Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Цель работы – как можно шире раскрыть понятие такого самостоятельного правового института как система правоохранительных органов.
Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач:
Раскрыть и охарактеризовать понятие правоохранительных органов;
Определить место правоохранительных органов в механизме государства;
Исследовать и проанализировать основные направления деятельности правоохранительных органов.
введение
1.понятие системы правоохранительных органов
2.место правоохранительных органов в механизме российского государства
3.общая характеристика деятельности правоохранительных органов
Заключение
Список литературы
3
План
введение…………………………………………………………
1.понятие системы правоохранительных органов……..5
2.место правоохранительных органов в механизме российского государства………………………………………….17
3.общая характеристика деятельности правоохранительных органов……………………………………27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
приложения
3
введение
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Приступая к исследованию заданной темы, мы ставили перед собой цель – как можно шире раскрыть понятие такого самостоятельного правового института как система правоохранительных органов.
Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач:
Раскрыть и охарактеризовать понятие правоохранительных органов;
Определить место правоохранительных органов в механизме государства;
Исследовать и проанализировать основные направления деятельности правоохранительных органов.
Данная работа может быть рекомендована студентам и преподавателям юридических вузов, юристам, специализирующимся в данном правовом институте, а также всем желающим, кому интересна данная проблема.
3
1.понятие системы правоохранительных органов
Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.
О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по существу, в ст. 7, 37-48, 52, 71, 72, 114 Конституции. Самостоятельная защита прав и свобод дает гражданину широкую возможность использовать в этих целях свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36,47-54 Конституции.
В Конституции Российской Федерации реализованы основные международные декларации, пакты и стандарты ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических, социальных и культурных правах 1966 г., Венская декларация и программа действий ООН, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.[1]
В развитие положений Конституции Российской Федерации о правах человека и гражданина Россия подписала и ратифицировала Конвенцию
Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 1995 г. |' 763 утверждено Положение о предоставлении политического убежища в ; Российской Федерации. Принят ряд федеральных законов, защищающих права человека и гражданина в России, например, Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2) - в 1994, 1995 гг., Арбитражный процессуальный кодекс РФ -в 1995г., Семейный кодекс РФ- в 1995г., Уголовный кодекс РФ- в 11996 г., Уголовно-исполнительный кодекс РФ- в 1996 г., Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - в ; 1996 г.[2], Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном f Суде Российской Федерации» - в 1998 г.[3]
В связи со вступлением в Совет Европы в России осуществляются значительные меры по учету в отечественном законодательстве положений ряда европейских международно-правовых актов. Так, 7 ноября 1996 г. Россия подписала Европейскую конвенцию «О взаимопомощи по уголовным делам», заключенную европейскими странами 20 апреля 1959 г. Это расширит возможности правоохранительных органов по защите прав и свобод граждан России. Следует иметь в виду, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской | Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан • Другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относят: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.
В принципе такой подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены акценты. Считалось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. Ослабление тоталитарного режима сопровождалось ростом преступности и иных правонарушений, что заставило по-другому взглянуть на роль правоохранительных органов в противодействии этим явлениям. Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.
В законодательстве и указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». В п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1995 г.[4], речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы, утвержденной Президентом РФ, говорится о «правоохранительной системе», о «взаимодействии правоохранительных органов», о «соглашениях правоохранительных органов стран СНГ»2. Это понятие применяется и в
других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять во - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества, во применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, либо когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановит» нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод- сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на
основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы.
нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную, уголовную ответственность
3
правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную, деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.
Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения
правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению это
го права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
Известно, что многие государства, например США, Англия, франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнит тельной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью[5] Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции[6], которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений; исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов ан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций: