Понятие, сущность и значение института судимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время, когда в общественных науках, в том числе и в юридической, получила признание идея приоритета общечеловеческих ценностей, исследование уголовно-правовых отношений приобретает особое значение. В данный момент можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между преступником и государством строятся на основе закона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ………..3
1.Понятие, сущность и значение института судимости……………………….5
2. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания……….. ………..9
2.1. Понятия и значение освобождения от уголовного наказания………………..9
2.2. Виды условного и безусловного освобождения от уголовного наказания…………………………………………………………………………....11
3. Амнистия и помилование. Их сходство и различия………………. ………16
3.1.Амнистия………………………………………………………………………..16
3.2.Помилование…………………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………...26
Библиографический список……………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Понятие, сущность и значение института судимости-1.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)
  1. Смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осужденных судом, освобождение от уголовного преследования, снятие судимости с лиц, отбывших наказание, осуществляемое актом верховной власти в отношении определенной категории лиц.
  2. Акт Государственной Думы Федерального собрания РФ, относящийся к лицам, совершившим преступления, и предполагающий: а) отказ в отношении этих лиц в возбуждении уголовного дела или прекращение возбужденного до принятия акта амнистии уголовного дела; б) полное или частичное освобождение лица от наказания; в) замену наказания более мягким; г) снятие судимости с ранее осужденных.

    Правовые  последствия акта амнистии: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; сокращение наказания; замена наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания; снятие судимости. Амнистия не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, а лишь смягчает учесть лиц, совершивших преступления.

    В российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

      По общему правилу, постановления  об амнистии принимаются в  связи с какими-либо торжественными  случаями или важными датами, как, например, постановление Государственной  Думы Федерального собрания РФ  от 6 июня 2003 г. «Об объявлении  амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики».

    Амнистия  освобождает полностью или частично от наказания, предписывает заменить назначенное  судом наказание другим; более  мягким либо прекратить начатое уголовное  преследование. А если такое преследование  еще не начато, акт амнистии исключает так же начало, иначе говоря, возбуждение уголовного дела. В качестве основания освобождения от уголовной ответственности (а не наказания) уголовно-правовое понятие амнистии охватывает две последние ситуации, когда уголовное дело судом еще не рассмотрено, вопрос о виновности и мере наказания еще не решен.

    Освобождение  от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех  лиц, которые совершили указанные  в акте об амнистии преступления до вступления постановления Государственной Думы в законную силу. К лицам, совершившим длящиеся преступления, амнистия применяется лишь в том случае, если весь комплекс действий, составляющих это преступление, был реализован до даты установленной актом амнистии (дата издания, дата вступления в законную силу). Поэтому действие лица, например, совершившего побег из-под стражи, не подпадает под амнистию, если оно не задержано или не явилось с повинной на момент, указанный в акте амнистии.

    Обычно  амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания. В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации злостными нарушителями режима следует считать лиц:

    а) осужденных, в  отношении  которых  принято соответствующее постановление  начальника исправительного учреждения;

    б) осужденных,   содержавшихся   в  колониях  -  поселениях  и  направленных в исправительные колонии  других  видов,  если  после  вынесения постановления судьи  о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они  находились под стражей менее  одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии.  Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

    в) осужденных  к  исправительным работам,  которым за злостное  уклонение  от отбывания  наказания  неотбытый  срок  исправительных работ  был  заменен судом наказанием в виде лишения свободы,  если они находились под стражей менее шести месяцев  на  день  принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам,  совершивших новое   преступление   до   постановки   на   учет  в  уголовно  -       исполнительных инспекциях;

    г) осужденных,  совершивших   умышленные   преступления   до вступления  приговора  в  законную  силу,  а   также   совершивших  умышленные  преступления  во время отбывания наказания,  в течение установленного судом испытательного срока или  в  период  отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

    д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение  или  отсрочка  отбывания наказания,  если после  вынесения постановления судьи  о  направлении  указанных   осужденных   в   исправительные   учреждения  они  находились  под  стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

    е) осужденных,  не  уплативших без  уважительных причин штраф в  установленные  законом или судом сроки10.

