Сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Так, в науке уголовно-процессуального права России и зарубежных стран выделяют различные модели прокуратур: прокуратура в составе министерства юстиции, прокуратура в составе судебной системы, прокуратура как самостоятельная система .
Цель данной работы – провести сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах. Для достижения обозначенной цели, необходимо последовательно решить ряд задач:
- ознакомиться с историей прокуратуры в России;
- определить место прокуратуры в системе государственных органов в различных зарубежных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 5
Глава 1. История прокуратуры Российской Федерации ……………….. 7
Глава 2. Место прокуратуры в системе государственных органов
2.1. Место прокуратуры в системе государственных органов Франции и США ……………………………………………………………………... 21
2.2. Место прокуратуры в системе государственных органов Испании и Греции ……………………………………………………………………. 30
2.3. Прокуратура как отдельная система и подчинена парламенту (на примере социалистических стран) ……………………………………. 31
Глава 3. Страны, где институт прокуратуры отсутствует ……………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………... 40

Работа состоит из  1 файл

прокуратура РФ.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти[15].

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

5

 



Глава 2. Место прокуратуры в системе государственных органов.

2.1. Место прокуратуры в системе государственных органов Франции и США.

Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов. При рассмотрении в суде гражданских споров прокурор может выступать в качестве так называемой присоединенной стороны, давая заключение по поводу законности заявленного в суде иска[16].

В организационном отношении прокуратура строится применительно к структуре судебных органов.

Прокуроры республики при трибуналах большой инстанции, помимо выполнения прокурорских функций, связанных с рассмотрением гражданских дел, лично или через своих заместителей (помощников) поддерживают обвинение в трибунале большой инстанции (исправительном трибунале) и в суде присяжных. На прокуроров республики при трибуналах большой инстанции возложено осуществление прокурорских функций в трибуналах малой инстанции[17]. Прокуроры республики вправе приносить апелляцию на приговоры и решения трибуналов обеих категорий. Одной из важных их функций является руководство органами расследования, действующими на подведомственной им территории, а также надзор за содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры при апелляционных судах дают свои заключения по поводу рассматриваемых в апелляционном порядке гражданских дел, поддерживают обвинение в апелляционном суде, а также в суде присяжных, действующем в месте нахождения апелляционного суда. Они наделены правом принесения апелляции на приговоры полицейских и исправительных трибуналов. На них возложен надзор за применением уголовных законов в пределах района их компетенции, надзор за судебной полицией и содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры имеют заместителей и помощников.
              Высшим должностным лицом французской прокуратуры является Генеральный прокурор при Кассационном суде. Основная его обязанность - дача заключений по поводу дел, рассматриваемых судебными палатами Кассационного суда.

Все прокуроры Франции назначаются на должность президентом республики по представлению министра юстиции[18].

Генеральный прокурор США, возглавляющий Министерство юстиции как приданный ему аппарат, выполняет такие функции, которые в других странах возложены на прокуратуру, министерство внутренних дел, органы контрразведки и уголовного розыска, тюремные ведомства[19]. Сфера деятельности прокуратуры США поэтому намного шире обычной для прокуратуры сферы уголовного преследования и государственного обвинения и не совпадает с традиционной для министерства юстиции сферы судебного управления.

Федерализм США обусловил существование трех самостоятельных звеньев прокуратуры: федерального, штатного и местного. Каждое звено имеет свои особенности в организации, комплектовании и компетенции и действует в пределах своей территориальной и предметной юрисдикции[20]. Штат вправе на основе собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливать организацию и определять объем полномочий прокуратуры в штате, а федеральная службы функционирует на основе законов, принимаемых Конгрессом США. Ни Генеральный прокурор США, ни подчиненные ему органы не уполномочены руководить прокурорами в штатах.

Прокуратура на федеральном уровне - строго централизованная иерархия правоприменяющих органов исполнительной власти, представленная Генеральным прокурором США и Прокурорами США.

