Порядок применения принудительных мер медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Тенденция увеличения количества людей, страдающих психическими заболеваниями, на сегодняшний день является проблемой не только Российской Федерации. Во всем мире происходит рост числа психически больных людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. В России показатели хуже, по сравнению со среднемировыми. Если в мире около 15 % психически больных нуждаются в психиатрической помощи, то в России число таких больных достигает 25 %. Эксперты отмечают, что по сравнению с 90-ми годами прошлого века количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера 5
Глава 2. Порядок применения принудительных мер медицинского характера 13
2.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию 13
2.2. Помещение в психиатрический стационар 15
2.3. Выделение уголовного дела 23
2.4. Окончание предварительного следствия 24
2.5. Назначение судебного заседания 27
Глава 3. Контроль при обеспечении прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера 29
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

Порядок применения принудительных мер медицинского характера_испр2.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

В ч. 1 и 2 ст. 433 УПК закреплено понятие лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, однако регламентация представительства данного участника уголовного процесса далека от совершенства. Статус лица, в отношении которого ведется такое производство, не идентичен положению подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Из этого следует, что и представительство прав и законных интересов указанных лиц имеет ряд особенностей, совокупность которых позволяет говорить о наличии в рамках уголовно-процессуального института представительства (субинститута) обязательного представительства лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера. Как следует из названия указанного субинститута, представительство прав и законных интересов этих лиц может осуществляться лишь в обязательной форме[15].

На современном этапе невозможно согласиться с высказанным в науке мнением о том, что уголовно-процессуальное положение обязательного представителя рассматриваемого лица должно соответствовать уголовно-процессуальному статусу несовершеннолетнего обвиняемого[16]. В этой связи представляется более взвешенной позиция, согласно которой «законный представитель лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, должен быть наделен правами, полностью не совпадающими с правами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого. Это связано... с тем, что он представляет интересы лица, страдающего психической болезнью, которое отличается от интересов несовершеннолетнего»[17].

Обязательный представитель лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, может осуществлять свои полномочия как лично, так и наряду с представляемым лицом. Как верно отмечено в юридической литературе, «это зависит от того, способен ли представляемый в силу психической болезни самостоятельно воспользоваться субъективными правами. В случаях, когда подследственный по причине болезни не участвует в производстве, о котором идет речь, то его защитник... должен согласовывать свои процессуальные действия с законным представителем первого»[18].

Вместе с тем анализ УПК РФ выявляет ряд пробелов в законодательной регламентации обязательного участия представителей лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Как и в случаях с другими не обладающими уголовно-процессуальной дееспособностью участниками уголовного процесса, рассматриваемый вид представителей привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя или суда. Однако если в случае с остальными участниками уголовного процесса закон так или иначе регламентирует вопрос о том, кто может привлекаться к обязательному представительству их прав и законных интересов, то в данном случае УПК не регламентирует, кто может быть обязательным представителем лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Использование аналогии для решения данной проблемы приводит к необходимости обратиться к нормам названного выше п. 12 ст. 5 УПК. Однако буквальное толкование ч. 1 ст. 437 УПК свидетельствует о неправомерности данного подхода в силу того, что нормы данных статей не согласованы друг с другом.

Данный вывод подтверждается тем, что, согласно ч. 1 ст. 437 УПК, при отсутствии близкого родственника законным представителем лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, может быть признан орган опеки и попечительства. Исходя из определения понятия «близкие родственники», данного в п. 4 ст. 5 УПК, можно прийти к выводу, что в качестве обязательных представителей лица, в отношении которого ведется рассматриваемое производство, могут выступать его супруг, супруга, родители, дети, усыновители, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки, а при отсутствии таковых - орган опеки и попечительства. Круг лиц, которые могут быть признаны обязательным представителем данного участника уголовного процесса, гораздо шире, чем у несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Однако обязательными представителями несовершеннолетнего потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут также быть и опекуны, попечители, а также представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний потерпевший, подозреваемый, обвиняемый. Указанные лица, согласно буквальному толкованию УПК, не могут быть признаны обязательными представителями лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Таким образом, в одном случае мы сталкиваемся с дополнительными гарантиями по обеспечению обязательного представительства названного участника уголовного процесса, в другом - с ничем не обоснованным ограничением данной гарантии. Отсутствие в законе указания на то, что в качестве обязательных представителей лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, допускаются их опекуны, попечители, а также представители учреждении или организаций, на попечении которых они находятся, существенным образом ограничивает данных лиц в праве полноценного представительства их прав и законных интересов в процессе производства по уголовным делам.