    Акт амнистии не вносит изменений в уголовный  закон, предусматривающий ответственность  за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение ни законности, ни обоснованность приговора  суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление,  в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны законодательной власти.

    Как уже отмечалось, акт амнистии сочетает в себе освобождение как от уголовной  ответственности, так и от наказания. Конкретное же содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. 

    Несмотря  на определенные особенности актов  амнистии, все же они содержат нормы  права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них  указаны, правила поведения, установленные  высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

    Безусловно, акт амнистии - специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, "разовый" акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея "прощения" уже совершенных преступлений.

    Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.

    Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических  особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения.

    Диапазон  принимаемых в амнистии мер, облегчающих  участь лиц, осужденных за совершение преступления или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности преступления, вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участие в боях при защите Родины, пола, возраста, состояний здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, наличия злостных нарушений правил отбывания наказания и т.п.). С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т.д.

    Амнистия  распространяется на всех лиц, подпадающих  под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.

    Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают  поведение осужденного в процессе исполнения наказания (за исключением злостных нарушений режима). Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.

    Сам по себе акт амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания, не смягчает наказание и не снимает судимости. Он является нормативным основанием реализации предписаний акта амнистии, распространяясь на индивидуально неопределенный круг лиц.

    Освобождение  от уголовной ответственности конкретных лиц на основании акта амнистии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определяется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор - постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела11.

    Амнистия  может быть реализована обвинительным  приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

    Подводя итоги, подчеркнем, что акт амнистии может установить:

    1) освобождение от уголовной ответственности  лиц, совершивших преступление;

    2) освобождение от наказания или  его отбывания лиц, осужденных  за преступление;

    3) сокращение срока наказания;

    4) замену наказания более мягким  наказанием;

    5) освобождение от дополнительного  наказания;

    6) снятие судимости.

    Обращает  на себя внимание то, что актами амнистии судимость снимается редко. 

    3.2 Помилование

    Так же как и амнистия, помилование  является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Определяется как вид освобождения от наказания, осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление (ст.85 УК). Уголовно-правовые последствия акта помилования: освобождение от дальнейшего отбывания наказания; сокращение наказания; замена наказания более мягким видом; снятие судимости. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК).

    В соответствии со ст. 85 УК РФ, акт помилования  применяется лишь к лицу, осужденному  за преступление. Акт помилования  может влечь для такого лица следующие  уголовно – правовые последствия:12

    а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

    б) назначенное ему наказание может  быть сокращено;

    в) назначенное ему наказание может  быть заменено более мягким;

    г) с лица, отбывшего наказание, может  быть снята судимость.

    Помилование, как правило, не ограничено ни категорией совершенного преступления, ни видом применяемого наказания.

    Нередко помилование применяется к лицам, совершившим особо тяжкие преступления и приговоренные к смертной казни. В соответствии со ст. 60 УК смертная казнь в порядке помилования  может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

    С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ "О комиссиях по вопросам помилования  на территориях субъектов Российской Федерации" и "Положения о порядке  рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации" применение этого института было упорядочено.

    Прежде  всего, вместо одной упомянутой Комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов Российской Федерации. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории соответствующего субъекта федерации, а также лиц, отбывавших наказание и имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по материалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации). В комиссию входит не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Например, в Курской области ее членами стали 15 человек, обладающих большим жизненным опытом, среди них: заместитель и помощник губернатора, заместитель начальника управления Министерства юстиции по области, директора театра и лицея, настоятель храма, председатель сельскохозяйственного кооператива, представители ветеранов войны и труда, два депутата областной Думы. Председателем избрали заместителя председателя областной Думы. Авторитетность такой комиссии несомненна. Состав ее утверждается главой субъекта федерации.

Информация о работе Понятие, сущность и значение института судимости