Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:50, курсовая работа
Положение малолетних и несовершеннолетних лиц в российском обществе, второе десятилетие переживающем глобальные преобразования политического, экономического, социального, правового и иного характера, отличается определенной двойственностью. С одной стороны, идет процесс формирования нормативной базы, закрепляющей и расширяющей их правовой статус. С другой - механизм, гарантирующий реализацию прав и законных интересов малолетних и несовершеннолетних до настоящего времени не создан. Причина - социально-экономический и политический кризис, поразивший наше общество в середине 80-х г.г. прошлого столетия.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений
и иных антиобщественных деяний…………………………………………….5
1.1. Исторические аспекты уголовной ответственности за вовлечение
несовершеннолетнего в антиобщественные деяния.…………………...5
1.2. Виды вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные деяния…9
Глава II. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего
в совершение преступлений и антиобщественных деяний…...………………14
2.1. Объективные признаки вовлечения в совершение преступления……….14
2.2. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего
в совершение преступления и уголовная ответственность……………...……18
Глава III. Квалификационные составы вовлечение несовершеннолетних в
совершение преступлений и иных антиобщественных деяний………………22
3.1. Квалификационные виды вовлечение несовершеннолетних в
совершение преступлений и иных антиобщественных деяний………………22
3.2. Разграничение со смежными составами…………………………………..25
Заключение………….……………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………..…………………….34
2
План
Введение…………………………………………………………
Глава I. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений
и иных антиобщественных деяний…………………………………………….5
1.1. Исторические аспекты уголовной ответственности за вовлечение
несовершеннолетнего в антиобщественные деяния.…………………...5
1.2. Виды вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные деяния…9
Глава II. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего
в совершение преступлений и антиобщественных деяний…...………………14
2.1. Объективные признаки вовлечения в совершение преступления……….14
2.2. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего
в совершение преступления и уголовная ответственность……………...……18
Глава III. Квалификационные составы вовлечение несовершеннолетних в
совершение преступлений и иных антиобщественных деяний………………22
3.1. Квалификационные виды вовлечение несовершеннолетних в
совершение преступлений и иных антиобщественных деяний………………22
3.2. Разграничение со смежными составами…………………………………..25
Заключение………….………………………………………
Список использованной литературы……………………..…………………….3
Введение
Положение малолетних и несовершеннолетних лиц в российском обществе, второе десятилетие переживающем глобальные преобразования политического, экономического, социального, правового и иного характера, отличается определенной двойственностью. С одной стороны, идет процесс формирования нормативной базы, закрепляющей и расширяющей их правовой статус. С другой - механизм, гарантирующий реализацию прав и законных интересов малолетних и несовершеннолетних до настоящего времени не создан. Причина - социально-экономический и политический кризис, поразивший наше общество в середине 80-х г.г. прошлого столетия.
Сильнейший экономический спад, возрастающая дифференциация населения на имущих и неимущих, разрушение позитивных ценностных ориентации, упадок культуры - отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения. Как следствие, неудержимое распространение среди малолетних и несовершеннолетних алкоголизма, наркомании и токсикомании, беспризорничества, бродяжничества, попрошайничества. Еще более угрожающим представляется рост преступности несовершеннолетних, изменение ее количественных и качественных показателей.
Более чем в 10 % случаев малолетние и несовершеннолетние совершают антиобщественные деяния и преступления в результате целенаправленного воздействия на них взрослых лиц[1]. В 2000 г. было зарегистрировано свыше 21.000 преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или иных антиобщественных действий (ст.ст. 150 и 151 УК РФ). Отсюда становится очевидной повышенная общественная опасность указанных преступлений. Не случайно, поэтому глава 20 УК РФ 1996 г. открывается статьями, обеспечивающими охрану прав и интересов, малолетних и несовершеннолетних от данной группы преступных обстоятельств.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. в сравнении с предшествующим законодательством внес в конструкцию норм, устанавливающих уголовную ответственность за вовлечение малолетних и несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, весьма существенные изменения и дополнения. И, тем не менее, позиция законодателя в описании признаков анализируемых нами деяний не безупречна. Нельзя признать последовательной судебную практику по делам о вовлечении малолетних и несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Разночтения наблюдаются и в постановлениях высшей судебной инстанции, и в обвинительных приговорах судов по конкретным уголовным делам. Нет единства мнений по ряду актуальнейших вопросов уголовной ответственности за вовлечение малолетнего или несовершеннолетнего в преступления и иную антиобщественную деятельность и в науке уголовного права. Да и само понятие «вовлечение» остается малоизученным и потому малопонятным.
