Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
1.1 Система органов прокуратуры России 6
1.2 Правовое положение прокуратуры России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
2.1 Правовой статус прокурорских работников 16
2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 70.03 Кб (Скачать документ)

     Эффективность власти, однако, заключается в ее единстве. На основании действующей  Конституции РФ это единство гарантируется  Президентом РФ, который является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной власти и суверенитет России. Единство власти, наряду с другими факторами, бесспорно обязано единой законности. Прокуратура, осуществляя функцию надзора за исполнением федеральных законов и в том числе за соответствием издаваемых в России правовых актов федеральному законодательству, а также и другие направления своей деятельности, в значительной степени формирует единое правовое пространство, реализуя принцип единой законности во всех сферах государственной и общественной жизни. Такое назначение прокуратуры определяет ее роль и место в качестве одного из элементов механизма эффективной реализации единой государственной власти, которую в России олицетворяет Президент. В этих условиях воздействие различных ветвей власти на органы прокуратуры существенно бы сократилось, а ее деятельность стала более эффективной.

     В 2001 г. Президент России В.В.Путин  в послании Федеральному Собранию РФ указал, что «важнейшей государственной задачей считаю совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры» 24.

     Данное  указание Президента России органами прокуратуры неукоснительно исполняется. В современных условиях глубоких социально-экономических перемен  они повсеместно обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

     О масштабах и сложности проводимой работы можно судить по следующим  данным. Только в первые годы XXI в. вступили в действие 44 федеральных конституционных закона, 15 фундаментальных кодексов Российской Федерации, 1829 федеральных законов, свыше 8000 указов Президента России и т.д. Органы прокуратуры обеспечивают надёжный надзор за исполнением законодательства.

     По  мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, "ошибки в законодательстве, слабо просчитанные социальные последствия тех или иных законов, оторванность от них реальной социально-экономической ситуации в обществе, их несогласованность с общественным мнением, культурными традициями могут иметь обратный, негативный эффект для социальной справедливости в обществе и его развития"25. Так, в период с 2002 по 2008 г. (включительно) в УПК РФ внесены многочисленные изменения и дополнения (34 федеральных закона, 6 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ), что свидетельствует о поспешном принятии отдельных законодательных норм, в том числе касающихся полномочий органов прокуратуры.

     Обострение  проблем, связанных с перераспределением прав собственности, в том числе  на крупные промышленные объекты  и землю, связано с законодательным  вытеснением прокурора из гражданского и арбитражного процесса. По оценке Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки, незаконный захват чужой собственности, спровоцированное банкротство, решения  по обеспечительным мерам - вот во многом результат такого решения.

     Прокуратура должна быть органом уголовного преследования, органом обвинения и надзора за соблюдением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в процессе предварительного расследования преступлений, причем по наиболее важным вопросам под контролем суда, а в ряде случаев — на основании судебных решений. Это нашло свое подтверждение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (п. 47 ст. 5, ч. 1 ст. 21, 37 УПК РФ). 

     3.1 Концепция развития  прокуратуры

     На  основе изучения исторического опыта, взглядов ученых и практиков, анализа  законодательства, как в историческом аспекте, так и современных тенденций, при разработке Концепции развития прокуратуры может быть учтено следующее.

     1. Как установлено законодателем,  прокуратура есть единая, централизованная, федеральная система, независимая  от федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  и представительной (законодательной)  власти, местного самоуправления, коммерческих  и некоммерческих учреждений  и организаций. Так гласит закон.  Так указано в Конституции  страны. Прокуратура — представитель  федеральной высшей власти, ибо  Генеральный прокурор назначается  Советом Федерации по представлению  Президента и подотчетен Федеральному  Собранию и Президенту. Отсюда  следует, во-первых, что и все  прокуроры должны назначаться  без согласия органов власти  субъектов Российской Федерации,  ибо это ставит их в определенную  зависимость. Это тем более логично, что, например, прокуроры специализированных прокуратур, в том числе военные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов РФ, и прокуроры городов и районов и приравненные к ним назначаются без такого согласия. Во-вторых, Генеральному прокурору следовало бы восстановить право на законодательную инициативу в Федеральном Собрании. Именно он, руководя органами надзора, анализируя состояние законности, исполнение законов, причины и условия, порождающие и способствующие совершению преступлений и правонарушений, обладает информацией, позволяющей наиболее компетентно вносить предложения по созданию, улучшению и развитию законодательства. Тем более что большинство прокуроров субъектов Федерации по действующим там конституциям и уставам таким правом обладают, а закон предусматривает право и обязанность прокурора участвовать в правотворчестве (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

     2. Прокуратура, как орган надзора — одна из немногих структур, которая уполномочена законом выступать при его осуществлении от имени государства — Российской Федерации. При этом она осуществляет не контрольные функции по управленческим вопросам, не просто надзор за исполнением законов, а надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции страны. То есть она уполномочена быть органом конституционного надзора в пределах полномочий, которыми она наделена.

