Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Так, в науке уголовно-процессуального права России и зарубежных стран выделяют различные модели прокуратур: прокуратура в составе министерства юстиции, прокуратура в составе судебной системы, прокуратура как самостоятельная система .
Цель данной работы – провести сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах. Для достижения обозначенной цели, необходимо последовательно решить ряд задач:
- ознакомиться с историей прокуратуры в России;
- определить место прокуратуры в системе государственных органов в различных зарубежных странах.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 5
Глава 1. История прокуратуры Российской Федерации ……………….. 7
Глава 2. Место прокуратуры в системе государственных органов
2.1. Место прокуратуры в системе государственных органов Франции и США ……………………………………………………………………... 21
2.2. Место прокуратуры в системе государственных органов Испании и Греции ……………………………………………………………………. 30
2.3. Прокуратура как отдельная система и подчинена парламенту (на примере социалистических стран) ……………………………………. 31
Глава 3. Страны, где институт прокуратуры отсутствует ……………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………... 40
- служба по делам о насилии против женщин;
- служба попечителя федеральных мест предварительного заключения (надзор за законностью и обеспечением безопасности в федеральных местах предварительного заключения);
- служба по вопросам разрешения споров (содействие внедрению альтернативных форм разрешения споров);
- служба по вопросам взаимодействия населения и полиции в охране правопорядка;
- консультативная служба по вопросам профессиональной ответственности.
Прокуроры США - представители Генерального прокурора США на местах, руководители федеральной прокуратуры в каждом из 94 федеральных судебных округов[25]. Каждый из них назначается Президентом с одобрения Сената. Функции Прокурора США - в рамках территориальной юрисдикции - осуществление уголовного преследования за нарушение федерального законодательства и представительство федерального правительства при рассмотрении судом гражданских дел, одной из сторон в которых выступают США.
Министерство юстиции США в необходимых случаях может мобилизовать для выполнения специальных задач органы расследования и полицию. Происходит это в форме организации так называемых ударных сил, предназначенных обычно для борьбы с организованной преступностью и преступным распространением наркотиков. Ударные силы объединяют сотрудников ФБР, опытных обвинителей и следователей, лучших работников таможенного бюро и службы внутренних доходов, секретной службы и других федеральных, штатных и местных учреждений, имеющих опыт борьбы с различного рода преступлениями.
5
2.2. Место прокуратуры в системе государственных органов Испании и Греции.
В Испании согласно Закону № 50, которым регулируется органический статут Прокуратуры, 1981 года, прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса[26].
Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и во всяком случае с принципами законности и беспристрастности, что означает и непринадлежность к политическим партиям. Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно.
Возглавляет их генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.
В Греции обвинения в судах поддерживает генеральный прокурор при Ареопаге, прокуроры при апелляционных судах и окружные прокуроры. Генеральный прокурор дает заключения по гражданским делам; он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры могут вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого[27].
5
2.3. Прокуратура как отдельная система и подчинена парламенту (на примере социалистических стран).
В этих странах на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица.
Начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, социалистические конституции неизменно регулируют статус прокуратуры как одного из важнейших государственных органов, хотя реально значение этого общего надзора ничтожно. Обычно социалистическая прокуратура - организационно обособленная система органов, возглавляемая генеральным прокурором, которого формально назначает парламент на срок своих полномочий или на более длительный срок и который формально же несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.
Он назначает нижестоящих прокуроров. Реально решения о назначении и смещении прокуроров принимаются коммунистическими партийными инстанциями.
Так, согласно Конституции КНДР (ст. 143–146), прокурорскую деятельность осуществляют Центральная прокуратура, провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные прокуратуры и специальные прокуратуры.
В обязанности прокуратур входит:
1. надзор за точным исполнением государственных законов государственными органами, предприятиями, общественно-кооперативными организациями и гражданами;
надзор за непротиворечием постановлений и распоряжений государст -
венных органов Конституции, законам, актам Президента, Центрального
народного комитета, Постоянного совета Верховного народного
собрания, Административного совета;
2. защита «власти рабочих и крестьян и социалистического строя» от любых посягательств, охрана государственной и общественно-кооперативной собственности, конституционных прав, жизни и имущества граждан (прокуратуры делают это, «разоблачая преступников и нарушителей закона и привлекая их к ответственности по закону»).
Деятельностью прокуратуры централизованно руководит Центральная прокуратура, которая назначает и освобождает от должности прокуроров. Председатель же Центральной прокуратуры в соответствии с п. 8 ст. 76 Конституции назначается и освобождается от должности Верховным народным собранием[28]. Все прокуратуры подчиняются вышестоящим прокуратурам и Центральной прокуратуре, которая за свою деятельность ответственна перед Верховным народным собранием, Президентом и Центральным народным комитетом.
Верховное народное собрание заседает несколько дней в году (не говоря уже о его составе и принятых в нем нравах послушания) и что Центральный народный комитет возглавляется Президентом, и становится ясно, что прокуратура – всего лишь одна из карательных дланей Президента.
Действующая Конституция Китайской Народной Республики 1982 года организационно децентрализовала прокуратуру, органы которой призваны согласно ст. 129 осуществлять надзор за соблюдением законности. Согласно части второй ст. 101 Конституции местные собрания народных представителей уездной ступени и выше избирают и имеют право освобождать от должности главных прокуроров народных прокуратур соответствующей ступени; такое решение доводится до сведения вышестоящего главного прокурора и утверждается постоянным комитетом собрания народных представителей этой вышестоящей ступени[29].
