Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель работы – как можно шире раскрыть понятие такого самостоятельного правового института как система правоохранительных органов.
Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач:
Раскрыть и охарактеризовать понятие правоохранительных органов;
Определить место правоохранительных органов в механизме государства;
Исследовать и проанализировать основные направления деятельности правоохранительных органов.

Содержание

введение
1.понятие системы правоохранительных органов
2.место правоохранительных органов в механизме российского государства
3.общая характеристика деятельности правоохранительных органов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Система правоохранительных органов РФ.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

- развития финансовой и материально-технической базы для деятельно­сти правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

 

             



3

 

Заключение

 

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах право­вой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, ад­министративно-правовой, процессуальной, уголовно-исполнительной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, вос­принятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законо­послушного поведения.

              Современное право России переживает нелегкие времена. Идет громадная работа по обновлению законодательства, создается нормативно-правовая база рынка, определяются наиболее оптимальные варианты регулирования национально-государственных отношений, возникают новые государственные структуры, работающие на иных, чем ранее, началах. Есть опасность, что решение этих глобальных задач отодвинет на задворки права главного его субъекта – человека. Чтобы этого не произошло, каждый из принимаемых законодательных актов должен соответствовать основным естественным правам человека. Развивая общечеловеческие начала и обретая тем самым широкую социальную базу, российское право обретет подлинную ценность и займет подобающее место в нашем обществе.



3

 

Список литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации / принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. М. Бек, 1999

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция). // РГ от 31 декабря 2001 г.

3.      Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // РГ от 14 июня 1996 г.

4.      Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I // СЗ РФ от 02.93

5.      Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // РГ от 28 мая 2003 г.

6.      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" / с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.// РГ от 02 января 1997 г

7.      Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

8.      Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня, 29 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // РГ от 21 апреля 1995 г

9.      ВВС РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596

10. ВВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357

11. ВВС РФ. 1993. № 24.

12. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. - М., Проспект, 1995.

13. Ершов В. в. Статус суда в правовом государстве. - М., Мысль,1992.

14. Кудрявцев В. Н. Уголовная юстиция как система. Право и кибернетика. - М., 1973.

15. Правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. Божьева В.П. М., Спарк, 1999 

16. Российская газета. 1997. 20 августа

17. Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. -М., Знание1996..

18. Смоленский М.Б., Фисенко Л.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

 



[1] Действующее международное право. - М., 1997. Т. 2. С. 5, 11,21,94, 151.

 

[2] СЗРФ. 1994. №32. Ст. 3301; 1995. №31. Ст. 3095; № 19. Ст. 1709; 1996. №  Ст. 16; №25. jj| Ст. 2954; 1997. № 1. Ст. 1

[3] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

 

[4] СЗРФ. 1996. №17. Ст. 2 СЗ РФ. 1996.

[5]Подробнее см.: Ершов В. в. Статус суда в правовом государстве. - М., 1992. С. 35-76.

 

[6] Кудрявцев В. Н. Уголовная юстиция как система. Право и кибернетика. - М., 1973.

[7]Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. -М., 1996. С. 3-7.

[8] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. - М., 1995. С. 8.

 

[9] Российская газета. 1997. 20 августа

[10] СЗ РФ. № 1.Ст. 1

[11]См. об этом: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. - М, 1992. С. 63-67.

 

[12] СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 878

[13] ВВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357

[14] ВВС РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596

[15] ВВС РФ. 1993. № 24.


Информация о работе Правоохранительные органы РФ