     Такое положение требует, чтобы деятельность и полномочия, роль и положение  прокуратуры, во-первых, были регламентированы Конституцией РФ, в которой следовало  бы иметь специальный раздел, главу, посвященную ей. Подробная регламентация  построения прокурорской системы, ее роль и положение, в том числе по предоставленным ей мерам реагирования, взаимоотношениям с другими государственными органами, должна быть проведена посредством  издания федерального конституционного закона, как это практикуется в  отношении ряда структур государства, его органов.

     Это предложение не попытка как-то повысить статус прокуратуры, а вывод из того положения, роли, значения деятельности прокуратуры, тех целей, которые  перед ней поставлены и как  они сформулированы в законе: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».

     Ведь  обеспечение поставленной цели —  это осуществление положений  Конституции Российской Федерации, в частности, ст. 2, где сказано, что  «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства», и ст. 15, которая устанавливает, что:

       1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

     2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

     Деятельность  прокуратуры — это деятельность, которая помогает Президенту страны в осуществлении одной из важнейших  его функций — быть «гарантом  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

     3. С учетом возложенных на органы  прокуратуры задач и целей,  несомненно, должна быть сохранена важнейшая функция — надзор за исполнением законов, всеми органами, учреждениями, их должностными лицами и руководителями, в том числе надзор за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, как это определено Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

     Следует не только сохранить надзорную функцию прокурора, четко определив в законе основания проверок и пределы прокурорского надзора, но и предусмотреть законом (это совсем не требует каких-либо изменений в Конституции России) осуществление прокурором от имени Российской Федерации надзора за соответствием Конституции и закону постановлений и решений Правительства Российской Федерации. Понятно, что такое предложение вызовет множество возражений, обвинений в стремлении непомерно расширить власть прокуратуры, вмешательстве в осуществление деятельности одной из ветвей государственной власти26.

     В Концепции развития органов прокуратуры, прокурорского надзора должно быть более четко определено развитие взаимоотношений и взаимоположений  органов прокуратуры и судебной власти, положение прокурора в осуществлении правосудия, в судопроизводстве — уголовном, гражданском, административном, конституционном.

     Прокурор  — не только сторона, будь он государственным  обвинителем, заявителем или истцом (по иску в интересах иных лиц), но он одновременно представитель органа, осуществляющего от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, что налагает на него определенные обязанности27.

     Речь  не идет и не может идти о надзоре  за судом. Это не входит в компетенцию  прокурора, и он не наделен и не должен быть наделен подобными полномочиями. Однако суд, как это установлено  в Конституции Российской Федерации, «...подчиняется только Конституции  и федеральному закону» (ст. 120), что  вытекает из положений ст. 15 Конституции. Рассматривая любое дело, суд принимает  постановление (приговор, решение, определение), которое должно соответствовать  Конституции России и федеральному законодательству. Это правовые акты, приобретающие после вступления в силу значение закона. Надзор за деятельностью судов в установленной процессуальной форме осуществляют и дают необходимые разъяснения по вопросам судебной практики Верховный Суд и Высший арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 126, 127 Конституции РФ).

     Сегодня выдвигаются новые требования к  прокурорам и ставятся более сложные  задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора  с тем, чтобы правозащитный и  правоохранительный потенциал прокуратуры  реально способствовал развитию демократического правового государства.

     В числе приоритетных направлений  деятельности органов прокуратуры  продолжают оставаться борьба с преступностью  и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  единства правового пространства страны.

     В настоящее время органы прокуратуры придают особое значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

     Именно  в этом видится основное направление  деятельности прокуратуры, от которой  во многом зависит благосостояние и  правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства28.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Как было сказано, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, которая должна осуществлять надзор и за соблюдением в судебных постановлениях Конституции и законов Российской Федерации и реагировать в случаях, когда нарушаются требования Конституции или законов.

     На  основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

     На  прокуратуру возлагается, прежде всего, обеспечение реализации норм права, содержащихся в Конституции, законах  и других нормативных актах, участниками  общественных отношений (органами государства, должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций), т.е. обеспечение принципа законности.

     Российская  государственная власть в своей  первооснове едина. Важно не только правильно рассредоточить власть по сферам реализации норм права, но и  посредством именно прокурорского  надзора обеспечить её единство, согласованность  деятельности государственных органов  и должностных лиц, относящихся  к различным направлениям, к разным секторам и уровням власти. В настоящее  время любые перемещения системы  прокуратуры "влево" или "вправо" под воздействием различных факторов и "концепций" вызовут необратимые  негативные последствия для безопасности личности, общества и российского  государства, в целом системы  законности в России. Это крайне негативно отразится на деятельности органов прокуратуры государств, входящих в СНГ, системе коллективной безопасности и правопорядка, а также  на международном авторитете нашей  страны.

Информация о работе Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России