Все прокуратуры ответственны перед органами государственной власти (т.е. собраниями и их постоянными комитетами) своего уровня и вышестоящей прокуратурой, если таковая есть (ст. 133 Конституции).
В какой-то мере данная традиция проявилась и в новейших конституциях некоторых постсоциалистических стран. Так, в словацкой Конституции установлено, что прокуратура, охраняющая права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и государства, возглавляется генеральным прокурором, которого назначает и отзывает Президент по предложению Национального совета.
5
Глава 3. Страны, где институт прокуратуры отсутствует.
В Англии с ее традициями широкого местного самоуправления, частного обвинения, судебного контроля потребности в прокуратуре не возникало. Возможность осуществления уголовного преследования в суде без прокуратуры Великобритания демонстрирует на протяжении всего своего существования.
И.Я. Фойницкий исходил из разделения обвинения на должностное и частное.9 Он указывал, что государство может поручить обвинение как особым должностным, так и частным лицам. С его точки зрения, это вопрос уровня государственной и общественной культуры. В эпоху спокойного и уравновешенного состояния общественной жизни у народов с сильно развитым социальным чувством, не нуждающимся в искусственной поддержке со стороны государственной власти, наблюдается широкое развитие института частного обвинения, нередко переходящее в обвинение народное (когда обвинение может быть предъявлено каждым из народа). Таков Рим с его обвинительным процессом классической эпохи, такова Англия, праву которой известна широкая постановка частного обвинения.
В основе английской правовой теории лежит утверждение о незыблемости частной инициативы как движущей силы судопроизводства. Долгое время в Англии не было и подобия прокуратуры.
Впервые организация, напоминающая континентальную прокуратуру, но с очень ограниченным полем действия, была создана Законом 1879 г. «О преследовании преступлений». Этим законом учреждалась должность Директора публичных преследований с особым департаментом при нем и штатом помощников.
Согласно правилам, установленным в 1886 г., на дирекцию было возложено уголовное преследование: а) по делам о преступлениях, караемых смертной казнью; б) по делам, ранее находившимся в ведении солиситора казначейства; в) по делам, возбуждаемым по требованию генерального атторнея; г) дела, уголовное преследование по которым диктуется государственными интересами.[30]
В настоящее время в Великобритании обвинение по большинству уголовных дел поддерживается либо полицией, либо отдельными гражданами, и только по наиболее серьезным преступлениям расследование проводится ведомством Директора публичных преследований, которое и берет на себя поддержание государственного обвинения по этим делам.
В отечественной науке России существует точка зрения, согласно которой учреждение Королевской службы преследования было вызвано необходимостью совершенствовать государственный механизм, призванный вести борьбу с преступностью. Общество перестало безоговорочно поддерживать устаревшее положение о праве каждого гражданина осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших преступление. Стало ясно, что силами частных лиц противостоять росту преступности невозможно.[31]
Низовые звенья службы государственных обвинителей возглавляются местными королевскими преследователями (Branch Crown Prosecutors). На них и подчиненных им сотрудниках лежит основная работа по осуществлению уголовного преследования в судах.
Среднее звено службы обвинителей образовано в округах. На него возложено уголовное преследование по делам о преступлениях, отличающихся повышенной опасностью и сложностью, а также руководство местными подразделениями. Количество округов, в которых имеется среднее звено службы обвинителей, соответствует количеству полицейских округов. Это сделано для обеспечения тесного взаимодействия указанной службы с полицейскими подразделениями.
Представляет интерес то, каким образом законодательство Соединенного Королевства регламентирует порядок осуществления данного взаимодействия. Деятельность службы регламентируется упомянутым Законом 1985 г., Кодексом королевских преследователей и Инструкцией для адвокатов, осуществляющих преследование. Должностные лица службы государственных обвинителей вправе давать рекомендации полиции в связи с началом производства по конкретному уголовному делу, проверять уголовные дела, находящиеся в производстве у полиции, готовить материалы для суда, инструктировать адвокатов (солиситоров и барристеров), которым служба поручает уголовное преследование. Между службой преследования и адвокатурой заключаются разовые или постоянные договоры на ведение дел в судах.
Главой Королевской службы преследования является уже упоминавшийся ранее Директор публичных преследований, имеющий небольшой центральный аппарат.
Генеральный атторней, назначающий Директора и контролирующий его деятельность, вправе прекратить уголовное преследование по обвинительному акту в силу различных причин (болезнь обвиняемого, процедурные нарушения и др.). Он вправе предоставить иммунитет от уголовного преследования соучастникам преступления, представившим доказательства вины своих сообщников, требовать прекращения уголовного дела, возбужденного иным органом.[32]
В отдельных случаях Генеральный атторней выступает государственным обвинителем по делам о преступлениях, причинивших вред правомерным интересам Королевы, Правительства или его членов.
Особенности английской правовой системы определили и уникальность института уголовного преследования. В указанном виде этот институт не был воспринят другими государствами.
Несмотря на то что американская судебная система создавалась в основном по английскому образцу, постановка обвинения в США другая.
Информация о работе Сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах