Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.
Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
1.1 Система органов прокуратуры России 6
1.2 Правовое положение прокуратуры России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
2.1 Правовой статус прокурорских работников 16
2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Таким
образом, будучи правозащитным органом
государства и действуя от его
имени, прокуратура призвана осуществлять
надзор за соблюдением Конституции
и исполнением законов в целях
обеспечения их верховенства, единства
и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства. Именно поэтому
прокурорский надзор распространяется
на все сферы жизни, урегулированные
законом.
1.2. Правовое положение прокуратуры России
Слово «статус» (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение гражданина или юридического лица. В юридической литературе чаще всего употребляется понятие «правовой статус», которое и используется в качестве характеристики правового положения, состояния того или иного субъекта права. Основу правового статуса органа (учреждения, организации и т. п.) составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов.
Общий
правовой статус прокуратуры России
как государственного органа, учреждаемого
Конституцией Российской Федерации, определяется
конституционно-правовыми
Функции прокуратуры, как и любого иного органа, имеют правовое обеспечение, затрагивающее сущность, содержание, организационную структуру, полномочия системы прокуратуры. Любая функция как вид деятельности прокуратуры предопределена общесоциальным назначением прокуратуры, выраженным в ее целях и задачах. Прослеживается и обратная связь. Изменение целей, задач прокуратуры влечет изменение ее функций, а значит и статуса прокуратуры в целом16.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры определены обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
На
достижение этих целей направлена вся
деятельность прокуратуры, осуществляемая
посредством реализации ее конкретных
функций. В качестве отличительной
черты функций прокуратуры
Главной
функцией прокуратуры является надзор
за исполнением законов. В зависимости
от сфер правовых отношений, в которых
осуществляется деятельность прокуратуры
(исполнительно-
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону17.
Еще одной самостоятельной формой осуществления прокурорской деятельности является уголовное преследование. В общем виде уголовное преследование представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на решение задач уголовного судопроизводства в отношении конкретных лиц, совершивших преступление. Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Также самостоятельной функцией является координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов18.
Правовое
регулирование статуса
Действующая Конституция РФ 1993 г. определяет статус прокуратуры весьма общими предписаниями, без упоминания ее задач, функций и полномочий. В ней фактически установлены только конституционные принципы организации прокуратуры, а не функциональные основы ее деятельности.
Согласно
ст. 129 Конституции РФ, помещенной в
гл. 7 «Судебная власть», прокуратура
РФ представляет собой единую централизованную
систему с подчинением
Закрепленные
в Основном законе положения свидетельствуют
о специфичности, самостоятельности,
а также независимости
Особо следует отметить важность организации прокуратуры в виде единой централизованной системы органов, позволяющей действовать всем органам прокуратуры в едином направлении, обеспечивать единую законность в стране, использовать одинаковые по характеру общие полномочия и предъявлять одинаковые требования по устранению нарушений законов19.
Исследование
правового статуса прокуратуры
в различные периоды развития
России, в том числе и современный,
приводит к выводу о том, что российская
прокуратура является неотъемлемым
элементом системы всякой государственной
власти. Изменения в системе
Таким образом, прокуратура призвана быть важным инструментом в системе сдержек и противовесов других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности, координированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими либо подавлять их. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями при осуществлении надзора как раз и призвана обеспечивать это единство.
Прокуратура является участником как конституционных, так и отраслевых (гражданских, гражданско-процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных, административных, трудовых и др.) правоотношений. Конституционные отношения, имеющие целью обеспечить защиту личности, общества и государства, верховенство закона, соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории РФ, единство и укрепление законности, складываются между государственными органами (в данном случае - прокуратурой), с одной стороны, и кругом субъектов, определенных Законом о прокуратуре, а также гражданами - с другой.
На
прокуратуру возлагается, прежде всего,
обеспечение реализации норм права,
содержащихся в Конституции, законах
и других нормативных актах, участниками
общественных отношений (органами государства,
должностными лицами, руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций),
т.е. обеспечение принципа законности.
Глава
2. Правовой статус работников
прокуратуры России
Правовой
статус прокурора – это совокупность
прав, обязанностей, гарантированных
государством, а также ответственность
по прокурорской деятельности. Статус
прокурора соответствует
2.1 Правовой статус прокурорских работников
Прокурорами
могут быть граждане Российской Федерации,
имеющие высшее юридическое образование
и обладающие необходимыми профессиональными
и моральными качествами, способные
по состоянию здоровья исполнять
возлагаемые на них обязанности.
При их назначении на должность может
быть установлен испытательный срок
продолжительностью до 6 месяцев. В
исключительных случаях на должности
помощников прокуроров городов и
районов могут назначаться
Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокурора.
Прокурорам,
научным и педагогическим работникам
научных и образовательных
Важным
условием независимости прокуроров
при осуществлении ими своих
служебных обязанностей является наделение
их служебным иммунитетом, который
выражается в том, что любая проверка
о факте правонарушения, совершенного
прокурором, возбуждение против них
уголовного дела, производство расследования
является исключительной компетенцией
органов прокуратуры. Не допускаются
задержание, привод, личный досмотр
прокурора, досмотр их вещей и
используемого ими
Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Прокуроры
имеют право на ношение и применение
специальных средств и
Прокуроры подлежат обязательному государственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения (кроме такси), иные льготы.
Прокуроры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного управления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Информация о работе Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России