Генеральный прокурор США надзирает за Прокурорами США и руководит ими. Общее политическое руководство самим Генеральным прокурором осуществляет Президент США, на котором в силу статьи II Конституции США лежит обязанность «обеспечивать точное исполнение законов». Президент же назначает Генерального прокурора «по совету и с согласия» Сената.

Должность Генерального прокурора США была учреждена на основании Закона о судоустройстве 1789 года. Первоначально он выполнял свои функции почти единолично, не имея в подчинении министерства. Лишь в 1870 году было учреждено Министерство юстиции, подчиненное Генеральному прокурору.

Основные обязанности Генерального прокурора США - представительство интересов правительства США в судах, консультирование правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства - реализуются через соответствующим образом организованные подразделения Министерства юстиции и через прокуроров США.

Функции юрисконсульта правительства реализуются по официальным запросам Президента и глав федеральных министерств и ведомств. Консультации документально оформляются как «мнения Генерального прокурора США»[21]. «Мнение» представляет собой официальное толкование той или иной нормы применительно к конкретным обстоятельствам.

Важной обязанностью Генерального прокурора является дача рекомендаций президенту относительно кандидатов на должности федеральных судей, включая членов Верховного суда США.

Функция Генерального прокурора по представительству интересов США в судах делегирована Генеральному солиситору США, одному из высших должностных лиц Министерства юстиции. Генеральный солиситор представляет США в Верховном суде по всем категориям дел, затрагивающим интересы американского государства в целом.

Функция Генерального прокурора по обеспечению исполнения федеральных законов делегирована различным подразделениям Министерства юстиции (управлениям, бюро, службам, советам), общее руководство которым возложено на  первого заместителя Генерального прокурора США.

Заместитель Генерального прокурора курирует лишь те подразделения, которые действуют преимущественно в сфере применения гражданско-правовых норм.

Функции управлений аналогичны прокурорским, в пределах своей предметной юрисдикции управление наблюдает за исполнением законов, возбуждает уголовное преследование, осуществляет процессуальное руководство следствием, поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел или представляет правительство в гражданской тяжбе. В министерстве имеются следующие управления:

- по уголовным делам; - по гражданским делам;

- по делам о нарушениях антитрестовского законодательства;

- по делам о нарушениях налогового законодательства;

- по делам об охране окружающей среды и природных ресурсов;

- по делам о нарушениях гражданских прав.

В управлении по уголовным делам имеется отдел по международным делам, занимающийся вопросами взаимной правовой помощи, выдачи или депортации преступников, которые скрывались в США от правосудия в своих странах[22].

Группу подразделений на правах бюро можно условно разделить на две категории: пользующиеся правом производства расследования и выполняющие функции организационно–распорядительного характера.

Администрация по применению законов о наркотиках проводит оперативно-розыскную и следственную работу по делам, связанным с преступным изготовлением, хранением, сбытом и употреблением наркотических средств. Поскольку торговля наркотиками в настоящее время в США почти целиком контролируется синдикатами организованной преступности и представляет одну из самых доходных для них отраслей преступного бизнеса, оперативно-следственные сотрудники по делам о наркотиках работают под руководством ФБР и в тесном контакте со следственными аппаратами других министерств.

Федеральное бюро расследований выполняет основной объем оперативно-розыскной и следственной работы Министерства юстиции. ФБР - разветвленное, но строго централизованное ведомство во главе с директором и его помощниками, имеет 56 отделений в крупных городах США (каждое из которых имеет филиалы) и посты связи в ряде зарубежных стран (в 1994 г. пост связи ФБР был открыт в Москве). Штаб-квартира в Вашингтоне. Юрисдикция ФБР распространяется на большинство преступлений, преследуемых по федеральным законам[23]. Проводя расследование и оперативные мероприятия в связи с возможными нарушениями законов об охране национальной безопасности, ФБР действует как орган контрразведки. Исполнительным приказом Президента, изданным в 1981 году на ФБР была возложена координация контрразведывательных мероприятий всех правительственных ведомств США, включая ЦРУ и министерство обороны. Инструкциями Генерального прокурора ФБР было уполномочено проводить так называемое разведывательное расследование деятельности групп граждан, подозреваемых в терроризме или угрожающих внутренней безопасности США.