Проблемы борьбы с вовлечением малолетних и несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность не теряют своей актуальности на протяжении многих десятилетий. Исследованием отдельных ее аспектов в разное время занимались: Антонян Ю. М., Варило Т.С., Батку И.Г., Башкатов И.П., Бурчак Ф.Г., Василевский Л. М., Веселовский К.С., Вилке А.Я., Габиани А.А., Герцензон А.А., Долгова А.И., Игошев К.Е., Каневский Л.Л., Карпец И.И., Кривошеин П.К., Кудрявцев В.Н., Лановенко И.П., Мальцев В.В., Мельникова Э.Б., Минская B.C., Миньковский Г. М., Примаченок А.А., Разгильдиев Б.Т., Ривман Д.В., Рыбальская В.Я., Сахаров А.Б., Сибиряков С.Л., Тузов А.П., Франк Л.В., Худяков Е.А. и другие.
Глава I. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений
и иных антиобщественных деяний
1.1. Исторические аспекты уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные деяния
Любое уголовно-правовое исследование независимо от своего предмета предполагает, прежде всего, анализ действующего законодательства.
Раскрытию содержания уголовно-правовых норм, пониманию и, уяснению сущности содержащихся в них уголовно-правовых запретов в значительной мере способствует исторический метод исследования. Знание истории российского уголовного законодательства – необходимое условие формирования наиболее четкого представления о современном уголовном законе и основных направлениях его совершенствования. Рассматривая какое-либо явление в ретроспективе, то есть с позиции того, как оно возникло, какие главные этапы прошло в своем существовании, можно объяснить, чем оно стало теперь, и определить тенденции его дальнейшего развития[2]. Но метод исторического анализа имеет не только практическое (в плане изучения действующего законодательства), но и теоретическое значение, ибо помогает в решении вопросов уголовного права. О необходимости использования исторического опыта высказывался, например, еще Николай I, который указывал: «….недостаток результатов (прежних работ) происходил, главнейшее, от того, что всегда обращались к сочинению новых законов, тогда как надо было сперва собрать вполне и привести в порядок те, что уже существуют».[3]
Кроме того, как отмечает профессор В.В. Мальцев, историко-правовой анализ либо укрепляет основания научной концепции, отражая ее соответствие национальному законодательству и общественным традициям, либо ослабляет эти основания, показывая ее инородность к тому и другому[4].
Таким образом, именно изучение исторических источников российского уголовного права должно лежать в основе формирования научных взглядов, создания научных теорий и концепций. Это придает им научную ценность и убедительность. Освещение исторического аспекта проблем уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность имеет особо важное значение, поскольку рассматриваемый состав преступления нельзя назвать традиционным для российского уголовного законодательства в том смысле, в каком этот термин («традиционность») применим к другим преступлениям, например, убийству, изнасилованию, краже, разбою и т.д. Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, находятся в настоящее время на стадии интенсивного развития. После вступления в юридическую силу УК 1996 г. научные исследования проблем уголовно-правовой охраны несовершеннолетних от преступных посягательств, связанных с вовлечением их в антиобщественную деятельность, активизировались. Это объясняется, в частности, наличием в ст. 151 УК существенных недостатков, снижающих эффективность борьбы с этим преступлением. Разработка предложений по их устранению и совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм невозможна без учета предшествующего опыта законодателя.
В действующем Уголовном кодексе вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий является самостоятельным составом преступления, по ряду признаков отличающимся от преступления, предусмотренного ст. 150 УК «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления». Между тем, развитие норм об уголовной ответственности за данные преступления происходило одновременно и характеризовалось общими тенденциями. В силу этого обстоятельства представляется целесообразным рассмотреть историю возникновения и развития указанных норм в одном параграфе, не отождествляя при этом сами деяния, описанные в ст.ст. 150,151 УК РФ.
