Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
1.1 Система органов прокуратуры России 6
1.2 Правовое положение прокуратуры России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
2.1 Правовой статус прокурорских работников 16
2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 70.03 Кб (Скачать документ)

     В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию; в связи с выходом в отставку; в связи с переходом на другую работу; в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья; по результатам аттестации; в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда; а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде22.

     Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и  совершение проступков могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (как то замечание, выговор, строгий  выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) (ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ»). 

     2.2 Полномочия прокурора

     Организация и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

     На  основании Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» прокурор обязан (ст. 1):

  • осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной, представительной (законодательной) власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, руководителями организаций, надзор за соблюдением этими организациями прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • осуществлять уголовное преследование;
  • координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

     Полномочия  прокурора при осуществлении  надзора соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

  1. рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  2. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  3. принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  4. при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
  5. иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  6. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  7. выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  8. проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  9. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

     Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно  отстаивать права и свободы человека и гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами.

     Полномочия  прокурора при осуществлении  надзора за исполнением законов:

     1. Прокурор при осуществлении возложенных  на него функций вправе:

     · по предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных  в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей  в органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения закона;

     · требовать от руководителей и  других должностных лиц указанных  органов представления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим  в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

     2. Прокурор или его заместитель  по основаниям, установленным законом,  возбуждает производство об административном  правонарушении, требует привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной  установленной законом ответственности,  предостерегает о недопустимости  нарушения закона.

     Прокурор  или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

     · освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов;

     · опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд  или арбитражный суд с требованием  о признании таких актов недействительными;

     · вносит представление об устранении нарушений закона.

     4. Должностные лица органов, указанных  в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального  закона, обязаны приступить к  выполнению требований прокурора  или его заместителя о проведении  проверок и ревизий незамедлительно.

     В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение  о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный  срок. Закреплено также, что неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также  уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом  ответственность, как правило, административную.

       Многие права прокуроров являются  вместе с тем и их обязанностями.  Например, из права прокурора  истребовать для проверки соответствия  законам правовых актов органов  представительной и исполнительной  власти вытекает его обязанность  систематически проводить проверки  законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

       Активное, обоснованное применение  прокурорами предоставленных им  полномочий позволяет своевременно  выявлять и устранять нарушения  законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов  и тем самым способствует укреплению  законности и правопорядка в  регионах и в целом в стране.

 

     Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 

     Органы  прокуратуры оказались в эпицентре  конституционных перемен и сопровождающих их общественно-политических процессов. В самые драматические периоды  новейшей истории, благодаря профессиональной работе и гражданской ответственности  прокурорских работников, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, удалось избежать утраты территориальной  целостности и государственного суверенитета, кровопролития, гражданской  войны, массовых актов гражданского неповиновения и социальных протестов23.

     Основная проблема прокуратуры заключается в том, что она обречена на теснейшую связь с развитием политических процессов, на сотрудничество с органами политической, государственной власти. Поэтому продолжающееся формирование ветвей власти в России в настоящее время заставляет каждую из них стремиться установить контроль над органами прокуратуры. А если такой контроль не получается, то устранить ее из системы государственной власти вообще, расчленив и видоизменив ее функции, передать их любому другому подконтрольному учреждению, например, ведомству Уполномоченного по правам человека либо Министерству юстиции и т. д.

     Желание любой из ветвей власти «оседлать» прокуратуру кроется в ее функциональном предназначении выполнять роль важнейшего элемента в механизме реализации власти. Например, законодательная и исполнительная ветви власти объективно заинтересованы в надзорных функциях прокуратуры, которые позволяют соблюдать и исполнять требования законов. Судебная власть не может реализовать себя без обвинительной функции прокуратуры в уголовном процессе, да и в гражданском процессе невозможно осуществлять правосудие без прокурора, призванного защищать государственные интересы, права неопределенного круга лиц (так называемый безгласный интерес), лиц, которые в силу материальных условий, физических недостатков, возраста и других причин самостоятельно не могут обратиться за защитой своих прав. Попытки хотя бы частично эту работу переложить на адвокатуру породили проблему оплаты таких услуг и в определенной мере явились препятствием к принятию закона об адвокатуре.

     Объективное стремление каждой власти усилить свой потенциал влечет усиление механизма  реализации этой власти за счет увеличения количества ее органов, расширения круга  их задач, функций и полномочий.

     Именно  поэтому правовой статус прокуратуры, как и других органов, входящих в  механизм реализации власти, на протяжении развития общества изменялся; прокуратура  приобретала различные черты, отражающие усиление или ослабление той или иной ветви власти. Функции и полномочия прокуратуры менялись.

     На  протяжении столетий честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создано уникальное общественное явление - прокуратура России, которая  оберегает законность и является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка на просторах  России. С петровских времен и до нашего времени работники органов прокуратуры были и остаются верными служителями Закона, обеспечивают конституционную законность и территориальную целостность нашего государства. В общественном мнении прокурорские работники олицетворяют высокий профессионализм, надёжность, силу духа, верность славным традициям.

     В соответствии с действующим Законом  о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

     Параллельно с усилением роли суда прокуратура  законодательно отказалась от эпитета  «высший» по отношению к функции  прокурорского надзора. Действующие приказы Генерального прокурора РФ теперь ориентируют прокуроров на такие основания к их вмешательству, как предположения о преступном характере нарушения, невозможности прибегнуть к обычным способам обжалования, особая общественная значимость вопроса, защита Конституции РФ, обеспечение верховенства федерального законодательства и международного права. Из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изъято право прокурора на вынесение предписания должностным лицам, устранена приостанавливающая сила протеста.

     На  повестке дня стоит вопрос о пределах участия прокурора в гражданском  и арбитражном судопроизводстве. Следует заметить, что вопросы  реформирования органов прокуратуры  решаются не только законодательно, но и организационно; прокуратура реально  приспосабливается к новым видам  деятельности и полномочиям.

     Между тем за последние годы законодательно расширены направления деятельности органов прокуратуры. В компетенцию  включены: надзор за соблюдением Конституции  РФ, надзор за исполнением законов  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, надзор за исполнением  законов судебными приставами. Убран  из закона пятилетний срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации  и прокуроров городов и районов. Вновь появилось предостережение  о недопустимости нарушения закона прокурорами. Прокуратуре возвращена по существу в полном объеме функция  координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью  и т. д. Наличие такого рода противоречий представляется не чем иным, как  отражением борьбы в системе власти за усиление механизма ее реализации.

Информация о работе Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России