Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
1.1 Система органов прокуратуры России 6
1.2 Правовое положение прокуратуры России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
2.1 Правовой статус прокурорских работников 16
2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 70.03 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
    1.1 Система органов прокуратуры  России 6
    1.2 Правовое положение прокуратуры  России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
    2.1 Правовой статус прокурорских  работников 16
    2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
    3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
 

 

     Введение 

     Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

     Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства.

     Осуществляя государственный надзор за исполнением  законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в  Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и  привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

     Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.

     Объектом  исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.

     Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.

     Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации1, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации»2, Федеральный закон «О статусе военнослужащих»3, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»4, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации5, Постановление Правительства РФ «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации»6.

 

     

     Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 

     Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

     С момента возникновения прокуратуры  и до наших дней в России складывались и ныне законодательно закреплены следующие  направления прокурорской надзорной  деятельности: а) надзор за исполнением  законов и законностью правовых актов; б) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие; в) надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу; г) участие в рассмотрении дел судами (с осуществлением уголовного преследования, а также реализацией  полномочий как стороны в процессе). В Федеральном законе "О прокуратуре  Российской Федерации" (в ред. 1995 г.) закреплена еще одна отрасль - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которая поглощается  предметом надзора и полномочиями прокурора в приведенных выше отраслях надзора, где права и  свободы защищаются равным образом7.

     Прокуратура наделена соответствующими надзорными и другими полномочиями, управомочена государством на осуществление его задач и функций, действует в установленном законом порядке, то, как следствие, она является государственно-властным органом8.

      Важным  свойством прокурорской системы  является ее централизация, когда в  соответствии с Конституцией РФ органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации9. 

     1.1 Система органов  прокуратуры России

     Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  республик, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов  и районов, военные, транспортные и  иные специализированные прокуратуры.

     В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ10.

     Входящие  в систему прокурорских органов  военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой  является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры  РФ на правах структурного подразделения.

     Прокуратуры по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовные наказания  в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться  на территориях разных субъектов  Российской Федерации11.

     Главное следственное управление и Главная  военная прокуратура возглавляются  заместителями Генерального прокурора  РФ. Начальники управлений и отделов на правах управления являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ12.

     В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним  прокуратурах предусмотрены следующие должности: прокурор, первый заместитель прокурора, заместитель прокурора, старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора), помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям), старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах).

     В прокуратурах городов, районов и  приравненных к ним прокуратурах: прокурор, первый заместитель прокурора, заместитель прокурора, начальник отдела, старший помощник прокурора, помощник прокурора.

     Должность «начальник отдела» отсутствует  в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники  прокурора условно объединены в  так называемые «группы», «линии»  надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник  отдела в районной прокуратуре и  приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора13.

     В главных управлениях, управлениях  и отделах имеются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и их помощников.

     Генеральный прокурор РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ.

     Если  предложенная Президентом РФ кандидатура  на должность Генерального прокурора  не получит требуемого количества голосов  членов Совета Федерации, то Президент  представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

     Генеральный прокурор РФ на основании ФЗ «О прокуратуре  РФ», Постановления Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ.

     Генеральный прокурор назначает на должность  и освобождает от должности начальников  главных управлений, управлений, отделов  и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора  РФ и его заместителей, старших  прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

     В Генеральной прокуратуре имеется  коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.

     Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят  деятельностью прокуратур городов  и районов, иных приравненных к ним  прокуратур на основе законов, действующих  на территории Российской Федерации, и  нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут  вносить изменения в штатные  расписания своих аппаратов и  подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ14.

     Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие  прокуроры. Они назначаются на должность  сроком на пять лет, и освобождаются  от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об их освобождении от должности публикуются в печати. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью  районных и приравненных к ним  прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной  численности своих аппаратов  и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

     В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре  прокуратура РФ - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура  РФ выполняет и иные функции, установленные  федеральными законами. В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура РФ осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителя ми коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Информация о работе Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России