Первые упоминания о действиях взрослого лица, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, встречаются в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Ст. 147 Уложения гласила: «когда доказано, что несовершеннолетний вовлечен в преступление другим совершеннолетним, то мера следующего ему наказания может, по усмотрению суда, быть уменьшена одной или двумя степенями, но, однако же без изменения рода определенного законом за то преступление наказания»[5].
Законодатель того времени не предлагал ни дефиницию этого понятия, ни его признаки. Он учитывал лишь факт вовлечения как результат противоправных действий взрослого лица по отношению к несовершеннолетнему, совершившему под его влиянием преступление. Тем не менее, историческое значение указанной уголовно-правовой нормы трудно переоценить. Она, по существу явилась своеобразной законодательной моделью, прообразом ныне действующей уголовно-правовой нормы. Этот вывод подтверждается результатами сравнительного анализа ст. 147 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и ст. 150 УК. Сегодня законодатель, хотя и косвенно, но в достаточной мере определил правовое основание рассматриваемого состава, а именно: деяние - «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», субъект - «совершеннолетний», потерпевший - «несовершеннолетний», а также назвал способы совершения преступления: обещание, обман, угрозы или иной способ. Такая преемственность российского уголовного законодательства, к сожалению, наблюдается не на всех этапах его развития.
Дальнейшее развитие исследуемых норм было связано с разработкой Проекта Уголовного Уложения 1903 года. Здесь законодатель дал возрастные разграничения потерпевшего: до 12 лет - ребенок, от 12 до 16 - малолетний; в качестве самостоятельной группы выделены лица в возрасте от 16 до 21 года.
В ст. 361 главы XVIII «Посягательства на союз семейный» Уложения 1903 года предусматривалась уголовная ответственность родителей и лиц, осуществляющих попечение и надзор за малолетним, в частности, за обращение или отдачу не достигшего 17 лет для нищенствования, бродяжничества или безнравственного занятия. Уголовной ответственности подлежали также виновные в принятии такого лица для обращения в перечисленные виды антиобщественных занятий.
Высокая смертность взрослого населения страны явилась одной из причин быстрого увеличения числа безнадзорных детей и подростков. Многие из них, попадая в поле зрения преступных элементов, привлекались к совершению преступлений, занятию проституцией, попрошайничеством, приобщались к ведению преступного образа жизни. В целом такая ситуация свидетельствовала о перспективах роста преступности несовершеннолетних в ближайшие годы.
В 1974 и 1987 гг. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР» в Уголовный кодекс был внесен ряд новелл, в том числе, криминализированы такие социальные явления, как вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, и склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств, дефиниции норм которых были сформулированы в самостоятельных статьях 2102 и 2242 УК РСФСР[6]. Их содержание, место в системе уголовного законодательства, субъективные и другие аспекты были детально исследованы подвергнуты справедливой в основном критике[7].
Поэтому мы, не останавливаясь на недостатках УК РСФСР 1960 г., более детально рассмотрим положения действующего уголовного законодательства.
1.2. Виды вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные деяния
Общественная опасность вовлечения малолетних и несовершеннолетних в антиобщественную деятельность заключается в нарушении процесса формирования их личности, их права на правильное нравственное и психофизическое развитие, нормальный образ жизни. Соответственно, и перечень антиобщественных действий должен охватывать только такие из них, занятие которыми потенциально способно оказать негативное влияние на формирование личности малолетнего и несовершеннолетнего, развить у него асоциальные и антисоциальные свойства. Таковыми и являются действия, названные в диспозиции ст. 151 УК, анализ содержания которой выделяет: «вовлечение», «систематичность», «потребление спиртных напитков и одурманивающих веществ», «бродяжничество», «попрошайничество».
Родовым понятием названных действий, то есть понятием, имеющим сквозное значение, является «вовлечение». «Вовлечь» означает склонить, убедить, понудить, заставить сделать что-либо. Слово же «вовлечение» предполагает процесс воздействия для достижения определенной цели, цели действования. По достижении этой цели процесс воздействия завершается, и имеет место его результат в виде, в нашем случае, фактической проституции, попрошайничества, бродяжничества, употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ. Однако «вовлечение» в смысле ст. 151 УК равнозначно глаголу «вовлечь» как законченному действию, достигнутому поставленной целью результату затраченных усилий.