райисполкоме в нарушение названных  выше требований в ряде пакетов документов на внесение изменений,  дополнений в лицензии отсутствуют сведения, подтверждающие необходимость внесения изменений и дополнений (например, ГУП «Солигорскбыт» одновременно с заявлением о внесении дополнений в лицензию в связи с появлением у предприятия дополнительного торгового объекта не представил сведения, подтверждающее данное обстоятельство, а именно договор аренды торгового объекта).

Неединичны также случаи, когда Солигорским райисполкомом  документы об уплате лицензионного  сбора истребовались не при подаче лицензиатом заявления и документов  на внесение изменении,  дополнений в лицензии, а при получении лицензиатом лицензии, оформленной на новом бланке (заявления Гутковской А.Г. от 19.10.2006, Ястребова И.И. от 14.11.2006). Аналогичный случай несвоевременной оплаты лицензионного сбора выявлен в Дзержинском райисполкоме: 20.10.2006 райисполкомом было принято решение о внесении изменений в лицензию, выданную ЧПУП « Мисолстройиндустрия», а оплата лицензионного сбора поступила лишь 01.11.2006.

Допускаются нарушения в части полноты уплаты лицензионного сбора.

Согласно п. 8 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности, документ об уплате лицензионного  сбора за рассмотрение заявления  соискатель лицензии представляет одновременно с заявлением и другими документами, указанными в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

В соответствии с п. 37  Положения о лицензировании отдельных  видов деятельности за рассмотрение лицензирующим органом заявления  с приложением необходимых документов для получения лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро.

Однако при подаче 04.12.2006 заявления в Слуцкий райисполком  о выдаче лицензии Носко И.В. был  уплачено вместо 28 220 рублей (10 евро х 2 822,45 рублей) 27 380 рублей, недостающая сумма уплачена соискателем лишь при получении лицензии. Предпринимателем Шалыгиной И.М. при подаче 07.12.2006 заявления о выдаче лицензии вместо требуемых 28 220 рублей было уплачено 27 170 рублей. Недостающая сумма также было уплачена при получении лицензии. Аналогичные нарушения допущены Слуцким райисполкомом при приеме заявлений индивидуального предпринимателя Метельского А.Н., ЧУП «Слуцкое пожарно- спасательское дело», ГУ «Слуцкий краеведческий музей», СПК «Наша Нива», а также Солигорским райисполкомом при приеме заявления индивидуального предпринимателя Тимощенко С.М.

В нарушение п. 13 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности, устанавливающего, что  лицензия выдается соискателю лицензии лишь при представлении документа об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии, в Дзержинском райисполкоме лицензионный сбор за выдачу на руки 24.11.2006 УП «Белтрансснаб» лицензии был оплачен 27.11.2006, за выдачу 04.09.2006 лицензии ЧУП «Бык Т.С.» - 05.09.2009.

В соответствии с п. 38 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионный сбор вносится соискателем лицензии или лицензиатом  на специальный счет налогового органа по месту нахождения лицензирующего органа и зачисляется в соответствующий бюджет.

Между тем, в Клецком райисполкоме лицензионный сбор вносится не на специальный счет налогового органа, а на счет райфинотдела.

В ходе проведенной прокуратурой Смолевичского района проверки в  Смолевичском райисполкоме выявлено отсутствие одного экземпляра лицензии, выданной индивидуальному предпринимателю Качан О.Л. и аннулированной решением райисполкома 26.12.2006 в связи с грубыми нарушениями законодательства о лицензировании.

Согласно  ч.2 п.35 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности, лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в течение 5 дней со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию и все заверенные лицензирующим органом копии лицензии.

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Минской области