Вряд ли можно сказать иное, если представить следующую ситуацию. В ходе предварительного расследования производство по уголовному делу осуществлялось в порядке производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. При этом несовершеннолетний приобрел статус обвиняемого, а его обязательное представительство осуществлял опекун. Если предположить, что сведения о необходимости производства о применении принудительных мер медицинского характера в отношении данного несовершеннолетнего лица получены после предъявления обвинения, то алгоритм действий следователя должен включать в себя прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 439 УПК и анализа норм ст. ст. 24 и 27 УПК. Соответственно, возникает вопрос, кто должен осуществлять полномочия обязательного представителя данного участника уголовного процесса после того, как он утрачивает статус несовершеннолетнего обвиняемого, если опекун не назван в числе лиц, которые могут быть допущены к участию в уголовном деле в качестве обязательного представителя лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Выход из сложившейся ситуации видится во внесении изменений и дополнений в ст. 5 УПК, которую целесообразно дополнить п. 12.1 в следующей редакции «12.1. Обязательные представители лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, - близкие родственники, опекуны, попечители, представители учреждении или организаций, на попечении которых они находятся, органы опеки и попечительства».

Отсутствие предлагаемой законодательной формулировки в действующем УПК представляется тем более странным и в связи с тем, что еще в 1984 г. Верховный Суд СССР разъяснил, что опекуны, попечители, а также представители учреждений и организаций, на попечении которых лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, могут быть признаны его обязательными представителями[19].

Кроме перечисленных проблем, нуждается также в корректировке и норма, согласно которой при отсутствии близкого родственника лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, в качестве его обязательного представителя может быть признан орган опеки и попечительства (ч. 1 ст. 437 УПК). Представляется, что словосочетание «может быть признан» является некорректным для употребления в законе, так как подразумевает под собой наличие условий, когда органу опеки и попечительства могут быть делегированы такие полномочия, а когда нет. В свою очередь, УПК не дает ответа на вопрос о том, в каком случае орган опеки и попечительства не может быть признан в качестве обязательного представителя названного участника уголовного процесса при отсутствии близких родственников названного субъекта уголовного процесса. В связи с этим словосочетание «может быть» следует заменить словосочетанием «должен быть признан».

Представляется также целесообразным внести изменения в ч. 1 ст. 437 УПК, изложив ее в следующей редакции: «Обязательный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, допускается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя или суда. При отсутствии у лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительной меры медицинского характера, близких родственников, опекунов, попечителей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящей статьей, в качестве обязательных представителей привлекаются представители учреждений или организаций, на попечении которых находятся данные лица, или органы опеки и попечительства».

Далее следует отметить, что требует своего разрешения вопрос о моменте допуска представителей в рассматриваемое производство.

Анализ юридической литературы по данной проблеме показывает, что некоторые авторы предлагают данным моментом считать «вынесение постановления о допуске к участию в уголовном деле законного представителя душевнобольного». Однако существующий на сегодняшний день порядок привлечения обязательного представителя лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, на основании постановления следователя или суда (ч. 1 ст. 437 УПК) не то чтобы не определяет момент начала производства о применении указанных мер, но и не регулирует вопрос о том, с какого же момента лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, следует предоставить обязательного представителя. Другие авторы указанный момент связывают с назначением комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Как справедливо отмечает В.А. Панкратов, при назначении следователем указанной экспертизы к участию в уголовном деле должен быть привлечен обязательный представитель лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера[20].