Бюро тюрем занимается административным управлением системой федеральных исправительных учреждений, в которых отбывают наказание лица, осужденные по федеральным законам.

Служба Маршалов США, имеющая в министерстве статус бюро, занимается координацией деятельности Маршалов США в федеральных судебных округах. Своеобразие института Маршалов США заключается в том, что этот орган исполнительной власти фактически подчинен судебной власти, поскольку главная функция маршала и его помощников - исполнение всех приказов, предписаний и распоряжений, отданных федеральным судом, и обеспечение исполнения вступивших в силу судебных решений. Маршалы США по делам федеральной юрисдикции производят аресты, обыски и изъятия согласно ордерам, выданным судом, обеспечивают охрану участников процесса, содержание под стражей и перевозку арестованных и осужденных до помещения их в исправительные учреждения.

Национальное центральное бюро Интерпола осуществляет связь с Интерполом, 181 страной-участницей этой международной полицейской организации и через общеамериканскую телекоммуникационную систему имеет выходы на 20 тысяч правоприменяющих органов штатного и местного подчинения с целью эффективного обеспечения розыска преступников. В состав бюро входят представители основных федеральных правоприменяющих органов.

Служба программ совершенствования правосудия занимается разработкой, реализацией и координацией программ содействия органам власти - федеральным и штатов - в деле борьбы с преступностью, совершенствования судопроизводства и деятельности учреждений уголовной юстиции. Под эгидой этой службы функционируют Национальный институт правосудия (исследовательский центр по изучению причин преступности и выработке мер ее предупреждения), бюро содействия органам уголовной юстиции (оказание финансового содействия органам уголовной юстиции в штатах), бюро судебной статистики, служба по проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних и отправления правосудия по делам несовершеннолетних.

В министерстве юстиции существуют следующие подразделения на правах советов[24].

Исполнительная служба по иммиграционным делам включает три подразделения - службу иммиграционных судей, службу главного иммиграционного судьи и совет по рассмотрению апелляционных жалоб по иммиграционным делам. Первое подразделение объединяет судей, председательствующих на слушаниях дел о депортации и высылке иностранцев; второе осуществляет общее руководство этими судьями; третье рассматривает апелляционные жалобы на решения иммиграционных судей и сотрудников службы иммиграции и натурализации. Обжалование решений самого совета может производиться в федеральные суды общей юрисдикции.

Комиссия США по условно-досрочному освобождению  рассматривает и решает вопросы об условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих наказание за нарушение федеральных законов.

Комиссия США по урегулированию претензий к зарубежным государствам оказывает содействие гражданам США, выдвигающим исковые требования (о возмещении ущерба иностранным правительствам.

В министерстве имеется ряд других подразделений: 

- юрисконсультская служба (составление «мнений Генерального прокурора США»); 

- служба по законодательным вопросам (разработка законопроектов); 

- служба разработки курса министерства юстиции;

- юрист по вопросам помилования (выработка рекомендаций Президенту по вопросам помилования и снижения наказаний); 

- служба по вопросам взаимоотношений в общинах (разработка внеправовых форм улаживания расовых и этнических конфликтов); 

- отдел управления юстицией (выработка рекомендаций по организационным вопросам деятельности подразделений министерства); 

- служба профессиональной ответственности (проведение служебного расследования фактов злоупотребления должностью сотрудниками министерства); 

- служба по делам разведки (правовой контроль за деятельностью разведывательных органов; подготовка ходатайств о разрешении прослушивания по делам национальной безопасности, подаваемых в специальное федеральное судебное присутствие); 

- исполнительная служба попечителей США (руководство попечителями по делам о банкротстве, отнесенным к федеральной юрисдикции); 

- служба генерального инспектора (ревизии и аудиторские проверки с целью контроля за расходованием средств);

- служба по связям с общественностью и средствами массовой информации;

- служба по исполнению законов о свободе информации и охране частной жизни;

Информация о работе Сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах