Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Тенденция увеличения количества людей, страдающих психическими заболеваниями, на сегодняшний день является проблемой не только Российской Федерации. Во всем мире происходит рост числа психически больных людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. В России показатели хуже, по сравнению со среднемировыми. Если в мире около 15 % психически больных нуждаются в психиатрической помощи, то в России число таких больных достигает 25 %. Эксперты отмечают, что по сравнению с 90-ми годами прошлого века количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус
Введение 3
Глава 1. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера 5
Глава 2. Порядок применения принудительных мер медицинского характера 13
2.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию 13
2.2. Помещение в психиатрический стационар 15
2.3. Выделение уголовного дела 23
2.4. Окончание предварительного следствия 24
2.5. Назначение судебного заседания 27
Глава 3. Контроль при обеспечении прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Кстати, в юридической литературе высказывалась мысль, что по делам о применении принудительных мер медицинского характера в УПК помимо обычных следовало бы предусмотреть и специфические меры пресечения, например содержание в учреждениях стационарного типа («полулечебных-
Вопрос о стационарах, в которых надлежит содержать лиц, госпитализированных по ст. 435 УПК, имеет самостоятельное практическое значение. В частности, потому, что работники следственных изоляторов неоднократно заявляли: медицинские службы СИЗО не приспособлены для содержания лиц с психическими расстройствами, в связи с чем их следует переводить в психиатрические учреждения органов здравоохранения. Появление ст. 435 УПК РФ может оказаться весьма удобным средством для перевода рассматриваемого контингента лиц в психиатрические стационары системы Минздрава, хотя правомерность этого крайне сомнительна.
Медицинское, включая психиатрическое, обслуживание лиц, содержащихся под стражей, возложено на медицинскую службу органов юстиции. И если условия для оказания психиатрической помощи в указанных учреждениях неудовлетворительны, то прежде всего необходимо ставить вопрос об улучшении этих условий, а не о поголовном переводе всех больных в психиатрические учреждения другого ведомства, где соответствующие условия тоже далеко не идеальны.[12]
Кроме того, в учреждениях системы ГУИН МЮ РФ содержится много психически больных (из числа лиц, в отношении которых ведется производство в порядке гл. 51 УПК), представляющих повышенную опасность и нуждающихся в принудительном лечении в психиатрических стационарах специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. п. «в», «г» ст. 99 УК). Поместить этих лиц в обычный психиатрический стационар органов здравоохранения нельзя, ибо там нет надлежащих условий для содержания такого рода больных.
По окончании судебно-психиатрической экспертизы, рекомендовавшей принудительное лечение в психиатрическом стационаре любого типа, лица, содержащиеся под стражей, возвращались в СИЗО, из которого они ранее доставлялись на экспертизу. По возвращении в СИЗО они переводились из обычной камеры в медчасть, где получали психиатрическую помощь. При этом установленные Законом о психиатрической помощи процедуры недобровольной психиатрической госпитализации, включая обращение в суд по месту нахождения медчасти СИЗО, нередко не соблюдались, хотя по смыслу упомянутого Закона их соблюдение в рассматриваемом случае обязательно.
Лица, не содержавшиеся под стражей, по окончании судебно-психиатрической экспертизы обычно подвергались процедуре недобровольной госпитализации и помещались в психиатрический стационар органов здравоохранения. Например, лицо переводилось из судебно-экспертного отделения в неэкспертное (лечебное) отделение той же психиатрической больницы с последующим оформлением недобровольной психиатрической госпитализации.
Этот порядок не был свободен от недостатков. И до принятия нового УПК РФ можно было надеяться, что он имеющиеся недостатки устранит. Однако ст. 435 УПК РФ не решила этой задачи.
Часть 2 ст. 435 УПК предусматривает помещение лица, не содержащегося под стражей, в специализированное психиатрическое учреждение судом по представлению следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора в том же порядке, что и помещение в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы (поскольку дается ссылка на ст. 203 УПК).
Данное основание для выделения уголовного дела в отдельное производство не указано в ч. 1 ст. 154 УПК РФ, а значит, является дополнительным.
Правила производства по уголовным делам по применению ПММХ во многом отличаются от общих правил производства по другим категориям уголовных дел. Например, по данным уголовным делам обязательно производство предварительного следствия, не может быть применен особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, производство в суде присяжных и др.
Поэтому если деяние совершено в соучастии, уголовно-процессуальным законом предусмотрена возможность выделения уголовных дел в отношении лиц, совершивших противоправное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления в отдельное производство.
Выделение в отдельное производство уголовного дела по применению ПММХ производится в общем порядке, установленном статьей 154 УПК РФ.
В случае совершения несколькими лицами общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о виновности одних лиц и о вынесении решения о применении ПММХ в отношении других, совершивших указанное деяние в состоянии невменяемости или заболевших после совершения преступления душевной болезнью.
Так же как и во всех остальных случаях, по выделенному в отдельное производство уголовному делу о применении ПММХ «органы предварительного следствия обязаны произвести все следственные действия, предусмотренные законом, независимо от материалов, имеющихся в другом уголовном деле»[13], иное означает, что предварительное следствие по уголовному делу фактически не проводилось и суд не вправе принять дело к своему производству.
По окончании предварительного следствия следователь вправе принять одно из двух решений: о прекращении уголовного дела либо о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ.