Указанную точку зрения уточняет В.В. Мелешко, который указывает, что при вынесении постановления о назначении экспертизы следователь не располагает данными о выводах данной экспертизы «и по заключению судебно-психиатрической экспертизы не исключено, что лицо может быть признано вменяемым и не нуждающимся в применении принудительных мер медицинского характера»[21]. Аналогичной позиции придерживается и А.Г. Яцкевич, который считает, что началом производства по применению принудительных мер медицинского характера является именно момент установления факта психического заболевания[22].

Однако точки зрения В.В. Мелешко и А.Г. Яцкевича представляются нам довольно спорными в свете общепризнанных прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых документах. Следуя логике указанных авторов, лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении психолого-психиатрической экспертизы, до момента дачи заключения экспертами лишается возможности отстаивать свои права и законные интересы посредством уголовно-процессуального представительства, несмотря на то, что фактическое его положение в уголовном процессе подразумевает данное право.

В свою очередь, нормы п. 1 ч. 2 ст. 437, п. 4 ч. 2 ст. 437, п. 6 ч. 2 ст. 437 и ч. 3 ст. 439 УПК позволяют судить о моменте, с которого обязательный представитель лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, должен допускаться к участию в уголовном деле.

В следственной практике нередки случаи, когда уголовно-процессуальным статусом лица, в отношении которого ведется производство, наделяется либо подозреваемый, либо обвиняемый, с которым следователю надлежит произвести еще ряд следственных действий. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Вместе с тем свой уголовно-процессуальный статус подозреваемого, обвиняемого это лицо в данной ситуации теряет. Данное обстоятельство должно иметь под собой процессуальную регламентацию. Очевидно, что в данном случае статус подозреваемого, обвиняемого должен утрачиваться в связи с прекращением уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого. Однако институт прекращения уголовного преследования при производстве по применению принудительных мер медицинского характера не может в каждом конкретном случае служить основанием для решения вышеназванных проблем. Так, например, если производство по уголовному делу ведется на общих основаниях в отношении двух и более лиц, а при этом установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости применения принудительных мер медицинского характера в отношении одного из уже имеющихся подозреваемых, обвиняемых, то действия следователя должны включать в себя вынесение постановления о прекращении уголовного преследования (в случае если лицо совершило запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости), а затем решение вопроса о выделении уголовного дела в порядке ст. 436 УПК. При этом производство по выделенному уголовному делу будет вестись по правилам, предусмотренным гл. 51 УПК.

Вместе с тем если предположить, что началу производства по применению принудительных мер медицинского характера должно предшествовать прекращение уголовного преследования в отношении всех или единственного подозреваемого, обвиняемого, нуждающегося в применении указанных мер, то ситуация выглядит довольно абсурдно в связи с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 24 УПК прекращение уголовного преследования в отношении всех подозреваемых, обвиняемых влечет за собой прекращение производства по всему уголовному делу.

Возникает вопрос: как должен поступить следователь, установив наличие сведений, свидетельствующих о необходимости производства о применении принудительных мер медицинского характера и при необходимости производства предварительного следствия для доказывания обстоятельств, указанных в ст. 434 УПК? Ответ на данный вопрос представляется нам весьма значимым, потому что именно с момента утраты процессуального статуса подозреваемого, обвиняемого в перечисленных случаях в отношении указанных лиц, по нашему мнению, к участию в уголовном деле должны быть привлечены обязательные представители лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.

Выход из создавшейся ситуации видится в дополнении ст. 433 УПК частью 3 следующего содержания: «3. При установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости производства по применению принудительных мер медицинского характера, дознаватель передает уголовное дело прокурору для решения вопроса о производстве предварительного следствия. Следователь, получив уголовное дело для производства по применению принудительных мер медицинского характера или установив его необходимость по делу, находящемуся в его производстве, выносит постановление о начале производства по применению принудительных мер медицинского характера и прекращению производства по уголовному делу в общем порядке».

Информация о работе Порядок применения принудительных мер медицинского характера