Уголовное дело может быть прекращено по основаниям, указанным в статьях 24 и 27 УПК РФ. Примирение сторон (ст. 25 УПК РФ) и деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ) не могут служить основаниями для прекращения уголовных дел о применении ПММХ.
В том случае, если в ходе доказывания по уголовному делу будет установлено, что лицо совершило запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а по своему психическому состоянию не представляет опасности для себя (других лиц) и не способно причинить иной существенный вред, уголовное дело также подлежит прекращению, поскольку отсутствует как состав преступления (субъект, субъективная сторона), так и основание для применения ПММХ.
Дальнейшее лечение лица, в отношении которого уголовное дело о применении ПММХ прекращено производством, может осуществляться только в общем порядке, регламентированном Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Постановление о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, составляется по правилам, установленным статьей 213 УПК России.
В описательной части постановления должны быть изложены:
1) обстоятельства, указанные в статье 434 УПК и установленные по данному уголовному делу: время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом; характер и размер вреда, причиненного деянием, и др.;
2) основание прекращения уголовного дела;
3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для прекращения уголовного дела (уголовного преследования), если они были высказаны.
В резолютивной части постановления наряду с собственно решением о прекращении производства по уголовному делу должны быть оговорены вопросы об отмене избранной меры пресечения, иных мер процессуального принуждения, а также разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
Копии постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) вручаются (направляются) законному представителю, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и прокурору.
При этом законному представителю, защитнику и потерпевшему разъясняется их право на ознакомление с материалами уголовного дела, на заявление ходатайств о дополнении предварительного следствия в порядке, установленном статьями 216 и 219 УПК России. Гражданский истец и гражданский ответчик знакомятся с материалами уголовного дела в порядке, установленном статьей 216 УПК России. Прекращение уголовного дела о применении ПММХ не лишает потерпевшего, гражданского истца права на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
Если по итогам производства предварительного следствия следователь придет к выводу, что лицо представляет опасность для себя (других лиц), может причинить иной существенный вред, то он выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ.
В описательной части постановления излагаются:
1) обстоятельства, указанные в статье 434 УПК РФ и установленные по данному уголовному делу;
2) основание для применения ПММХ;
3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения ПММХ, если они были высказаны.
Уголовное дело с постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ направляется прокурору, который вправе принять по нему одно из следующих решений:
- об утверждении постановления и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования;
- о прекращении уголовного дела.
Копии постановления о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ вручаются законному представителю и защитнику, что удостоверяется их подписями на данном документе. О направлении уголовного дела в суд также уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик (их представители).[14]
Статья 440 УПК РФ не устанавливает конкретную инстанцию (уровень) суда, которому подсудно уголовное дело о применении ПММХ. Следовательно, вопрос о подсудности уголовных дел на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, или лиц, у которых наступило психическое расстройство после совершения преступления, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, решается по общим правилам определения подсудности в зависимости от юридической оценки содеянного. В то же время вопрос о применении ПММХ не может быть предметом судебного разбирательства в суде присяжных.
Назначение судебного заседания по данным категориям уголовных дел производится в порядке, установленном главой 33 УПК.
По поступившему уголовному делу о применении ПММХ судья в течение 14 суток должен принять одно из следующих решений (ч. 1 ст. 227 УПК):
- о направлении уголовного дела по подсудности;
- о назначении предварительного слушания;
- о назначении судебного заседания.
По поступившему в суд уголовному делу о применении ПММХ судья должен выяснить вопросы:
1) подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли копии постановления о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ;
3) подлежит ли отмене (изменению) судебное решение о помещении лица в психиатрический стационар;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного противоправным деянием;
6) имеются ли основания для проведения предварительного слушания.
Основаниями проведения предварительного слушания по уголовному делу о применении ПММХ могут являться:
1) наличие ходатайства стороны об исключении доказательства;
2) наличие оснований для возвращения уголовного дела прокурору (постановление о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ составлено с нарушением требований УПК; копии данного постановления не были вручены защитнику и законному представителю; есть необходимость составления обвинительного заключения (обвинительного акта) по уголовному делу; имеются основания для соединения уголовных дел; законному представителю не были в установленном порядке разъяснены его права при ознакомлении с материалами уголовного дела);
3) при наличии основания для прекращения уголовного дела.
О назначении судебного заседания без предварительного слушания судья выносит постановление, в котором должны быть разрешены вопросы, предусмотренные статьей 231 УПК (о месте, дате и времени судебного заседания, о рассмотрении уголовного дела судьей единолично, о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами, и др.). Данное постановление может быть обжаловано (полностью или частично) в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.
Рассмотрение уголовного дела о применении ПММХ может быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, но не ранее 7 суток со дня вручения законному представителю (защитнику) копии постановления о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ.
Актуальность защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, обусловлена отсутствием у них уголовно-процессуальной дееспособности. Наиболее острые проблемы обеспечения прав указанных участников уголовного процесса связаны с обеспечением их обязательного представительства в ходе производства по рассматриваемой категории дел. Дискуссионные вопросы о процессуальном положении указанного вида представителей обусловлены отсутствием четких выводов уголовно-процессуальной науки о статусе самих участников уголовного процесса, производство в отношении которых ведется в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 51 УПК.
Информация о работе Порядок применения принудительных мер медицинского характера